О личном и не только
О личном и не только
В июне в Доме дружбы состоялась презентация двенадцатого выпуска литературно-художественного иллюстрированного издания "Монолог: свободное творчество". Лариса МИХАЛЬЧУК Летние презентации "Монолога" давно уже стали традицией. Нынешняя, по мнению тех, кто на ней присутствовал, удалась. Говорят, было как-то по-особенному хорошо если не всем, то многим, независимо от возраста и рода занятий, чему в немалой степени способствовало участие в вечере замечательной группы "Серебряная свадьба". А главное, на презентациях выпусков "Монолога" собирается вместе много хороших и интересных людей, о каждом из которых можно долго рассказывать. Впрочем, публика, как обычно и бывает, вполне соответствует авторам, чьи монологи опубликованы в книжке. И сложно не согласиться с солисткой "Серебряной свадьбы" Светланой Бень, монолог и стихи которой также вошли в последнюю книжку издания, когда она пишет: "Большинству людей почему-то кажется, что великие люди не могут существовать рядом. И что они где-то далеко... А мне все чаще кажется, что вокруг столько Великих людей! Мне часто говорят, что я слишком восторженный человек. Ну да. Я восторженный человек. А что?". Эпиграфом к книжке "Монолога" на этот раз выбрана цитата из романа Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества": "Через несколько часов, обессилевший от длительного бодрствования, он вошел в мастерскую Аурелиано и спросил: "Какой сегодня день?". Аурелиано ответил ему, что вторник. "Я тоже так думал, — сказал Хосе Аркадио Буэндиа, — но потом заметил, что все еще продолжается понедельник, который был вчера. Погляди на небо, погляди на стены, погляди на бегонии. Сегодня опять понедельник". "Как всегда, в "Монологе" много авторов, — рассказал корреспонденту "БР" главный редактор издания Алексей Андреев. — Есть те, кто был всегда, и эти люди мне дороги. Есть новые, молодые авторы, и это важно". Открывается книжка записками Адама Глобуса о Владимире Короткевиче (1930-1984), опубликованными под рубрикой "Личное". "Была осень, и я рисовал большой натюрморт с деревянным ангелом, — пишет он. — ...Короткевич посмотрел на сделанную большой кистью фактуру масляной краски и спросил: "А ты напишешь про меня правду?". Пришлось задуматься. Если бы дядя Володя спросил меня про свой портрет на бумаге или картоне, я бы ответил сразу, но он сказал про слова. Почему именно я должен рассказывать что-то такое важное про него, почему я должен это записать?.. "Напишу!"... Вот так поспешно и неосторожно я дал слово Короткевичу...". Правда порой бывает жестокой, а воспоминания бередят душу: "Жжет! — шептал пересохшими губами Короткевич. Это последние слова, услышанные мною от него. Хотелось помочь, вытянуть его из пекла, взять за руку и вытянуть. За руку я его взял, а вытянуть не вытянул...". О В. Короткевиче сказано много, но, возможно, самые пронзительные слова о нем принадлежат А. Глобусу: "Время — расширение души со "здесь и сейчас" до "было и будет". Так можно пересказать мысль Блаженного Августина. Такое понимание времени не очень нужно физикам, но оно необходимо поэтам. Недаром свою последнюю книгу лирики Короткевич назвал "Был, есть, буду...". Он мог расширить свою душу из своего "здесь и сейчас" до нашего "было и будет". Под рубрикой "Личное" опубликованы также записки Ивана Медведева "Маляр с дипломом скульптора". Проза представлена фрагментами романа Артура Клинова "Путеводитель по Городу Солнца", рассказами Ирины Батаковой "Бульон для Божича" и "За стеной" и циклом рассказов Павла Антипова "Жизнь незаметных людей". П. Антипов учится в Литературном институте в Москве. Представляясь читателям "Монолога", он пишет: "Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я — несостоявшийся бухгалтер и недоученный писатель. Нет, лучше так: я — состоявшийся бухгалтер и начинающий писатель". Имя молодого автора стоит запомнить тем, кто следит за литературным процессом, поскольку, судя по опубликованным рассказам, в будущем он не раз заставит говорить о себе. Раздел поэзии представлен произведениями Вениамина Блаженного (1921-1999), Светланы Бень, Якова Трембовольского, Бориса Штерна и Елены Кошкиной. Композитор Виктор Копытько рассуждает о музыке, об искусстве в целом, об отношении белорусского общества к искусству: "Во все времена народ хотел развлечений, во все времена происходила коммерциализация искусства, но не было коммерциализации сознания на таком уровне. Мне ситуация кажется тревожной и для художника стрессовой... Даже если однажды стресс закончится и мы опять, не единицами, а как в XV веке, начнем создавать что-то неправдоподобно прекрасное, то это может пройти мимо. Люди утратят способность воспринимать, они забудут, как и чем это видится, слышится, чувствуется. Это требует работы тех частей физического и духовного организма, которые сегодня засыпают. И этот процесс отмирания органов может стать безвозвратным, необратимым, как необратимы многие экологические процессы, связанные с умиранием природы". Под рубрикой "Музыка" опубликована также статья Натальи Копытько "И. С. Бах — К. Штокхаузен: через время и пространство". "Зондажи и миражи Мирского замка" — так называются записки Анны Выгонной и Элеоноры Ляхнович, ставшие своеобразным продолжением темы, начатой в 11-м выпуске "Монолога" публикацией дневниковых записей реставратора Игоря Кныша. О Мире и Мирском замке написано много, но, пожалуй, ни одна публикация, среди которых было много хороших и интересных, не позволяет настолько глубоко почувствовать, что замок — это не просто памятник истории и архитектуры, а часть жизни людей, живших и живущих теперь на территории Беларуси. В книжке также опубликованы монологи художника Зои Литвиновой "Мастер создает новый мир" и фотографа Михаила Гаруса "Я это увидел", посвященные искусству, записки о Вильнюсе "Новые названия старых улиц" историка и искусствоведа Сергея Харевского, статья Алены Поповой "Непременное условие" о моде. Опубликованные в издании тексты — разные по жанру и стилю. Объединяет же их, как заметил А. Андреев, "попытка понять, где мы живем". Не менее важное место в "Монологе" занимают иллюстрации, дополняющие то, что не всегда можно выразить словами. В последнем выпуске опубликованы работы фотохудожников Алены Адамчик, Александра Бартошевича, Алексея Бибикова, Александра Веледимовича, Дарьи Визнер, Михаила Гаруса, Андрея Давыдчика, Ария Зимина, Артура Клинова, Валентины Колесниковой, Владимира Парфенка, Владимира Сутягина и работы творческой студии "Басталия", а также графические работы З. Литвиновой и студии "Басталия". В оформлении обложки журнала использованы работы З. Литвиновой "Статика" и "Голубой ангел". По словам А. Андреева, подготовка к следующему номеру начинается практически сразу же после презентации предыдущего и продолжается с большей или меньшей интенсивностью почти год. Будем ждать следующего лета. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В июне в Доме дружбы состоялась презентация двенадцатого выпуска литературно-художественного иллюстрированного издания "Монолог: свободное творчество"
|
|