Конституционный контроль: новые горизонты26 июня исполнился год со дня принятия Президентом Декрета № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь». Этим Декретом были значительно дополнены полномочия КС, открывшие новый этап развития белорусского конституционного правосудия. Принятие декрета вызвано решением ранее поставленной главой государства задачи повышения эффективности деятельности Конституционного суда. Являясь судебным органом конституционного контроля, он в последние годы не проверял конституционность нормативных правовых актов из-за отсутствия предложений от субъектов, наделенных правом на такое обращение. Как известно, правом обращаться в Конституционный суд по вопросу конституционности нормативных правовых актов наделены Президент, Совет Министров, Совет Республики и Палата представителей Национального собрания, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд. Важное значение для повышения качества законотворчества, престижа законодателя, дальнейшего укрепления гарантий реализации прав и свобод граждан, а в конечном счете и конституционной законности имеет возложенная Декретом № 14 на КС обязанность осуществлять обязательный предварительный контроль конституционности всех законов до подписания их Президентом. Оценивая новую форму конституционного контроля, КС в своем Послании о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2008 году отметил, что с ее введением «устанавливаются дополнительные юридические механизмы, упреждающие принятие законодательных норм, противоречащих Конституции. Это способствует оптимизации, эффективности правового регулирования, повышению качества законов. Таким образом, в нашей стране создаются условия для более полной реализации конституционного принципа верховенства права, обеспечения конституционных прав и свобод граждан». Исходя из положений Конституции и в целях обеспечения ее верховенства КС в ряде решений излагал правовые позиции, направленные на выявление конституционно-правового смысла норм рассмотренных законов и недопущение неконституционной правоприменительной практики. КС в порядке обязательного предварительного контроля за год на соответствие конституции проверено более 130 законов. Повышение эффективности конституционного контроля в значительной степени зависит от осуществления КС проверки конституционности нормативных правовых актов по предложениям государственных органов в соответствии со статьей 116 Основного Закона. Исходя из анализа обращений граждан и организаций, можно сделать вывод о том, что на практике имеются основания для внесения в Конституционный суд предложений о проверке конституционности отдельных нормативных правовых актов. В прошлом году в уполномоченные органы поступило более 60 обращений граждан и организаций с просьбой — внести в КС предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов в связи с наличием в них, по мнению заявителей, противоречий, влекущих необоснованное ограничение конституционных прав и свобод. КС в Послании о состоянии конституционной законности отметил, что в условиях отсутствия у граждан права на конституционную жалобу должен быть выработан механизм реализации части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Согласно ей государственные органы, общественные объединения, другие организации и граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в КС предложений о такой проверке. По мнению Конституционного суда, порядок внесения уполномоченными органами предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов на основании обращений заинтересованных лиц должен быть точно определен на законодательном уровне. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
26 июня исполнился год со дня принятия Президентом Декрета № 14...
|
|