21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Жизнь на иголках

19.09.2009 13:58 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Кризис в мировом легпроме начался задолго до глобальной рецессии. «Проблемы, с которыми столкнулся белорусский легпром, посетили европейских производителей еще 5-10 лет назад. Когда Китай вошел в ВТО и были отменены квоты на поставку китайского ширпотреба, в Западной Европе в течение полугода разорялось по 200 предприятий в день. 80% предприятий легпрома в результате того кризиса просто обанкротились», - говорит замдиректора Центра системного анализа и стратегических исследований НАНБ Георгий Гриц.

Однако мировые производители сумели найти способ сохранить присутствие на рынке, фактически уйдя в другую нишу, которую в силу объективных причин не смогли занять Китай, Вьетнам или Индия: «Они перешли на принцип fast-fashion, т.е. «быстрой моды». Стали формировать у потребителя понимание того, что надо носить не ту одежду, что носят все, а какой-то эксклюзив. Соответственно, европейские компании стали создавать мелкосерийные производства. Для производителей из Юго-Восточной Азии этот путь невыгоден в силу высокого транспортного плеча - не будешь же возить оттуда в Европу 200 пар джинсов или 100 маек».

Нам же этот путь показался слишком тернистым. Во-первых, Беларусь традиционно делает ставку на ценовую конкуренцию, эксклюзивный же продукт автоматически перемещает товар в более высокий ценовой сегмент. К тому же на большинстве экспортных рынков, где представлена Беларусь, на ценовых покупателей приходится значительный объем спроса. Более 70% белорусского экспорта товаров легпрома приходится на страны СНГ, а из них более 70% - на Россию.

Во-вторых, белорусский легпром еще с советских времен был ориентирован на выпуск значительных объемов продукции, которая затем распределялась по всему Союзу.

С МИРУ ПО НИТКЕ

Производство штучного товара, как представлялось несколько лет назад, сопряжено с большим риском простаивания мощностей. Вместо этого мощности предприятий загружались давальческими заказами, а попутно решалась и проблема самостоятельного продвижения продукции. «Мощности нашего предприятия позволяют выпускать до 400 тыс. шт. изделий в год. А заказ белорусской торговли на год - 78 тыс. штук. Еще 30 тыс. мы можем экспортировать в Россию. Но три четверти предприятия надо занимать работой. Белорусские швейные заводы ведь немаленькие», - объясняет значительную долю давальческой работы директор Оршанской промышленно-торговой фирмы «Свiтанак» (торговая марка - «Артус») Людмила Кузнецова.

По данным Грица, рентабельность давальческих заказов может составлять 2-3%, в то время как в целом по концерну «Беллегпром» в январе-мае 2009г. рентабельность реализованной продукции составила 8,2%. «Мы очень гордились, что шьем для известных компаний. Но на 2-3% развиваться невозможно. В результате были вымыты фактически все оборотные средства. То, что сегодня уровень физического старения нашего оборудования достигает 90%, явилось следствием того, что около 5 лет мы фактически только и делали, что выполняли давальческие заказы», - уверен Гриц.

Путь радикальной перестройки предприятий легпрома (вместо крупных комбинатов открыть мелкие и более гибкие) был отвержен напрочь. Неудивительно: удар по с советских времен страдающему гигантоманией белорусскому легпрому оказался бы весьма болезненным для рядовых граждан. Во многих городах именно предприятия легпрома формируют трудовой рынок. Причем 70% сотрудников таких предприятий составляют женщины, из которых до 10% - матери-одиночки.

НА ТО И НАПОРОЛИСЬ

Между тем отказ от европейской модели развития привел к тому, что в кризис дало сбой именно то, на что прежде делалась ставка. Наиболее уязвимыми оказались именно социально незащищенные ценовые покупатели, снизившие спрос, а давальческие заказы резко сократились. Как рассказала Кузнецова, за 6 месяцев 2009г. экспорт собственной продукции «Свiтанка» увеличился на 39,3% к аналогичному периоду 2008г., а экспорт в целом упал за счет снижения объема заказов по давальческой схеме.

Результат краха привычной модели развития не заставил себя долго ждать. Складские запасы готовой продукции на предприятиях легпрома на 1 июля составили 219,4% к среднемесячному уровню производства. Это на 55,8% больше, чем год назад. Общий объем экспорта предприятий концерна «Беллегпром» в январе-мае сократился до $166,8 млн., или на 33,7%, по сравнению с аналогичным периодом 2008г. При этом отрасль остается активным реципиентом господдержки, которая за предыдущие два года достигла Br245 млрд., в т.ч. Br85,8 млрд. составили бюджетные субсидии.

Для снижения складских запасов и вовлечения средств в оборот предприятиям было рекомендовано уценить продукцию, лежащую на складе. «Если продукция лежит на складе дольше определенного периода, должен быть механизм ее уценки и включения средств в оборот. Но в отношении вновь выпускаемой продукции этот путь мы не рассматриваем. Наоборот, наш опыт показал, что снижение цен и предоставление отсрочки платежа очень часто не увеличивают объемы продаж», - утверждает первый замгендиректора по коммерческим вопросам ОАО «Моготекс» Виталий Дединец.

Другая мера, прописанная отрасли еще до кризиса, - создание собственной товаропроводящей сети - сейчас тоже активно применяется предприятиями. «Но она не окажется эффективной до тех пор, пока наши предприятия будут продавать то, что произведено, а не производить то, что можно продать»,- уверен Гриц.

ПАРК ТЕКСТИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

По словам эксперта, сегодня легпром должен принять новую концепцию развития, основанную на европейском опыте преодоления кризиса и принципе fast-fashion. «Сегодня нужно предлагать рынку больше моделей маленькими партиями», - соглашается Кузнецова. «Для этого есть благоприятные условия: год-два назад страны, в которых было размещено производство мелкосерийных супермодных изделий, например Румыния, Болгария, потеряли свои конкурентные преимущества по тем же налогам и зарплате. После вступления в Евросоюз они вынуждены работать на тех же условиях, что и другие члены ЕС. Для нас освободилась ниша, которую, к сожалению, все больше занимают украинские производители. Чтобы занять эту нишу, мы должны предложить лучшие условия, в том числе обеспечить налоговые преференции, создать в Беларуси своеобразный текстильный аналог ПВТ», - считает Гриц.

Около двух лет назад разработанная концепция развития отрасли предполагала возможное освобождение предприятий легпрома от налогов на 5 лет, что могло бы стать стимулом для прихода в отрасль инвесторов. Однако тогда столь радикальный вариант не был утвержден. Правда, бывший председатель концерна «Беллегпром» Эдуард Нарышкин (в июне его место занял бывший зампред Мингорисполкома Геннадий Вырко) в 2008г. предложил государству решиться на масштабную приватизацию в отрасли. Но в условиях кризиса инвесторы едва ли массово вложатся в белорусский легпром.

С другой стороны, Гриц полагает, что «золотым резервом» в этом плане могли бы стать частные предприниматели, много лет специализирующиеся на торговле импортной продукцией: «Они много ездят, знают спрос, умеют работать с конечным покупателем. Не исключено, что один из ста мог бы аккумулировать средства и прийти в отрасль в качестве инвестора. Но для этого нужно им объяснить, что здесь будет своеобразный оффшор, и преференциальные условия будут действовать минимум 5 лет».

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Кризис в мировом легпроме начался задолго до глобальной рецессии. «Проблемы, с которыми столкнулся белорусский легпром, посетили европейских производителей еще 5-10 лет назад.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика