Александр Гольц: Давно я не читал столь честных политических заявленийЯ и раньше знал, что Геннадий Онищенко
чрезвычайно влиятельный, а главное, самостоятельный
чиновник. Борясь за здоровье подведомственного народа, он
бескомпромиссно запрещал ввоз молдавского вина и
грузинского «Боржоми». А то, что приступы борьбы за
здоровье нации посещали его исключительно в моменты,
когда Владимир Путин обижался на молдавского и
грузинского президентов - так это, разумеется, всего лишь
случайные совпадения. И вот теперь санитарная
принципиальность Геннадия Григорьевича грозит не просто
осложнить отношения России с соседями. Одним росчерком
пера Онищенко поставил под угрозу существование
Организации договора коллективной безопасности - одного
из важнейших дипломатических проектов Кремля. Еще недавно
все было просто замечательно: Россия, Белоруссия,
Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан
денно и нощно укрепляли коллективную оборону. На повестке
дня было уже учреждение Коллективных сил оперативного
реагирования (КСОР). «Не хуже, чем в НАТО», - как заявил
на прошлом саммите Дмитрий Медведев. И то, что в этом
году именно Белоруссия должна была председательствовать в
ОДКБ, лишь укрепляло надежды на интенсификацию военной
интеграции семи государств. Это прямо обещал месяц назад
и сам Александр Григорьевич Лукашенко: "В период
председательства Беларуси в ОДКБ всегда происходила
активизация деятельности организации. Мы хотели бы, чтобы
эта активизация была и в очередное председательство
Беларуси". И все было бы замечательно, если бы не
сверхпринципиальный Геннадий Онищенко. После того, как
Лукашенко потребовал от своих министров перестать
лебезить перед Россией и пообещал переориентироваться на
рынки других государств, глава Роспотребнадзора (по
случайному совпадению) запретил ввоз в страну всей
молочной продукции Белоруссии. А это свыше 90 процентов
белорусского молочного экспорта. И в Минске началось то,
что Дмитрий Медведев назвал позже "мясомолочной
истерикой". Лукашенко отказался приезжать в Москву
и "активизировать" деятельность ОДКБ. Белорусский МИД
заявил: "Причиной нашего неучастия в текущей сессии ОДКБ
стало категорическое несогласие Белоруссии принимать
решения ОДКБ, направленные на укрепление
военно-политической безопасности, в условиях и до тех
пор, пока открыто подрывается экономическая безопасность
одного из членов Организации, в данном случае -
Республики Беларусь". А когда, несмотря на отсутствие
белорусской делегации и возражения Узбекистана, пять
государств подписали документы, определяющие систему
формирования, функционирования и применения КСОР, Минск
четко и ясно заявил, что принятые решения нелегитимны,
так как вопреки уставу приняты в отсутствии
консенсуса. На самом деле это приговор ОДКБ.
Минск, находясь в крайней степени раздражения, умудрился
сказать чистую правду: возможность получать деньги из
России для Белоруссии куда важнее, чем совместная
деятельность по отражению мифической военной угрозы.
Существует два вида организаций
безопасности. В одном случае - это военный союз.
Обязательное условие - общая военная угроза для всех
участников, наличие которой сглаживает внутренние
противоречия. На таких принципах создавалась НАТО, и как
только распался СССР, Североатлантический альянс
столкнулся с проблемой идентичности. У членов ОДКБ -
разные угрозы. У Армении - Азербайджан. У
центральноазиатских государств - экспансия радикального
ислама из Афганистана. А также внутренняя нестабильность
слабых авторитарных режимов. И какие решения о силах
быстрого реагирования не принимай, все равно невозможно
представить себе казахских десантников, воюющих на
стороне Армении против Азербайджана, или белорусских
парашютистов, разворачивающихся в Узбекистане. Второй вариант - это соглашение между
странами, которые испытывают подозрения в отношении
намерений друг друга. Примером такого объединения могло
бы служить ОБСЕ. В таком случае участникам следует
договариваться об общих правилах поведения, мерах
взаимного доверия. Надо сказать, что взаимоотношения
государств-членов ОДКБ далеки от идеала. Буквально за
неделю до саммита в Узбекистане стали возводить
семиметровые стены и рыть траншею на границе в Киргизией.
А в свое время Узбекистан заминировал все границы с
Таджикистаном. Тем не менее, в ОДКБ никогда не ставилось
вопроса о мерах взаимного доверия - среди союзников не
принято открыто говорить о недоверии друг другу. Таким
образом, ОДКБ не слишком полезен для отражения внешней
угрозы и бессмысленен для поддержания внутренней
безопасности. На самом деле ОДКБ - это отражение
комплексов российских начальников. У проклятых «пиндосов»
- союзников десятки, любой хочет заключить союз с
Вашингтоном. А у Москвы никого нет, стало быть надо
заставить бывшие республики СССР вступить с Россией в
союзнические отношения. Не важно ни наличие реальных
угроз, ни даже географическое положение. В результате в
ОДКБ оказались государства, находящиеся в тысячах
километрах друг от друга. Наладить между ними военное
взаимодействие физически невозможно. ОДКБ по существу
представляет собой набор двусторонних соглашений
отдельных стран с Москвой. В основе этих соглашений -
отнюдь не угрозы безопасности, это всего лишь готовность
этих государств исполнять ритуальные жесты почтения в
отношении кремлевских начальников в обмен на российские
деньги. Александр Лукашенко наладил идеальную,
по его мнению, систему отношений с Россией. Он регулярно
заявлял о готовности крепить совместную оборону от
кованой НАТО, получая взамен российские миллиарды. При
этом деньги шли на дотации белорусской промышленности,
которая по демпинговым ценам продавалась в той же
России. Однако кризис несколько изменил
ситуацию. У России стало меньше, гораздо меньше денег. И
Москва попыталась хоть как-то контролировать миллиарды
долларов, отправляемые в Минск. В результате получила
мясомолочную истерику. В самом деле, Лукашенко
по-честному выполнял свою часть договора, рассказывал о
намерении противостоять несуществующей натовской угрозе.
А в Кремле не пожелали за это платить. И батька тут же
показал, что мясомолочные отношения для него куда важнее,
чем все эти глупости о совместной обороне. Вчитайтесь еще
раз в белорусское заявление: бессмысленно принимать
решения об укреплении военно-политической безопасности,
когда страдают экономические интересы Белоруссии. Давно я
не читал столь честных политических заявлений. Столь же эгоистичен и подход
Узбекистана, отказавшегося подписать соглашения о КСОР.
Ташкент очень опасается, что эти соглашения откроют
возможности для вмешательства во внутренние дела
Узбекистана, где, как совершенно очевидно, назревает
социальный взрыв. А как раз возможность такого
вмешательства, честно говоря, является единственным
рациональным интересом России в сфере безопасности.
Внутренние конфликты в Центральной Азии могут обернуться
гигантским количеством беженцев, а заодно резким ростом
незаконного оборота наркотиков и оружия, проникновения на
российскую территорию бандформирований. Чтобы ответить на
эти реальные угрозы, России следовало заключать внятные
взаимообязывающие двусторонние соглашения с проблемными
государствами. Что до ОДКБ, то, являясь сугубо
искусственным построением, он будет жить ровно столько,
сколько Россия сможет платить партнерам, не требуя денег
назад. Подозреваю, у Онищенко в ближайшее время появится
немало поводов продемонстрировать свою всемирно известную
принцпиальность. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Я и раньше знал, что Геннадий Онищенко чрезвычайно влиятельный, а главное, самостоятельный чиновник.
|
|