21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Умирая, человек не упрекает себя в том, что мало спал, ел или работал, — скорее, сожалеет, что в его жизни было мало дружбы, тепла, любви, что, возмож
 
 
 

ВОПРЕКИ БОЛИ, ОТЧАЯНИЮ, СМЕРТИ

26.08.2009 09:49 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ВОПРЕКИ БОЛИ, ОТЧАЯНИЮ, СМЕРТИ
Умирая, человек не упрекает себя в том, что мало спал, ел или работал, — скорее, сожалеет, что в его жизни было мало дружбы, тепла, любви, что, возможно, он не испытал каких-то ярких эмоций... Чувства имеют ценность, ведь недаром многим из нас жизнь без любви кажется бессмысленной и пустой.
Вы знаете, что такое родиться заново? Почему в один миг весь мир переворачивается вверх дном? Нечто подобное пережила автор этой статьи. Мне предложили присоединиться к благотворительной акции, организованной Дворцом Республики. Сотрудники Дворца и фирма-спонсор решили отвезти подарки тем, кто сам за ними приехать не может. Коробки с “богатством” (детской косметикой) мы сложили в машины и отправились в деревню Боровляны, к дому 100А по улице Березовая роща. Мы ехали в общественную благотворительную организацию “Белорусский детский хоспис”.
Накануне ночью сон никак не хотел прийти на помощь “приболевшему” сознанию. Как пройдет встреча? Что говорить этим детям? Как говорить? Казалось, я, скорее, сгорю от стыда, чем смогу посмотреть им в глаза. Ведь мы направо и налево заявляем, что времени много, мол, все успеется... А ведь такое расточительство доступно не всем.
Страхи развеялись, только когда мы въехали во двор симпатичного коттеджа из красного кирпича. Навстречу вышли женщины с лучистыми, добрыми глазами. Шустрые волонтеры разгружали коробки с подарками, а в холле коттеджа мелькали лица детей в костюмах. Да, это мы можем быть равнодушными и неблагодарными. А они не умеют! Эти дети, которым из-за болезни трудно передвигаться и даже говорить, показали нам мюзикл! Целое представление, в котором каждая мелочь, от сценария до декораций и костюмов, сделана их руками с помощью заботливых волонтеров. “В нашем дневном центре мы регулярно ставим мюзиклы, снимаем клипы... Может, вам это покажется странным, но знаете... для детей это такая радость”, — рассказывала Ирина Васильевна Байдакова — главный специалист по социальной работе Белорусского детского хосписа. — У многих из них задержка психического развития. Им трудно говорить, что-то делать, но ведь они так счастливы, когда играют в спектакле!” И действительно, у юных актеров светились лица. Как давно я не видела таких искренних улыбок, такой неподдельной радости. Да, я смотрела на них и жалела... жалела нас! Со всей нашей фальшью и бездушностью, со всем нашим нытьем. Если они так беззаботно улыбаются, то как смеем мы негодовать и жаловаться по поводу нашей жизни! А ведь многие из этих ребят прошли через такое, о чем мы боимся даже думать. И для многих из них смертельное заболевание — не единственная беда. “Кстати, с принцем у нас сегодня произошла замена. Его играл Артем Пашкевич — он должен был спеть песню в финале спектакля. Как чудесно он поет! Но в семье случилась трагедия. У него умер папа”.
А ведь у некоторых детей жизнь сложилась еще хуже. Работники хосписа рассказали нам и о больном ребенке, который живет с тетей. Дело в том, что его отец убил мать и находится в тюрьме. Что бы делали эти дети и их семьи, если бы не было хосписа? Места, где всегда можно рассчитывать на помощь... любую помощь.
“В хосписе есть 11 программ. О некоторых из них я вам расскажу”, — Ирина Васильевна повела нас на верхний этаж коттеджа. — Есть у нас программа “Год после утраты”. Когда умирает ребенок, родители находятся в тяжелом психологическом состоянии. Им необходимо выговориться, поплакать, необходим психолог. Этой программой руководит наш директор Анна Георгиевна Горчакова. Родители приходят сюда раз в месяц. А раз в год, во вторую субботу ноября, у нас проходит “День памяти” — к нам приезжают со всей Беларуси родители детей, которые были у нас под опекой. Тех детей, которых уже нет с нами. Вот стенды”. На них — фотографии ребят разных возрастов. Один стенд висит прямо в малюсенькой комнатушке с алтарем — часовне. Второй — в соседнем помещении, похожем на учебный класс. Не знаю, какого они размера, но они казались огромными из-за бесчисленного количества изображений. Все лица симпатичные. Здесь мое сердце пропустило один удар. Только в этот момент пришло осознание, что веселые артисты, которые сейчас находятся на первом этаже, тоже вскоре могут стать только воспоминанием и фотокарточкой на этом стенде.
Внутри у меня все дрожало. Откуда-то извне слышался голос: “В нашей часовне по понедельникам проводит службу отец Виктор, священник из собора Петра и Павла. Его к нам прислал митрополит. Он проводит службы и за здравие ныне живущих, и за упокой. Выезжает по зову наших подопечных и на дом. Знаете, мы недавно отправляли семью на оздоровление в Англию. И отец Виктор нам очень помог. В семье трое детей, двое из них больны. Они страшно боялись лететь на самолете. Позвонили отцу Виктору, и он пообещал молиться за них весь день. Нам очень везет на добрых людей. Те, кому наша деятельность безразлична, с нами не сотрудничают и у нас не работают”. Как хорошо, что есть в этом мире те, кто еще не научился закрывать глаза на несчастья других.
Рядом со мной стоял мужчина, он тоже смотрел спектакль. Сейчас вместе с нами слушал рассказ о хосписе. Этот мужчина приехал, чтобы предложить помощь. У него издательство, он готов напечатать буклеты, календари, блокноты — все, что понадобится этой организации. Он — Человек! А я? Мои знакомые? Друзья? А вы?
Я и не заметила, как мы оказались в учебной комнате. Здесь каждые две недели проходят курсы от Белорусской медицинской академии последипломного образования. Они посвящены паллиативной медицине. На них приглашаются врачи и медсестры. Лекции читают психологи, юрист и врачи из онкоцентра. “Для сотрудников тоже очень важна работа с психологами”, — поясняет Ирина Владимировна, — вы же понимаете, мы очень часто сталкиваемся со смертью детей. Спускаемся на этаж ниже. Одна за другой перед нами открываются двери комнат. Симпатичные кроватки, резные шкафчики, телевизор, яркие шторы, на диванчике — цветной плед, мягкие игрушки. “У нас есть программа “Социальные койки”. То есть здесь могут проживать наши подопечные, их семья. Часто бывает, что онкоцентр передает тяжелого ребенка. Люди не знают, как пользоваться, например, электроотсосом или какими-то средствами ухода. Наши медики проводят соответствующее обучение, на время которого ребенок и его семья могут пожить у нас. Пару дней, недель, месяц, сколько нужно. У нас под опекой есть семья. У них двенадцатилетняя дочь. Родился у них второй ребенок с множественными пороками развития — слепой, не ходит. А потом у мамы обнаружили рак — она умерла этой осенью. Девочка, ее Надей зовут, стала бояться ложиться спать, темноты, ограниченного пространства, ведь она пережила ужасный стресс. Мы поселили ее к нам на зимние каникулы вместе с подругой. С девочками работал психолог. Кроме того, мы ходили с ними в Макдональдс, на каток. Девчонки из деревни, они никогда такого не видели. Мы сводили их в цирк, в ТЮЗ, на представление во Дворец Республики. Естественно, все это благодаря добрым людям и спонсорам. Страхи у Нади стали проходить. Сейчас она живет с отцом, бабушкой и дедушкой и братиком-инвалидом”.
Эти комнаты больше похожи на обычную детскую, в которую вот-вот ворвется юный озорник и начнет разбрасывать игрушки... В них нет ничего похожего на “социальные койки”. Закрывая двери одной из них, Ирина Васильевна вдруг замерла и сказала: “Здесь у нас тоже недавно проживала семья с малышом Гошей. У него огромные реснички, загибаются выше бровей. Такой красивый ребенок! К сожалению, сейчас он в очень тяжелом состоянии, поэтому пока лежит в онкоцентре”.
Есть в хосписе и программа “Родительский клуб”. Она помогает родителям решить психологические проблемы, юридические вопросы, разрешить духовные дилеммы. Перед Пасхой с родителями общается отец Виктор. Понимаете, очень трудно отвечать на вопросы “За что? Почему я? Что это такое?”
“Летом мы ездим с подопечными в наш летний домик. В 2000 году в Англии умерла медсестра. Она завещала определенную сумму денег Белорусскому детскому хоспису, на эти деньги мы домик и купили, — Ирина Васильевна повела нас обратно в комнату, где нас ждали дети. — Как летом, так и в течение года — очень помогают волонтеры. Вы видели, какие прекрасные это ребята. Очень жаль, что самые любимые наши массовики-затейники в этом году оканчивают университет, будут распределяться”. Вернувшись, мы обнаружили, что дети сидят за столом, появившимся словно по волшебству. Пир шел горой. Дети, улыбаясь, ели фрукты, пили чай с конфетами. Волонтеры разговаривали с ними и помогали справляться с мелкими бытовыми трудностями.
Я смотрела на волонтеров. Они приезжают сюда регулярно, тратя личное время и пропуская лекции, чтобы играть с детьми-инвалидами, чужими детьми... Каждый из них — ЧЕЛОВЕК! А ведь миллиарды людей планеты так и состарятся, не поняв, что у них нет привилегии носить это гордое звание. К сожалению, у меня тоже нет этой привилегии... За столом шла оживленная беседа. “Надя, — обратилась одна гостья хосписа к девчушке, игравшей разбойницу, — ты так чудесно держишься на сцене, так хорошо играешь!” Надя улыбалась и посматривала на нас лукавым взглядом: “Конечно! Я же — талант!”
Когда наша машина покинула здание 100А по улице Березовая роща и повезла в сторону Минска, я поняла, что эта поездка изменила меня и других гостей навсегда. Неожиданно пришло понимание, что эти дети умнее и сильнее нас. Они настоящие, они умеют любить и радоваться жизни... А мы? Мы бездарно тратим время, подаренное нам на глупые ценности и условности, путаемся в какой-то шелухе... А они умеют отличать подлинные ценности жизни от мишуры. Знаете, американский сенатор Ричард Нойбергер, больной раком, незадолго до смерти писал: “С тех пор, как был поставлен диагноз, мы с женой ни разу не поссорились. Я имел привычку ворчать на нее за то, что она выжимает пасту с верхушки тюбика, а не со дна, что недостаточно угождает моим прихотям в еде, что составляет списки гостей, не советуясь со мной, что слишком много тратит на одежду... Теперь подобные заботы либо вообще не существуют для меня, либо кажутся неуместными. С другой стороны, я вновь стал ценить возможности, которые прежде воспринимал как само собой разумеющиеся: позавтракать с другом, почесать ушки кота и послушать, как он мурлычет, побыть в обществе жены, вечером под мягким светом ночника почитать книгу или журнал, обшарить холодильник в поисках стакана апельсинового сока или ломтика кофейного торта. Мне кажется, я впервые по-настоящему наслаждаюсь жизнью. Наконец-то я понимаю, что не бессмертен”.

Если вы хотите помочь, направляйте средства по следующим адресам:
ОБО “Белорусский детский хоспис”
223053 Республика Беларусь,
Минский р-н, д.Боровляны,
ул. Березовая Роща, 100А.
Тел. +375(0)175052747
ОАО “Банк Москва-Минск”, код 272
Р/С 3135003490014
УНН 100806662 ОКПУ 37342741
Свид. о рег.: №01397 от 28 марта 2006 г.
Светлана ВОЛКОВА

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика