Исполкомы получили право самостоятельно привлекать внешние заимствования. Ожидается, что уже в этом году столичная мэрия привлечет таким образом около триллиона рублей. Возможность привлекать ресурсы на внешних рынках станет для местных властей, с одной стороны, новым каналом привлечения ресурсов. А с другой — эти ресурсы будут более дорогими, чем те, которые исполкомы привыкли брать на внутреннем рынке.
Право привлекать внешние займы местные власти получили благодаря подписанному на днях указу президента.
Согласно указу, в 2011-2012 гг. областные исполкомы и Минский горисполком «для реализации инвестиционных проектов» вправе привлекать внешние заимствования. В том числе путем размещения евробондов. Объемы и сроки привлечения внешних займов местные власти обязаны согласовывать с президентом по представлению правительства.
Столичная мэрия возьмет в долг триллион
Местные власти уже готовятся к внешним заимствованиям. Мингорисполком, к примеру, к этому процессу приступил еще в прошлом году. В декабре 2010-го столичная мэрия получила кредитный рейтинг от Standard&Poor’s, наличие которого влияет на стоимость привлекаемых заемных ресурсов.
«Жесткого требования, что эмитент еврооблигаций обязан иметь кредитный рейтинг, нет, — сообщил в беседе с корреспондентом БелаПАН ведущий аналитик Standard&Poor’s Карен Вартапетов. — Однако все понимают, что разместить евробонды на хороших условиях без наличия кредитного рейтинга невозможно. Существует прямая корреляция между стоимостью заемных ресурсом и тем, какой у вас кредитный рейтинг».
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s присвоила Минску в конце 2010-го долгосрочный кредитный рейтинг «В+». Прогноз по рейтингу — «Негативный». Уровень рейтинга Минска, как поясняют специалисты Standard & Poor’s, отражает очень ограниченную предсказуемость и гибкость городского бюджета, значительные потребности в развитии инфраструктуры и высокие условные обязательства города.
По мнению экспертов финансового рынка, Минск с таким кредитным рейтингом может рассчитывать на привлечение заемных ресурсов под 8,5-9% годовых. То есть приблизительно на тех же условиях, на которых размещались суверенные еврооблигации Беларуси.
В отчете Standard & Poor’s о присвоении Минску кредитного рейтинга отмечается, что столичная мэрия планирует привлекать в этом году посредством размещения евробондов около триллиона белорусских рублей. «По нашим оценкам, еврооблигации будут выпущены на пять лет, а их объем не превысит триллиона белорусских рублей», — говорится в отчете рейтингового агентства.
Евробонды — не льготный кредит
Местные органы госуправления Беларуси имеют опыт привлечения заемных ресурсов, но только не на внешнем, а на внутреннем рынке. В 2009 году президент предоставил исполкомам право выпускать муниципальные облигации и таким образом брать деньги в долг.
Но что это были за заимствования? Местные органы власти выпускали облигации, а госбанки затем их выкупали. Причем условия, по которым госбанки выкупали такие облигации, были зачастую совсем нерыночными.
К примеру, Гомельский облисполком размещал в конце 2010-го облигации со сроком размещения 39 лет и доходностью — 1% годовых.
«Фактически это является льготным кредитом, — комментирует условия выпуска муниципальных облигаций Беларуси Карен Вартапетов. — Если мы говорим о выпуске еврооблигаций, то и процентные ставки там будут другими, и сроки отличаться».
Нагрузку поделят между центром и регионами
Экономист Исследовательского центра ИПМ Дмитрий Крук видит несколько причин того, почему в Беларуси местным властям предоставлено право привлекать внешние заимствования.
«Первоочередная цель — снизить нагрузку на центральное правительство путем диверсификации источников поступления заемных ресурсов. Во-вторых, эта мера стимулирует местные власти привлекать заемные ресурсы на рыночной основе», — говорит Дмитрий Крук.
Заемные ресурсы на внешнем рынке, привлеченные местными властями, не будут включаться в состав внешнего госдолга. Согласно указу президента, внешние займы, привлеченные облисполкомами и Минским горисполкомом, формируют долг органов местного управления и самоуправления и не являются государственными долговыми обязательствами, формирующими внешний государственный долг.
По мнению Дмитрия Крука, благодаря этому пункту указа, возможно, удастся создать видимость, что величина внешнего госдолга не растет.
«Это гонка за показателем. В последние годы в результате внешних заимствований показатель внешнего госдолга у нас быстро увеличился, и это вызывало определенную обеспокоенность. Сейчас, видимо, хотят добиться стабилизации этого показателя, но это будет иметь лишь статистический эффект», — убежден Дмитрий Крук.
Эксперты финансового рынка ожидают, что местные органы госуправления Беларуси будут продолжать привлекать заемные ресурсы. «Дефицит финансовых ресурсов, который сложился у нас в стране, характер для каждой области. Поэтому можно ожидать, что местные власти будут привлекать заимствования», — полагает Дмитрий Крук.
Такое мнение разделяет и Карен Вартапетов. «В ситуации, когда ресурсы государственного бюджета невелики, муниципалитеты, как показывает мировой опыт, начинают выходить на рынок внешних заимствований», — констатирует эксперт.