Так и не отыскав в своем гардеробе что–нибудь из белорусской национальной одежды, я все же отправился на фолк–фестиваль «Камянiца», который прошел в прошлую субботу на территории Государственного музея народной архитектуры и быта, расположенного у деревни Озерцо Минской области. А вот тех, кто облачился в национальное (пусть даже это были небольшие детали), пропускали на фест бесплатно!
Быть или не быть?
В 2011 году третий по счету фестиваль стал международным: танцевальную фолк–программу привез лидер украинской группы «Воплi Вiдоплясова» Олег Скрипка, продемонстрировавший ди–джейские способности (звучала и белорусская музыка) и спевший. Такое свое творчество он называет «этно–роко–текой». Артист настолько проникся духом «Камянiцы», что «пригрозил» в 2012–м провести на той же площадке свой этнофорум «Краiна мрiй», который он в разных его проявлениях мечтает прокатить по всему миру. Слова Олега нашли отклик в моем сердце, и, задавшись вопросом «нужен ли нашей стране крупный национальный фолк–фестиваль?», я отправился с ним к белорусским музыкантам. Ни в коем случае не хочу обидеть устроителей данного праздника, тоже немаленького, но иногда масштабные идеи из меня буквально прут.
Дмитрий Сосновский, группа «Стары Ольса»: «Нужен, если не будет представлять из себя лишь застольное псевдоэтно, «совковый», эстрадный фолк. Под него можно отдать день; другой я бы отвел древней, средневековой музыке и танцам; третий — экспериментальным, авангардным, электронным и рок–проектам, исполняющим аутентику в новых аранжировках; четвертый — народным коллективам, хорам. Бросил бы клич по стране, чтобы собрать по деревням бабушек и дедушек — пусть бы они спели. Провел бы рыцарский турнир, можно было бы разыграть какие–то исторические события».
Свою альтернативу выдвинул Иван Кирчук из этно–трио «Троiца»: «Я за такой фестиваль, и он обязательно должен финансироваться государством, так как потребует значительных капиталовложений. Но делать его сугубо национальным я бы не стал. Все самые крупные этнофестивали — международные. На некоторых из них, многодневных, основную часть отдают под свою культуру, но все равно туда приезжают и музыканты со всего мира. К тому же в Беларуси живет столько народностей, что их искусство было бы интересно собрать на одном мероприятии».
Андрей Половченя, Osimira: «Я бы сделал передвижной фестиваль–трансформер, который бы ездил, как цирк–шапито, из города в город годами, обрастая новыми музыкантами. И, быть может, не смешивал все стили в одном шоу, а туда–то повез ту музыку, сюда — батлейку, в то место — танцевальные коллективы, а потом бы они менялись».
Авария, осы и фолк
За беседами с артистами я чуть было не проморгал начало: оно задержалось на час из–за того, что исполнители затянули саунд–чеки.
Первым на сцену в 14.15 вышел фолк–театр «Госцiца», 25 лет существующий под руководством Ларисы Симакович. Коллектив показал фрагмент нового спектакля «Хата» и что–то там спел про солнце. Допелись до того, что пошел дождь. Запасливые граждане открыли зонты, а не имевшие их быстро скатали матрасики и подстилки, прихваченные с собой, и попытались укрыться кто где мог. Капало недолго, но накапало, видимо, туда, куда не нужно: только народ ринулся отплясывать под выступавшую следом группу «Стары Ольса», как вырубилось электричество. Выяснив, что пауза затянется, я отправился перекусить в расположенную в 500 метрах корчму, по пути осматривая достопримечательности и наблюдая за прочей культурной программой. Сражались на бутафорских мечах ряженые воины; самым отважным предлагалось перерубить настоящим топором конфету, предварительно трижды повернувшись вокруг своей оси; вильгельмы телли метали в деревянные доски ножи и стреляли в мишень из лука. Правда, насторожило вывешенное на столбике объявление, что где–то здесь водятся клещи. Слава богу, встретиться с ними не довелось, а вот ос в открытых и закрытых кафе летало превеликое множество, но кусать друг друга мы не стали. Юная официантка мило сообщила, что горячее придется ждать не менее часа, а холодное, если повезет, не больше 30 минут, так как их тут (официанток) мало, а нас... И она была права — около пяти тысяч человек посетили фестиваль (в том числе из России, Балтии, Китая, Польши), а выручка от проданных билетов пойдет на счет музея, чтобы в дальнейшем быть направленной на работы по сохранению его экспонатов. Некоторые из зрителей тоже периодически хотели есть, а потому возле развернутых у сцены точек питания скапливались очереди. Но лично я пришел на фест за духовной пищей, а не телесной, не живот набить, а голову. И пообедав, узнав, что после двухчасового перерыва концерт продолжился, поспешил на него.
Слушатели–танцоры уже вовсю зажигали под ансамбль стародавней дударской музыки «Ветах». Дуэт «Александра и Константин» показал новинки, вскоре выходящие в виде сингла. Краса и гордость страны — этно–трио «Троiца» — сыграла композиции из крайней пластинки «Зiмачка», заставив разгулявшуюся публику приумолкнуть и внимательно вслушаться в песни.
Закрывали фест могилевчане из Osimira. Одетые в шкуры невиданных зверей «шаманы» зарядили убойную программу, плавно перешедшую в ди–джей–сет Скрипки. Потом дали фейерверк, а я успел выловить последних своих респондентов — Лизу и Андрея, молодую супружескую пару: «Мы второй год подряд приезжаем сюда. Все здесь нравится! В этом году были на «Славянском базаре», в Молодечно. Витебский фестиваль — брэнд нашего государства, но нам ближе те мероприятия, где основная ставка делается на белорусскую культуру. Мы тут случайно наткнулись в телевизоре на какой–то севастопольский конкурс — впечатление не самое лучшее. Исполнители на нем интересные были, но показывали его плохо, сценарий неважный. И оказывается, на него еще белорусского певца послали. На наш взгляд, нужно уделять внимание национальным фестивалям, пропагандировать нашу культуру, а не вкладывать средства бог знает во что».
Так и не отыскав в своем гардеробе что–нибудь из белорусской национальной одежды, я все же отправился на фолк–фестиваль «Камянiца», который прошел в прошлую...