21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Сергей Криштапович: «Сокровища лежат под ногами…»

26.08.2009 10:28 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сергей Криштапович: «Сокровища лежат под ногами…»

В октябре Дворец искусства отметит памятную дату - 35 лет со дня открытия. Главное его предназначение - путем организации выставок пропагандировать национальное изобразительное искусство. Однако способны ли наши художники удивить своих соотечественников и мир в целом? Об этом мы решили поговорить с директором Дворца искусства художником Сергеем Криштаповичем

- Многие сегодня размышляют о том, какой должна быть идеология государства. В моем понимании она должна основываться на тех ценностях, которые из столетия в столетие остаются неизменными, - говорит Сергей Евгеньевич. - А это - самобытная культура, достижения во всех видах искусства. Я глубоко убежден в том, что, популяризируя их, государство будет крепче. Ведь наша культура - это то, что пускает корни по всему миру.
Судите сами. Был такой художник Станислав Стременский. Он родился в Минске, работал с Казимиром Малевичем, Марком Шагалом. В зрелые годы уехал в Польшу, создал целое направление в современном изобразительном искусстве. Сегодня вся Европа восхищается работами Виктора Вазарелли, Гюнтера Юккера. Но в основе их творчества - работы нашего с вами земляка Станислава Стременского. Наша культура - это то, что мы оставляем миру в качестве озарения…
- Каковы, на ваш взгляд, пути популяризации искусства?
- В первую очередь надо как можно чаще показывать нашим людям все богатство исторического наследия. Важно заявить о нем и в мировом пространстве. То, что Казимир Малевич по происхождению белорус, за рубежом знают единицы. Хаим Сутин родился в Смиловичах под Минском, а в монографии, посвященной его творчеству, читаю: «Родом из Литвы». Марка Шагала называют русско-французским художником…
Что тут можно сказать? Нельзя, чтобы наши ценности забывались и замалчивались. Ведь они - основа белорусской культуры, имиджа страны, идеологии государства. Нужно отстаивать и продвигать современных отечественных художников в Европу, в мир. И это окупится сторицей. А то, что белорусы конкурентоспособны, не преувеличение. Я хорошо знаю это по тем конкурсам и выставкам, которые проходят здесь и за рубежом.
- Многие склонны видеть проблему современного искусства в его недостаточном финансировании. Так ли это?
- Изначально проблема состоит в отношении к художнику. В советское время творческий человек являлся стержнем идеологической машины. Белорусское искусство было узнаваемым, известным и любимым на всем постсоветском пространстве. Помню, когда мы в Белокаменную привозили свои работы, москвичи уважительно говорили: «О, это из Белоруссии!»
Сейчас у нас во дворце выставляется золотой фонд белорусской живописи из коллекции Союза художников - шедевры, достойные стоять рядом с любой классической работой. Полотна Виталия Цвирко, Гавриила Ващенко, Альберта Малишевского, Владимира Стельмашонка и других авторов - это наше сокровище.
- Вы упомянули госзаказ - то, что в последние десятилетия не ругал лишь ленивый...
- Если внимательно обозреть историю живописи, то все искусство было заказным. Первыми начали писать «для себя» Тициан, Рембрандт - «безумцы». Потому что автопортрет Рембрандта нужен был тогда только самому Рембрандту. Все великие - Веласкес, Эль Греко, Перуджино - писали «заказы», и сегодня мы любуемся их шедеврами. Но дело вот в чем: в то время заказчик был серьезным, исполнитель был серьезным, и общество было настроено на восприятие произведения искусства. Госзаказ должен быть.
- Сейчас мы, к сожалению, видим, что зачастую происходит подмена искусства коммерческим продуктом. Для вас как художника эта ситуация болезненна?
- В живописи есть масса течений, в том числе и провокационных. Надо воспринимать их как своего рода прививку, необходимую для того, чтобы у человека выработался иммунитет. Я, например, наблюдаю эпатажные поиски современных авторов спокойно. Но на уровне государства нужно противопоставлять эпатажу и пошлости качественный культурный продукт. И поручать такую работу профессионалам, а не случайным людям, которые будут думать исключительно про свой интерес.
Бывает, люди отмахиваются: «Ах, современное искусство нам непонятно!» Но ведь миссия художника - отражать свое время таким образом, каким оно ему видится. Возможно, первый человек тоже был удивлен мирозданием. И тем не менее это вовсе не означало, что замысел Бога был плох.
Кто сейчас будет оспаривать работы Василия Кандинского, Казимира Малевича? Человечество не из каких-то коммерческих интересов возвело этих художников в ранг людей, сформировавших новую культуру. Малевич без всяких натяжек гений. Он смог сто лет назад сформулировать постулаты современной эстетики!
- В этом, наверное, и заключается главное предназначение художника: видеть на несколько столетий вперед.
- Безусловно. И именно поэтому нужно оберегать художника, поддерживать человека, который может совершить прорыв, открытие. И речь не о каких-то тепличных условиях...
- Вы руководите единственной в своем роде галереей страны. Какой вы ее видите?
- Прошло лишь полгода с тех пор, как я вступил в должность директора дворца. До этого восемь лет руководил Международным общественным объединением художников и искусствоведов «Мастер», организовал 28 выставок европейского уровня - у нас, в России и Польше. Конечно, мне бы хотелось подойти к организации работы дворца с новой стороны, внести нестандартные формы работы.
Современному зрителю нужны праздник, событие. И мы пытаемся двигаться в этом направлении. Например, в ноябре у нас планируется выставка пейзажей. Сама по себе она, наверное, не вызвала бы широкого интереса, но уже найден оригинальный ход (не стану его загодя раскрывать), при котором, мы надеемся, за билетами на выставку будет стоять очередь.
- Будете ли в ближайшее время увеличивать цену входного билета?
- Сегодня наши билеты продаются недорого. Поход в кинотеатр обходится раза в два дороже. Но такая ситуация пока что единственно возможная, и билеты останутся в прежней цене. А мы постараемся сделать так, чтобы во дворец приходило как можно больше публики.

Наталья ВАВИЛОВА, фото автора

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В октябре Дворец искусства отметит памятную дату - 35 лет со дня открытия. Главное его предназначение - путем организации выставок пропагандировать на
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика