Уйти от психологии иждивенчестваТЕМА ДНЯ В последние годы вопрос о сельских Советах депутатов рассматривался на многих уровнях. Решалась, можно сказать, их судьба (ведь звучали разные предложения, в т.ч. и об упразднении этой структуры). Но, в конце концов, сама жизнь подтвердила жизнеспособность и необходимость первичного звена власти. Ведь местные Советы — неотъемлемая часть народовластия. О необходимости вывести народовластие на новый уровень говорилось и в Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.С вопроса о том, какая роль отводится местным (сельским) Советам депутатов на пути к построению экономически сильного, стабильного государства, мы и начали беседу с начальником управления по взаимоотношениям с органами местного самоуправления Администрации Президента Республики Беларусь Анатолием РУДЕНКО. — Начну с того, о чем говорил глава государства в своем Послании: «Большие надежды мы возлагаем на вновь избранные местные Советы депутатов. Хотелось бы видеть в лице Советов и исполкомов рачительных хозяев, самостоятельно решающих проблемы местного значения». Это, по сути дела, и есть направление совершенствования деятельности всей системы местного самоуправления: рачительно хозяйствовать и самостоятельно решать проблемы местного значения. Это заявление было сделано главой государства не просто так. За последние два года Президент поддержал многие инициативы, направленные на то, чтобы местное самоуправление действительно стало опорой власти. Ведь сельские Советы — это те органы, которые непосредственно выходят на людей и лучше других должны знать их заботы, настроения и проблемы. И не только знать — но и решать. Поэтому прежде всего была укреплена материальная база каждого сельского Совета: не осталось ни одного, где бы не было автомобиля, компьютера, современных средств связи, отдельного благоустроенного помещения... То есть, условия для работы созданы. Теперь необходимо, чтобы кадры на местах переосмыслили свои задачи, преодолели иждивенческие настроения. — Что вы имеете в виду? — Подход к работе, основанный на принципе «дайте нам деньги, а мы их начнем делить». Снова «каждой сестре по серьге»? Надо уходить от этого понимания местного самоуправления. Необходимо действительно глубоко осознать, что местное самоуправление — это самоорганизация людей на конкретной территории (в частности, сельсовета) для решения каждодневных задач жизнеобеспечения: как вырастить и убрать урожай, как продать излишки сельхозпродукции, как лучше организовать торговлю и бытовое обслуживание, поддержать личные подсобные хозяйства и так далее... Конечно, на местах достаточно инициативных людей, которые вносят интересные, емкие предложения по совершенствованию своей работы. Но вместе с тем значительная часть руководящих работников этого уровня не понимает сущности и значения происходящих сегодня процессов в системе местного самоуправления. Они привыкли работать по старинке, довольствоваться тем, что «само упадет», и обвинять всех и вся, если «не упало». Чтобы преодолеть эту психологию потребления, понадобится время. Потому что делить и раздавать деньги просто так, без всяких обоснований, никто не будет. Впереди всего должна находиться экономика. Необходимо составить четкие бизнес-планы, определяющие развитие конкретной территории. Все должно быть просчитано и обосновано. Но понимания этого мы, к сожалению, иногда не видим на местах. — Указ Президента № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения» как раз и был разработан для того, чтобы кадры на местах переосмыслили свои возможности и задачи... — Этот Указ является программным документом, который определяет основные направления, стратегию деятельности первичного звена власти. Вот говорят: мол, указ предоставляет Советам не слишком широкие возможности в плане налоговой базы. Но ведь этот документ дает им главную возможность — подумать. Там прописаны 16 источников доходов, которые пока практически не работают у нас, а должны были бы работать... Вот, к примеру, придорожный сервис — сколько раз уже об этом говорили! Почему местное самоуправление не займется его организацией? Да мало ли что можно еще создать — предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции или подразделение по оказанию помощи в ведении личного подсобного хозяйства... Главное — не сидеть и не ждать. Здесь многое зависит от личности председателя сельисполкома. Конечно, прописанное в рамках Указа № 21 Положение о председателе сельского исполнительного комитета расширило круг его полномочий. Но ведь и раньше там, где был авторитетный руководитель первичного звена власти, вопрос о назначениях начальников и директоров предприятий и учреждений на соответствующей территории без него не решался. Сейчас это положение узаконено, как и многие другие, позволяющие повысить роль руководителя первичного звена власти. И тем не менее авторитет председателя исполкома создается не документами, а в первую очередь им самим. Если человек попал на это место случайно (что, к сожалению, не исключено, так как должность выборная), то и работать он будет соответственно. Поэтому и реализация отдельных направлений деятельности по развитию территории на местах пробуксовывает. Кстати, в отношении вопроса изменения психологии кадров на местах мы надеемся на помощь Академии управления при Президенте Республики Беларусь — там, на базе Института высших управленческих кадров, организованы курсы повышения квалификации председателей первичного уровня власти, осуществляется набор слушателей — перспективных молодых людей. Всякая работа по реализации любого документа должна начинаться с обучения кадров. Очень хотелось бы, чтобы в систему местного самоуправления пришли энергичные, амбициозные люди, которые хотят показать себя в конкретном деле. Сейчас, кстати, для председателя сельского Совета нет более конкретного дела, чем реализация программы возрождения и развития села. — «Как ни парадоксально, но недостатки в выполнении Государственной программы развития и возрождения села кроются в субъективном факторе», — цитирую Послание Президента. Программа, говорится далее, не сводится к подкрашиванию заборов и наведению порядка... — Хочу сказать, что развитию и возрождению села глава государства уделяет огромное внимание и совершенно ясно дает понять это работникам всех рангов на местах. Основным показателем эффективности работы сельскохозяйственных предприятий сегодня является прибыль. Если предприятие имеет прибыль, оно может часть средств из нее расходовать на благоустройство, социальные нужды, создание комфортных условий для проживания. И это является важнейшим показателем развития самоуправления. Самоуправление будет действенным, если оно будет само- окупаемым. Может быть, не полностью самоокупаемым, но хотя бы способным обеспечить людей рабочими местами. То есть, необходимо так оптимизировать территорию сельсовета, чтобы там развивались малый и средний бизнес и, как результат — торговля, транспорт, служба быта, общепит, а также личные подсобные хозяйства. Все это, конечно, должно происходить параллельно с созданием и развитием высокорентабельного сельскохозяйственного производства... Ну а потом уже покраска заборов — куда же без нее? — Давайте вернемся к Указу № 21. Как идет его реализация? Знаю, что есть проблемы с передачей объектов недвижимости — дорог, систем водоснабжения — специализированным организациям. — Да, Указ уже начал действовать. Определенные статьи бюджета приведены областными Советами в соответствие с этим документом, то есть туда внесены изменения и дополнения. Понятно, что основные изменения будут вноситься в бюджет следующего, 2008 года, но уже с июля текущего года бюджеты сельских Советов начнут работать по-новому. В отношении реализации Указа местные Советы очень поддержало Министерство финансов. Была проведена работа на всех территориях, и многие вопросы, которые возникали повсеместно в отношении налогов и финансовых операций, были сняты... Значительную работу провела Академия при Президенте Республики Беларусь. Исходя из нового Указа, они составили совершенно новые тематические планы повышения квалификации слушателей. Что касается сложностей, то они возникают не только в связи с передачей дорог и систем водоснабжения. Сейчас, к слову, на контроле в Администрации Президента находится Указ № 58 «О вопросах изъятия и предоставления земельных участков» — здесь предстоит чрезвычайно сложная, кропотливая работа. А также Указ № 70 «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками». Ведь нет такой деревни, где бы не пустовали 5—8, а то и больше домов. И никто не мог ничего с ними сделать, пока не вышел соответствующий указ. То же и с дорогами, с водоснабжением. Конечно, передать их на баланс специализированных организаций не так просто — коммунальные службы не хотят принимать объекты, находящиеся далеко не в лучшем состоянии. Но сказать: забирайте все и сразу — тоже невозможно. Это нужно делать поэтапно, здесь не обойтись без взаимных уступок и договоренностей. — В соответствии с Указом № 21, сельские Советы должны были до 1 июня предоставить в районные исполкомы уточнения и предложения по своим бюджетам... Есть основания предполагать, что сделали это не все. — К сожалению, кое-кто и сейчас думает: ну, дают мне деньги на зарплату, аренду помещения, отопление, освещение — а больше ничего и не надо. «Наверху» за меня все решат и все сделают. Ничего подобного. Разработайте со специалистами, экономистами, финансистами свои предложения по развитию территории, утвердите их на сессии, подайте в район, докажите их необходимость. Исходить при этом нужно из конкретных финансово-экономических возможностей — ведь на территории сельсовета не построишь казино или космодром. Но можно запланировать ремонт водоснабжения или укладку новых тротуаров, или открытие швейного цеха... Только надо тщательно все просчитать — с учетом возможностей, прибылей, отчислений и дотаций... А если взять план «с потолка», ни с кем не советуясь, сидя в кабинете, или вообще ничего не предложить — то ничего и не получится. А потом говорят некоторые председатели сельских Советов: мол, мне надо проблему решать, а «вертикаль» не дает. Но ведь «вертикаль», исполнительная власть, и существует для того, чтобы решать реальные, конкретные вопросы. Если ты председатель Совета, то начни свою работу с проведения полной инвентаризации территории. Может быть, какое-то бросовое здание можно сдать в аренду предпринимателю — организовать там магазин или грибоварню. Да мало ли что можно на селе придумать, чтобы занять людей. Ведь когда люди будут заняты, отпадет и необходимость создавать такое количество административных комиссий по борьбе со всякого рода асоциальными явлениями. Вместо административных комиссий нужно создавать рабочие места. — Ваши оппоненты часто говорят, что «вертикаль» зажимает инициативы местного самоуправления... — Неужели они думают, что кто-то сознательно мешает председателям сельских Советов решать свои вопросы? Да пусть проявляют инициативу, пусть собирают людей хоть каждый день — на сходы, на сессии, пусть обсуждают имеющиеся проблемы. Вот когда они их решат, то действительно почувствуют, что имеют и власть, и силу, и авторитет. Но сидеть и ждать, что центральные власти вдруг возьмут и выделят миллиарды рублей — это, извините, чистой воды популизм и все та же психология иждивенчества. — Недавно прошло первое рабочее совещание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления, членом которого вы являетесь. Сможет ли эта структура оказывать местным Советам реальную помощь? — Сможет хотя бы потому, что работа Совета по взаимодействию построена так, чтобы не оторваться от реальной жизни. Там собрались серьезные, заинтересованные люди, не понаслышке знающие сельскую жизнь. Они могут внести конкретные предложения по той или иной проблеме, обобщить какой-то опыт и в результате повлиять на ход событий в целом. Беседовала Наталия КАРПЕНКО.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В последние годы вопрос о сельских Советах депутатов рассматривался на многих уровнях. Решалась, можно сказать, их судьба (ведь звучали разные предлож
|
|