У кого забрать деньги, чтобы хватило на реформы. 21.by

У кого забрать деньги, чтобы хватило на реформы

14.11.2011 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Всемирный банк в обстоятельном докладе «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста» подверг острой критике госполитику бюджетной и квазибюджетной поддержки сельского хозяйства, энергетики и коммунального сектора. Ежегодно государство закачивало миллиарды долларов в эти сектора, затягивая реформы. На выходе - тысячи госпредприятий стали хроническими бюджетными иждивенцами, которые готовы переложить груз новых издержек на плечи потребителей.

Сельское хозяйство стало объектом особой критики Всемирного банка из-за огромной бюджетной помощи, которую правительство оказывает ему из года в год. Миллиарды долларов топятся в припудренную колхозно-крепостную систему - и никаких реальных реформ, никакой эффективности. По сути дела, Всемирный банк выносит однозначный приговор проводимой аграрной политике, одному из основных столпов белорусской модели.

Удельный вес этого сектора составляет 8% ВВП, но он получает до 5% ВВП в виде господдержки. В отдельные годы объем поддержки достигал 11% ВВП. Она осуществляется не только в денежной форме, но и посредством налоговых льгот и административных привилегий. «Результаты такой широкомасштабной поддержки вызывают обеспокоенность: сектор является в значительной мере нерентабельным и характеризуется наличием предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности, зачастую гарантированной государством», - констатируют эксперты банка.

Львиная доля поддержки сельхозпроизводства, по классификации ВТО, приходится на меры так называемой желтой корзины, т.е. искажающие рынок и торговлю. В 2008-10гг. их объем в среднем составил 86% всех затрат государства на сельское хозяйство. После вступления России в ВТО и начала функционирования Единого экономического пространства Беларусь будет обязана радикально изменить отношение государства к сельхозпроизводителям. В условиях неизбежного роста цен на удобрения на внутреннем рынке, коммерциализации отношений с производителями сельхозтехники и поставщиками топлива и горюче-смазочных материалов более 2/3 всех сельхозпредприятий рискуют оказаться банкротами.

Несмотря на многомиллиардную бюджетную помощь, сельское хозяйство продолжает кормить страну продуктами питания по ценам выше мировых. Правительство тратит на него 7,9% общих госрасходов: в 2005-09гг. в реальном выражении затраты увеличились на 50%. В 2009г. они составили примерно 4% ВВП, или 53% объема сельхозпродукции. Этот сектор получает наибольший объем помощи из всех отраслей экономики - около 40% всех расходов на национальную экономику. В то время как объем бюджетной помощи увеличивался, налоговые поступления от сельского хозяйства снижались. По оценке Всемирного банка, «объем полученных сектором чистых трансфертов в 4 раза превышает сумму чистой прибыли, заработанной сектором в 2009г., в то время как в 2005г. это превышение составляло 2,6 раза».

Помимо прямой бюджетной помощи сельское хозяйство - основной получатель налоговых льгот. Вместе с внебюджетными ресурсами поддержки они оцениваются более чем в 5% ВВП. Если бы такие деньги и льготы предоставлялись частным компаниям и предпринимателям, Беларусь по уровню благополучия была бы как минимум на уровне Польши или Словакии.

ВЫХОД ИЗ ЭНЕРГОЛОВУШКИ - ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ

Еще одна существенная статья госрасходов - поддержка жилищно-коммунального хозяйства, включая электроэнергию, сбор мусора, содержание жилого фонда и т.п. В 2010г. государство на эти цели тратило более 3% ВВП. В этом секторе активно используются схемы перекрестного субсидирования, объем которых составляет 1,7% ВВП.

Рост цен на энергоносители, импортируемые из России, оказывает серьезное воздействие на энергетический рынок. Около 97% электроэнергии Беларуси производится на основе переработки природного газа на ТЭЦ. Хотя цена российского газа все еще ниже уровня европейских рыночных цен, стране нужно готовиться к мировым, а не внутрироссийским ценам. За последние пять лет цена газа для Беларуси утроилась, но правительство явно медлит с адаптацией тарифов на коммунальные услуги к новым ценам на газ.

Бюджет страны тратит около 2% ВВП из-за заниженных энергетических тарифов. В реальном выражении они оставались неизменными с 2005г., а операционные убытки коммунального хозяйства выросли до 1,7% ВВП в 2009г. Самый весомый источник убытков - теплоснабжение домашних хозяйств, на который приходится 1,1% ВВП (на коммерческих потребителей - 0,06%). Убытки ГПО «Белэнерго» от продажи электроэнергии бытовым потребителям составили 0,28% ВВП, ГПО «Белтопгаз» - 0,27% ВВП. Кроме того «около 130 промышленных предприятий пользуются льготными тарифами на электричество, теплоснабжение и газ, что увеличивает общий объем энергетических субсидий на 0,28% ВВП».

Энергетические субсидии финансируются непосредственно из бюджета, а также через сложные схемы перекрестного субсидирования за счет прибыли от продажи энергии коммерческому сектору. Его объем в реальном выражении увеличился более чем в 2 раза, с 0,8% ВВП в 2005г. до 1,7% ВВП в 2009г. По мнению Всемирного банка, «энергетические субсидии являются неадресными и в значительной степени несправедливыми, снижают стимулы для повышения энергоэффективности и лишают сектор тех финансовых средств, которые необходимы для осуществления инвестиций в замену основных активов и текущих мероприятий по техническому обслуживанию».

30% домашних хозяйств с самыми высокими доходами получают 45% от общей суммы субсидий на коммунальные услуги, а 30% семей с наименьшими доходами - только 15% таких субсидий. Данные показатели говорят о том, что социальная система явно не настроена на оказание адресной помощи малоимущим, что особенно важно в условиях кризиса.

Всемирный банк рекомендует существенно повысить тарифы на теплоснабжение и электроэнергию. Он поддерживает планы правительства увеличить тарифы на теплоснабжение с 112 до 256% к 2014г.

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Диапазон повышения тарифов на природный газ в реальном выражении должен составить 110-233%, на электроэнергию - 63-108%. Если не будет повышения тарифов для домашних хозяйств, объем бюджетного и перекрестного субсидирования на 2011-14гг. составит 1,9-3,9% в год в зависимости от уровня цен на природный газ. Нет сомнения, что тарифы на электро- и теплоэнергию, газ и водоснабжение нужно повышать. Если бы правительство с 2005г. постепенно увеличивало бы коммунальные тарифы, то сегодня они находились бы на рыночном уровне. Популизм же заблокировал необходимые ценовые и институциональные решения. В результате - удвоение стоимости тепла, электроэнергии и газа.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Всемирный банк в обстоятельном докладе «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика