СИНДРОМ СОЦСТРАХА,В ходе совещания по вопросам упрощения налоговой системы, проведенного 7 августа премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским на УП «Белкоммунмаш», немало претензий было высказано в отношении заработной платы. В последнее время ее расчет из-за множества требований и ограничений усложнился до такой степени, что по трудности и риску ошибки сопоставим с ценообразованием и налогами. Проблему можно разделить на несколько составляющих: применение Единой тарифной сетки, ограничения по отнесению расходов на оплату труда на затраты для целей налогообложения и ценообразования, требования к размерам премий и других доплат, а также основаниям их начисления. По мнению некоторых участников совещания, эти вопросы излишне зарегулированы и не позволяют применять современные методы мотивации труда, да и просто повышать зарплату работникам. Между тем в России применение единой тарифной сетки с 1992 г. обязательно только для бюджетных организаций. Остальные вправе устанавливать любые формы и системы оплаты труда по своему усмотрению и без ограничений. Впрочем, сейчас в России обсуждается вопрос отмены ЕТС и для бюджетников. К тому же в следующем году вступят в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым в затраты для целей налогообложения будут приниматься без норм суточные, а также вознаграждения членов советов директоров. Напомним, что в Беларуси командировочные расходы при исчислении налога на прибыль принимаются только в пределах установленных норм. А вопрос выплат членам выборных органов хозяйственных обществ и вовсе не урегулирован. Но, возможно, и у нас нынешняя система налогообложения средств, направляемых предприятием на выплату заработной платы, будет пересмотрена, пообещал премьер-министр С.Сидорский. Ведь это не только одна из составляющих общего направления упрощения налоговой системы страны, но и касается решения такой важной проблемы, как выплата зарплаты в конвертах. Так, министр труда и соцзащиты Владимир Потупчик сообщил, что подготовлен проект декрета, предусматривающий увеличение относимых на затраты для целей налогообложения и ценообразования премий с 30% до 80% от размера зарплаты в коммерческих предприятиях вне зависимости от форм собственности. По мнению министра, это позволит сократить выплату зарплаты «в конвертах», но, в то же время будет препятствовать социальному расслоению населения по уровню доходов. Впрочем, в любом случае бухгалтерам это послабление работы не уменьшит. Ибо технологически количество бумаг и манипуляций пальцами по клавишам калькулятора останется прежним. К тому же любая часть зарплаты, не включаемая в затраты при расчете налога на прибыль, все равно увеличивает и без того немалое налоговое бремя. Председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского Георгий Бадей, выступая на совещании, подчеркнул, что «огромная нагрузка на фонд зарплаты в виде социального страхования является одним из мотивов сохранения выплаты зарплаты »в конвертах". «Давно настало время радикально пересмотреть вопрос социального страхования», — уверен он. В перспективе такую возможность допускает и премьер-министр. «Мы занимаемся этой темой, она открыта для обсуждения в рамках рабочей группы. Минтруда занимается этой темой. Для правительства это комплексная тема всей системы страхового обеспечения населения, у нас есть определенные наработки», — сказал глава правительства. Он напомнил, что со следующего года Беларусь должна перейти на плоскую шкалу взимания подоходного налога по ставке 12%, что на 1% ниже, чем в России. В ответ государство рассчитывает на максимальную прозрачность в сфере зарплаты. Впрочем, можно предположить, что сразу это не произойдет. Таким образом, Беларусь будет одной из последних стран с переходной экономикой, которая решится воспользоваться «чудодейственным» рецептом плоской шкалы подоходного налога. А последней, вероятно, окажется Польша, где правительство намерено установить с 2010 или 2011 г. единую ставку налога на доходы физических лиц — 17%, а с учетом различных льгот — 13% (сейчас у наших западных соседей действуют три ставки налога для граждан: 19, 30 и 40%). Тем временем Минздравсоцразвития РФ подготовило радикальную пенсионную реформу, которая снизит нагрузку на бизнес. Единый социальный налог (аналог наших отчислений в Фонд соцзащиты) планируется отменить. Нынешние пенсии россиян будут пересчитаны в зависимости от стажа работы до 1991 г. А будущая пенсия молодых будет зависеть от стажа, страховых выплат и личных накоплений. Сейчас у наших соседей действует регрессивная шкала ЕСН: с годовой зарплаты до 280 тыс. RUB работодатель отчисляет 26%, с зарплаты от 280 до 600 тыс. RUB — 10%, свыше 600 тыс. — 2%. Вместо нее будет единый пенсионный взнос в размере 20%, а размер облагаемого заработка ограничен 35% выше средней зарплаты по стране. Размер будет ежегодно индексироваться. Сэкономленные благодаря снижению нагрузки средства будут направлены на добровольное пенсионное накопление. Из суммы страхового взноса 6%, направятся в накопительную часть, 14 — на страховую и базовую. Сейчас базовую часть пенсий выплачивает федеральный бюджет, но поступлений от ЕСН для этого не хватает. После реформы разрыв в доходах и расходах Пенсионного фонда будет также покрываться за счет российского бюджета (который сейчас может это выдержать). Реформа позволит повысить выплаты ушедшим на пенсию при СССР до уровня двух прожиточных минимумов пенсионера, а у будущих пенсионеров она будет не меньше 40% их индивидуального среднего заработка. При этом пенсионными деньгами будет распоряжаться не государство, а сами граждане, которые смогут вкладывать их в облигации и акции. Кстати, по данным ФНС РФ, реформа подоходного и единого социального налогов лишь через 3 года привели к выводу из тени всего 25% заработков. Возможно, поэтому уже этой осенью на рассмотрение в Госдуму будет внесен законопроект о возвращении к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц. Правда, у наших соседей есть кого облагать — при нынешнем-то изобилии миллионеров. Таким образом, совместить социальную справедливость и экономическую целесообразность налоговой системы в разных странах пытаются по-разному. Ведь собирать налоги заложено в природе государства Леонид ФРИДКИН СПРАВКА «ЭГ». Первой среди государств Центральной и Восточной Европы перешла на плоскую шкалу налога с физических лиц в 1994 г. Эстония. Вначале ставка составляла 26%, сегодня — 23% при необлагаемом минимуме в 2000 крон. Примеру эстонцев последовали в 1995 г. Литва (33%) и Латвия (25%), в 2001 г. — Россия (13%), в 2003 г. — Сербия (14%), в 2004 г. — Словакия (19%) и Украина (13%), в 2005 г. — Грузия (12%) и Румыния (16%). Сегодня плоская шкала существует также в Венгрии, Исландии, Кыргызстане, Македонии (12%), Монголии, Чехии (15%). Самые низкие ставки — в Болгарии, Албании и Казахстане — 10%. Плоская шкала подоходного налога действует в канадской провинции Альберта, а также в отдельных штатах США (Иллинойс, Индиана, Массачусетс, Мичиган и Пенсильвания). Плоская шкала подоходного налога с давних пор существует в малых государствах (бывших колониях Великобритании) — Гернси (с 1928 г.), Джерси и Гонконге. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
или Что делать с зарплатой
|
|