Кайф от растворителя. 21.by

Кайф от растворителя

05.12.2011 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



В 2011г. Беларуси везет с внешней торговлей - традиционные партнеры охотно покупают наши товары. Нефтепродукты, калийные удобрения, черные металлы, тракторы, грузовики, молочные продукты и многое другое на складах не залеживается, по крайней мере в Беларуси. Ценовая динамика благополучна, спрос устойчив.

В т.г. среди товаров - локомотивов белорусского экспорта проявился еще один лидер - растворители/разбавители. Еще экспортерам помогла девальвация. Но, несмотря на эти факторы, импорт все равно рос быстрее. За январь-сентябрь 2011г. экспорт товаров и услуг составил $33,5 млрд. (плюс 59,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а импорт - $35,4 млрд. (плюс 39,8%). Прогнозы правительства перевыполнены по экспорту в 3,7 раза, импорту - почти в 4 раза (привет прогнозистам и их моделям). А ведь именно они формируют мнения и ожидания руководства страны.

В сфере товаров и услуг сальдо внешней торговли сложилось отрицательным в объеме $1,9 млрд. По оценке Белстата, это только 4,3% ВВП при прогнозном дефиците на 2011г. в 8,9-9% ВВП. В оценке дефицита также важен расчет самого ВВП. За три квартала он составил Br186,7 трлн. (по официальной статистике - это $44,14 млрд.). Белстат использовал обменный курс пересчета Br4230 за $1, но при использовании более реалистичного курса - Br7000/$1 - ВВП в январе-сентябре составил $26,67 млрд. Соответственно, дефицит внешней торговли товарами и услугами достиг 7,1% ВВП. В IV квартале девальвация еще больше прибила долларовый эквивалент белорусского ВВП - хвастаться успехами в сокращении дефицита внешней торговли нет оснований. В 2010г. дефицит внешней торговли товарами и услугами составил 13,6% ВВП. После трехкратной девальвации в т.г. такого не будет, но при использовании реалистичного курса по итогам года дефицит все равно превысит 10% ВВП.

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Экспорт товаров в первые три квартала 2011г. составил $29,6 млрд. (плюс 68%), импорт - $33,6 млрд. (плюс 42,8%). По официальным расчетам, дефицит в $4 млрд. - это 9,1% ВВП, а по рыночному курсу - 15% ВВП. Это минимальное улучшение по сравнению с показателями 2010г., когда дефицит внешней торговли страны побил исторический рекорд.

НОВЫЙ БЕЛОРУССКИЙ ФЕНОМЕН

Из $29,56 млрд. экспорта за три квартала 2011г. доля сельского хозяйства составила 0,8%, горнодобывающей промышленности - 3,7%, обрабатывающей промышленности - 51,9%, производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, - 8,6%, химического производства - 8,2%, машин и оборудования - 7,1%.

С точки зрения отдельных групп товаров структура экспорта изменилась. За январь-сентябрь 2011г. доля готовых пищевых продуктов сократилась до 2,3% от общего объема товарного экспорта (за аналогичный период 2010г. - 3,2%); импорт готовых пищевых продуктов превысил экспорт на $657 млн.; доля минеральных продуктов взметнулась с 25,4% в 2010г. до 35,7% в нынешнем (три квартала); доля продукции химической отрасли выросла с 13,7 до 15,2%.

Особо поражает увеличение доли экспорта «прочих химических продуктов»: с 0,4 до 3,1% ($915 млн.) в январе-сентябре т.г. Речь идет о растворителях и разбавителях, экспорт которых увеличился на $805,9 млн. Это абсолютный феномен белорусского экспорта в 2011г. Такой взрывной рост экспорта одного товара - явление беспрецедентное. Если растворители и разбавители так быстро «порвали» внешние рынки, то при закреплении своих позиций Беларусь может иметь еще один мощный локомотив для экономического роста. Не ставшая уже частью национального фольклора картошка, не лелеемый белорусскими властями лен, а невзрачные для PR -кампаний растворитель и разбавитель. Именно эти товары увеличили профицит по позиции «продукты химической отрасли» с $514 млн. в январе-сентябре 2010г. до $2,27 млрд. за три квартала этого года.

ПЕРИПЕТИИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

За январь-сентябрь 2011г. Беларусь экспортировала 11,3 млн. нефтепродуктов - на 58,4% больше, чем за аналогичный период 2010г. В результате выручка от продажи минеральных продуктов составила $10,55 млрд. Средняя цена нефтепродуктов выросла на 38,3% - до $805 за тонну. Причем цена экспорта в страны СНГ - на 15,8% больше, а в дальнее зарубежье - на 4% ниже.

Белорусской экономике существенно помогли калийные удобрения. За три квартала их экспорт в физическом выражении увеличился на 11,4%, а цены - сразу на 34,5%, составив $705 за тонну. Это привело к выручке в объеме $2,58 млрд. Азотные удобрения дорожали еще быстрее: цена $964 за тонну - на 85,2% выше, чем за три квартала предыдущего года, а выручка превысила $185 млн. - в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период 2010г.

Повод для радости появился у Минского тракторного завода. За девять месяцев 2011г. на экспорт было поставлено 44,9 тыс. тракторов - на 56,1% больше, чем за аналогичный период 2010г. Цена тоже выросла на 9,5%, выручка составила $805 млн. Седельных тягачей (шт.) продано в 3,1 раза больше, чем в трех кварталах 2010г., что дало МТЗ выручку в $253 млн. Еще на $291 млн. были проданы запчасти к автомобилям и тракторам.

На МАЗе экспорт грузовиков составил 7879 шт., что на 71,9% больше. Правда, подвела цена, упав на 4,7%, в результате выручка - $945 млн. При щедрой поддержке государства быстро вырос экспорт сельхозтехники. Было поставлено за рубеж 23 тыс. шт., что на 42% больше, но средняя цена и здесь немного подвела, уменьшившись на 5,7%.

Еще один лидер экспорта - черные металлы. Их продано за рубеж 1,34 млн. т, на 1,1% больше, чем за три квартала 2010г., но цены на них подскочили на 35,5%, поэтому и выручка оказалась гораздо больше - $944 млн. Минский завод холодильников храбро сражается за рынки и в физическом объеме практически сохранил позиции 2010г., продав 755,2 тыс. изделий при незначительном росте цены на 7,1% - $231 млн. экспорта от холодильников тоже на дороге не валяются.

Не подвели переработчики и продавцы мяса и мясных изделий. За девять месяцев продано 177 тыс. т, что на 20% больше аналогичного периода 2010г. Средняя цена тоже оказалась на 18,5% выше, как итог - экспортная выручка $662 млн. Молочный сектор сработал еще лучше, продав за рубеж 490 тыс. т продукции, что на 6,5% больше прошлого года. Рекордной выручке ($1329 млн.) способствовал также рост цены на 8,4%.

БЛАГОПРИЯТНАЯ ЦЕНОВАЯ СРЕДА

Объем внешней торговли Беларуси резко увеличился за счет роста средних цен и физических объемов. По сравнению с январем-сентябрем 2010г. средние цены экспорта выросли на 26%, импорта - на 16%. Физический объем экспорта увеличился на 33,3%, импорта - на 23,1%. По данным Белстата, «за счет увеличения физических объемов обеспечено 61,7% прироста стоимостного объема экспорта и 62,6% стоимостного объема импорта».

Для белорусского экспорта самая значимая цена - это цена энергоносителей. За три квартала она выросла на 74,1%. Поэтому экспорт нефтепродуктов за девять месяцев превысил $9 млрд. в 2,2 раза (при увеличении объемов физического экспорта на 38,4%). Это больше выручки от экспорта нефтепродуктов в самый удачный для Беларуси 2008г. Тогда на пике экономического роста за январь-сентябрь страна заработала $8,76 млрд. Более того, в 2011г. был возобновлен экспорт сырой нефти: за девять месяцев продали около 1,3 млн. т нефти, выручив почти $1 млрд. В прошлом году, в условиях клинча с Россией, мы сырой нефтью не торговали.

На энергетические товары в январе-сентябре 2011г. приходилось 49,6% стоимостного объема экспорта - в 2,4 раза больше, чем за девять месяцев 2010г. При этом импорт энергетических товаров составил $13,22 млрд., что в 1,7 раза больше. Отрицательное сальдо по энергоресурсам составило $2,98 млрд. - на $721 млн. меньше, чем годом раньше.

Прослеживается динамика по еще двум критически важным для Беларуси товарным позициям. Экспорт калийных удобрений составил $2,58 млрд. (на $857 млн. больше), черных металлов - $944 млн. при импорте $1,96 млрд. Дефицит по данной товарной позиции - $435 млн., что отражает сохраняющуюся зависимость республики от импорта сырья для БМЗ.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В 2011г. Беларуси везет с внешней торговлей - традиционные партнеры охотно покупают наши товары.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика