Местным властям придется искать деньги самостоятельно. 21.by

Местным властям придется искать деньги самостоятельно

04.03.2011 19:32 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Исполкомы получили право самостоятельно привлекать внешние заимствования. Ожидается, что уже в этом году столичная мэрия привлечет таким образом около триллиона рублей. Возможность привлекать ресурсы на внешних рынках станет для местных властей, с одной стороны, новым каналом привлечения ресурсов. А с другой — эти ресурсы будут более дорогими, чем те, которые исполкомы привыкли брать на внутреннем рынке.

внешние заимствования

Право привлекать внешние займы местные власти получили благодаря подписанному на днях указу президента.

Согласно указу, в 2011-2012 гг. областные исполкомы и Минский горисполком «для реализации инвестиционных проектов» вправе привлекать внешние заимствования. В том числе путем размещения евробондов. Объемы и сроки привлечения внешних займов местные власти обязаны согласовывать с президентом по представлению правительства.


Столичная мэрия возьмет в долг триллион

Местные власти уже готовятся к внешним заимствованиям. Мингорисполком, к примеру, к этому процессу приступил еще в прошлом году. В декабре 2010-го столичная мэрия получила кредитный рейтинг от Standard&Poor’s, наличие которого влияет на стоимость привлекаемых заемных ресурсов.

«Жесткого требования, что эмитент еврооблигаций обязан иметь кредитный рейтинг, нет, — сообщил в беседе с корреспондентом БелаПАН ведущий аналитик Standard&Poor’s Карен Вартапетов. — Однако все понимают, что разместить евробонды на хороших условиях без наличия кредитного рейтинга невозможно. Существует прямая корреляция между стоимостью заемных ресурсом и тем, какой у вас кредитный рейтинг».

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s присвоила Минску в конце 2010-го долгосрочный кредитный рейтинг «В+». Прогноз по рейтингу — «Негативный». Уровень рейтинга Минска, как поясняют специалисты Standard & Poor’s, отражает очень ограниченную предсказуемость и гибкость городского бюджета, значительные потребности в развитии инфраструктуры и высокие условные обязательства города.

По мнению экспертов финансового рынка, Минск с таким кредитным рейтингом может рассчитывать на привлечение заемных ресурсов под 8,5-9% годовых. То есть приблизительно на тех же условиях, на которых размещались суверенные еврооблигации Беларуси.

В отчете Standard & Poor’s о присвоении Минску кредитного рейтинга отмечается, что столичная мэрия планирует привлекать в этом году посредством размещения евробондов около триллиона белорусских рублей. «По нашим оценкам, еврооблигации будут выпущены на пять лет, а их объем не превысит триллиона белорусских рублей», — говорится в отчете рейтингового агентства.


Евробонды — не льготный кредит

Местные органы госуправления Беларуси имеют опыт привлечения заемных ресурсов, но только не на внешнем, а на внутреннем рынке. В 2009 году президент предоставил исполкомам право выпускать муниципальные облигации и таким образом брать деньги в долг.

Но что это были за заимствования? Местные органы власти выпускали облигации, а госбанки затем их выкупали. Причем условия, по которым госбанки выкупали такие облигации, были зачастую совсем нерыночными.

К примеру, Гомельский облисполком размещал в конце 2010-го облигации со сроком размещения 39 лет и доходностью — 1% годовых.

«Фактически это является льготным кредитом, — комментирует условия выпуска муниципальных облигаций Беларуси Карен Вартапетов. — Если мы говорим о выпуске еврооблигаций, то и процентные ставки там будут другими, и сроки отличаться».


Нагрузку поделят между центром и регионами

Экономист Исследовательского центра ИПМ Дмитрий Крук видит несколько причин того, почему в Беларуси местным властям предоставлено право привлекать внешние заимствования.

«Первоочередная цель — снизить нагрузку на центральное правительство путем диверсификации источников поступления заемных ресурсов. Во-вторых, эта мера стимулирует местные власти привлекать заемные ресурсы на рыночной основе», — говорит Дмитрий Крук.

Заемные ресурсы на внешнем рынке, привлеченные местными властями, не будут включаться в состав внешнего госдолга. Согласно указу президента, внешние займы, привлеченные облисполкомами и Минским горисполкомом, формируют долг органов местного управления и самоуправления и не являются государственными долговыми обязательствами, формирующими внешний государственный долг.

По мнению Дмитрия Крука, благодаря этому пункту указа, возможно, удастся создать видимость, что величина внешнего госдолга не растет.

«Это гонка за показателем. В последние годы в результате внешних заимствований показатель внешнего госдолга у нас быстро увеличился, и это вызывало определенную обеспокоенность. Сейчас, видимо, хотят добиться стабилизации этого показателя, но это будет иметь лишь статистический эффект», — убежден Дмитрий Крук.

Эксперты финансового рынка ожидают, что местные органы госуправления Беларуси будут продолжать привлекать заемные ресурсы. «Дефицит финансовых ресурсов, который сложился у нас в стране, характер для каждой области. Поэтому можно ожидать, что местные власти будут привлекать заимствования», — полагает Дмитрий Крук.

Такое мнение разделяет и Карен Вартапетов. «В ситуации, когда ресурсы государственного бюджета невелики, муниципалитеты, как показывает мировой опыт, начинают выходить на рынок внешних заимствований», — констатирует эксперт.



Дмитрий ЗАЯЦ

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Но заемные средства на внешних рынках исполкомам будут обходиться гораздо дороже…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика