Зачем нужна плоская шкала для подоходного налога?
В нашей стране с будущего года планируется ввести единую ставку подоходного налога в размере 12%, то есть перейти на так называемую плоскую шкалу. Чем же вызвана необходимость столь кардинальной меры? В Минэкономики и МНС тщательно проанализировали ситуацию.
Чем плоха прогрессивная шкала В свое время введение прогрессивной шкалы мотивировалось принципом справедливости подоходного налогообложения: высокие доходы следует облагать налогом по более высоким ставкам, а малооплачиваемые слои населения должны платить в казну по относительно низким ставкам. Однако результаты анализа, проведенного Минэкономики и МНС, показали, что поставленные цели так и не были достигнуты. Так, с 2000 по 2007 гг. поступления от подоходного налога в общих доходах бюджета снизились с 11-12% до 9%. Это значительно ниже не только по сравнению с развитыми странами, где доля подоходного налога с населения в доходах казны достигает 30-40%, но и в сравнении со странами с переходной экономикой. Например, в Литве уже в 2002 г. — 23,6%, в Эстонии — 21,1%, Венгрии — 16,6%, Украине — 13,8%. В России сразу после реформы ставок подоходного налога в 2001 г. этот показатель увеличился с 8-9% до 10-11%. У нас же среднегодовые темпы прироста поступлений от подоходного налога из года в год снижаются, несмотря на рост зарплаты и денежных доходов населения. Основную причину этого МНС и Минэкономики видят в характерном для всех стран с переходной экономикой первоначально невысоком уровне оплаты труда и других доходов населения. Однако с их ростом относительный уровень поступлений от подоходного налога не увеличивается. Значит, на то есть и другие причины. Одна из них — действующая шкала ставок налога. Предельный уровень годового дохода, для которого установлена минимальная ставка налога в размере 9%, в 2007 г. составлял 7520 тыс. Br, или 627 тыс. Br в месяц, что соответствует 89,4% от официального уровня среднемесячной зарплаты за 2007 г. (701 тыс. Br ) по стране. В начале 2008 г. данный показатель почти соответствовал среднемесячной зарплате за 2007 г. Это означает, что при такой дифференциации доходы большей части населения облагаются по минимальной ставке, а высокие предельные ставки на практике не работают. Получается, что основную часть поступлений подоходного налога обеспечивают сейчас группы населения, доходы которых облагаются по ставкам 9 и 15% (средняя 12,6%), а лица с уровнем зарплаты в 3-4 раза выше среднего дают всего 9,1% поступлений. В результате при нынешней средней предельной ставке в размере 16,5% фактический средний процент изъятий в 2000-2007 гг. колебался в пределах 9-10% по отношению к фонду оплаты труда и 5-7% по отношению к облагаемым денежным доходам населения. Таким образом, считают в МНС и Минэкономики, при нынешней шкале основное налоговое бремя несут бедные и средние слои населения. Кроме того, из-за относительно высокого уровня дохода, облагаемого по минимальной ставке, малообеспеченные граждане, зарплата которых находится на уровне или незначительно превышает бюджет прожиточного минимума, и группы населения, получающие среднюю по стране зарплату, платят налог по одинаковой ставке. А высокие предельные ставки на практике лишь стимулируют уклонение от уплаты налогов. Вместе с тем в министерствах отмечают, что стимулы к сокрытию доходов создают не только высокие ставки подоходного налога (25-30% для среднемесячных доходов в 1000 и более EUR), но и общая очень высокая налоговая нагрузка на фонд зарплаты. С учетом действующей ставки отчислений в Фонд соцзащиты на уровне 36% совокупная ставка налогообложения доходов, облагаемых по максимальным ставкам подоходного налога, достигает 60-65%. Принято считать, что в Беларуси в связи с большой долей госсектора в экономике нелегальный оборот незначителен. Но, как показывает не только наличие большого налогового разрыва (фактические налоговые поступления на уровне 5-7% облагаемых денежных доходов против 16,5% потенциально возможных при действующей шкале ставок), но и анализ статистического уровня и структуры денежных доходов и расходов населения, это не совсем так. По данным статистики, официально не учтенные доходы от предпринимательской и иной деятельности в последние годы стабильно составляют 10-12% ВВП и не менее 21-26% денежных доходов, полученных в форме зарплаты, пенсий, пособий, стипендий, доходов от собственности и т. д. По оценкам зарубежных экспертов, удельный вес теневой экономики в Беларуси хотя и существенно ниже, чем в России (34%), Украине (44%) и некоторых других странах все-таки составляет не менее 25%. Следует также учитывать, что высокие ставки на текущие доходы населения ограничивают внутренний потребительский спрос и сбережения населения, которые в последние годы не превышают 4-5% ВВП. Таким образом, назрела необходимость реформирования подоходного налога на основе пересмотра его ставок. Кому это выгодно Решить эту задачу можно по-разному. Прогрессивность подоходного налогообложения при применении единой ставки достигается, во-первых, за счет того, что даже при одинаковых ставках для различных доходов сумма уплачиваемого налога всегда будет значительно большей для крупных доходов (например, при ставке 10% сумма налога с 1 млн. Br составляет 100 тыс. Br, а с дохода в 100 тыс. Br — 10 тыс. Br ), во-вторых, при помощи установления необлагаемого минимума дохода с тем, чтобы вывести из-под налогообложения низкооплачиваемые слои населения. Сейчас необлагаемый минимум дохода установлен в размере 1 базовой величины в месяц (сегодня — 35 тыс. Br). В состав стандартных вычетов входит также вычет на детей в размере 2 БВ за каждого ребенка до 18 лет (70 тыс. Br в месяц). В совокупности это 105 тыс. Br в месяц для всех плательщиков независимо от уровня их благосостояния. Это, как считают в МНС и Минэкономики, не в пользу действительно малообеспеченных граждан. Плоская ставка подоходного налога наиболее проста для применения. Фактически нет необходимости в ежегодной подаче налоговых деклараций и контроле за достоверностью указанных в них сведений. Отпадает и проблема неизбежного при прогрессивной шкале ставок постоянного нарастания сумм уплачиваемого налога с начала и до конца года. Единая ставка обеспечивает также и меньшее влияние налога на выбор экономических решений. Необходимость реформы шкалы подоходного налога активно обсуждается уже несколько лет. Предлагались различные варианты. В частности, растягивание действующей шкалы (увеличение предельных уровней облагаемого по установленным ставкам дохода) в 2 раза при сохранении стандартных налоговых вычетов; введение двухуровневой прогрессивной шкалы (9 и 15%) с сохранением стандартных вычетов, введение плоской ставки налога с увеличением стандартных вычетов для групп населения со среднемесячным доходом, не превышающим 1 млн. Br, до 6 БВ в месяц. Результаты анализа, проведенного в Минэкономики и МНС, показали, что только введение плоской шкалы ставок на уровне 12% с одновременным увеличением вдвое стандартных налоговых вычетов является оптимальным. За счет двукратного увеличения стандартных налоговых вычетов часть плательщиков, доходы которых не превышают 250 тыс. Br в месяц, фактически освобождается от налогообложения. Соответственно существенно снижается средняя фактическая ставка изъятий (для низкооплачиваемых — с 7 до 5,3%, для плательщиков, чьи доходы не превышают 1000 тыс. Br в месяц, — с 9,8 до 8,3%, при плоской ставке в размере 12%). С прекращением налоговых вычетов для доходов свыше 1000 тыс. Br за счет расширения налоговой базы по доходам, облагаемым единой ставкой, значительно увеличиваются суммы налогов с высоких доходов. В результате основную часть налоговых поступлений (около 90%) обеспечат средне - и высокодоходные группы населения. Общие налоговые поступления при ставке 12% возрастут на 3%. Кроме того, появляются реальные стимулы для легализации высоких доходов и существенно упрощаются процедуры расчета и сбора налога. За счет легализации доходов можно ожидать дополнительного прироста поступлений подоходного налога не менее чем на 10-15%. В России на следующий год после введения плоской шкалы ставок подоходного налога в основном в результате легализации доходов поступления возросли на 46% в номинальном и на 26% в реальном выражении. Такие же последствия имели аналогичные реформы ставок подоходного налога в Литве, Эстонии, Украине и других странах с переходной экономикой. Поэтому в МНС и Минэкономики считают наиболее приемлемым является введение в РБ плоской шкалы подоходного налога со ставкой 12%. Помимо названных выше преимуществ, должно сыграть роль и то, что такая ставка несколько ниже, чем в России и ряде других стран, и это будет способствовать прекращению оттока рабочей силы и вывоза капитала. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В нашей стране с будущего года планируется ввести единую ставку подоходного налога в размере 12%, то есть перейти на так называемую плоскую шкалу.
|
|