Уплата налога на недвижимость и земельного налога физическими лицами, льготы
25.07.2012
—
Новости Экономики
|
В прошлом году в среднем каждый плательщик налога на недвижимость перечислил в бюджет 53 тыс. рублей. Исчисление налога на недвижимость и земельного налога физическим лицам производится налоговым органом. Эту истину многие из нас затвердили как школьное «дважды два». И тем не менее каждый год вручаемые плательщикам налогов извещения, в которых указаны суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, вызывают массу сопутствующих вопросов. В редакцию нередко поступают вопросы от читателей с просьбами уточнить некоторые особенности уплаты имущественных налогов с физических лиц. Чтобы разобраться с ними, что называется, одним махом, мы решили прибегнуть к помощи специалиста. Наиболее часто задаваемые вопросы были адресованы заместителю начальника Главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сбором Светлане ШЕВЧЕНКО.
— Светлана Александровна, скажите, кто является плательщиком налога на недвижимость и много ли таковых в нашей стране? — Плательщиками являются граждане, которым принадлежат квартиры, комнаты, жилые дома с хозяйственными постройками, садовые домики, дачи и иные здания и сооружения, расположенные на территории Беларуси. На сегодняшний день в республике плательщиков налога на недвижимость и землю насчитывается более 2,8 млн. человек. Однако в связи с наличием права на льготы более половины из них уплату налогов в бюджет не производят. К лицам, имеющим право на льготы, относятся пенсионеры по возрасту, инвалиды I и II группы и другие нетрудоспособные лица, многодетные семьи (имеющие трех и более несовершеннолетних детей), военнослужащие срочной службы, участники Великой Отечественной войны и лица, имеющие право на льготное налогообложение в соответствии с Законом «О ветеранах», а также граждане, постоянно проживающие в сельской местности и работающие в расположенных в сельской местности организациях, производящих сельхозпродукцию, учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты. Кроме того, льгота по налогу на недвижимость предоставляется гражданам в отношении одной квартиры или комнаты, расположенной в многоквартирном доме и принадлежащей им на праве собственности. При этом льготы плательщикам предоставляются в виде полного освобождения от уплаты налога на недвижимость. — Льготы предоставляются в отношении любых зданий и сооружений, принадлежащих льготной категории лиц? — Не совсем. В порядке предоставления льгот есть некоторые особенности. Скажем, если гражданин является пенсионером по возрасту, имеет в собственности жилой дом, в котором и проживает, то право на льготу в отношении такого дома будет зависеть от того, зарегистрированы ли по месту жительства в этом доме трудоспособные лица. Если не зарегистрированы, то пенсионер имеет право на льготу, если зарегистрированы, то нет. Это особенность в отношении жилых домов, но если говорить о садовых домиках, дачах, гаражах, то пенсионеры по возрасту имеют льготу в отношении таких объектов независимо от регистрации по месту жительства пенсионера трудоспособных лиц. — Представим такой случай: в жилом доме пенсионера зарегистрированы трудоспособные лица, но с ним совместно не проживают или не появляются в этом доме годами. Имеет ли тогда пенсионер право на льготу? И вообще, что означает регистрация по месту жительства? — Регистрацией по месту жительства признается регистрация физических лиц по месту жительства в порядке, установленном законодательством. Иными словами, постоянная прописка. При этом следует обратить внимание, что если с пенсионером по возрасту зарегистрированы трудоспособные лица, то независимо от того, проживают они по месту регистрации или нет, пенсионер право на льготу утрачивает. Исключение составляют трудоспособные лица, призванные на срочную военную службу, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также граждане, постоянно проживающие в сельской местности и работающие в расположенных в сельской местности организациях, производящих сельхозпродукцию, учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты. — Какие еще есть особенности в предоставлении льгот плательщикам? — Следует обратить внимание, что льготы не предоставляются в отношении зданий и сооружений, предназначенных и (или) используемых в предпринимательской деятельности. Кстати, во втором случае не важно, кем используется в предпринимательской деятельности объект недвижимости — самим владельцем или каким-либо другим лицом. — Получается, если пенсионер по возрасту сдал в аренду свой гараж индивидуальному предпринимателю, который использует его для хранения товара, то льгота пенсионеру уже не положена… — Да, действительно, в этом случае пенсионер утрачивает право на льготу с месяца, следующего за месяцем сдачи гаража в аренду. — А если объект недвижимости был сдан в аренду организации, льготы тоже не будет? — Здесь другая ситуация. Согласно налоговому законодательству, граждане, сдавшие в аренду организациям здания и сооружения, не являются плательщиками налога на недвижимость. Плательщиком в этом случае признается организация, поэтому и налог будет платить она. — Светлана Александровна, а как определяется размер налога на недвижимость? — Налог на недвижимость исчисляется исходя из стоимости здания или сооружения, определенной уполномоченными органами: территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним или налоговым органом. Хочу заметить, что гражданин не сам решает, кто из этих организаций определяет стоимость его объекта недвижимости для исчисления налога. Порядок определения стоимости здания или сооружения для целей исчисления налога установлен законодательством. Для расчета налога в первую очередь за основу принимается оценочная стоимость, определенная организацией по государственной регистрации. И если только такая стоимость отсутствует, стоимость здания или сооружения определяется налоговым органом. — Такая оценочная стоимость — величина постоянная или она пересматривается? — Для целей исчисления налога на недвижимость принимается стоимость, определенная по состоянию на 1 января года, за который производится уплата налога. Поэтому пересмотр стоимости производится ежегодно независимо от того, кто ее определял: организация по государственной регистрации или налоговый орган. — Каким образом налоговый орган определяет стоимость здания или сооружения? — Порядок определения стоимости объекта недвижимости для целей исчисления налога регулируется Указом главы государства от 28 марта 2008 года № 187, которым предусмотрены два способа ее определения налоговыми органами. Первый — путем индексации оценочной стоимости зданий и сооружений с использованием коэффициентов переоценки зданий и сооружений, утверждаемых Минстройархитектуры. А второй — исходя из расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения и общей площади оцениваемого здания либо сооружения, с учетом коэффициентов качества среды и типа населенного пункта. Второй применяется только при отсутствии сведений об оценочной стоимости зданий и сооружений. Размер расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения на начало года утверждается местными исполнительными комитетами. — А если гражданин не согласен с размером стоимости, определенной налоговым органом, что ему делать? — В этом случае гражданин имеет право в текущем году, за который ему предъявлен налог, представить в налоговый орган заключение об оценке по рыночной стоимости (по состоянию на 1 января текущего года) принадлежащего ему здания и сооружения, выданное оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки. Такая стоимость принимается налоговым органом при исчислении налога. — Итак, налог на недвижимость считается исходя из стоимости объекта недвижимости. А по какой ставке? — Для граждан ставка одна — 0,1 % от стоимости здания или сооружения. Такая же ставка применяется и в отношении зданий и сооружений, принадлежащих гражданам и расположенных в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и дачных кооперативах. В 2011 году гражданами было уплачено свыше Br 64 млрд. налога на недвижимость. Размер налога зависит от стоимости объекта недвижимости, поэтому размер налога для каждого плательщика свой. Если говорить в целом по республике, то за прошлый год в среднем одним плательщиком налог на недвижимость был уплачен в размере Br 53 тыс. При этом в городе Минске — Br 75 тыс., в Минской области — Br 49 тыс., а в Могилевской — Br 40 тыс. — А теперь перейдем к земельному налогу. Кто является его плательщиком? — Граждане, которым на территории Беларуси земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, временного пользования, в частную собственность, а также принявшие земельные участки по наследству. Как и по налогу на недвижимость, право на льготу по земельному налогу в основном имеют те же категории граждан — пенсионеры по возрасту, инвалиды I и II группы и другие. Однако, в отличие от налога на недвижимость, такие категории лиц, как постоянно проживающие в сельской местности и работающие в расположенных в сельской местности организациях, производящих сельхозпродукцию, а также в организациях здравоохранения, образования, социальной защиты, права на льготу по земельному налогу не имеют. — От чего зависит размер земельного налога и могут ли изменяться его ставки? — Земельный налог уплачивается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Ставки налога дифференцированы: если такая стоимость не превышает Br 80 млн. за гектар, то ставка налога составляет Br 80 тыс. за гектар. Если кадастровая стоимость превышает установленный порог, то ставка налога составляет 0,1 % от кадастровой стоимости земельного участка. Действительно, ставки налога на недвижимость и земельного налога могут быть изменены: повышены или понижены, но не более чем в два раза, такое право предоставлено местным Советам депутатов. Например, в текущем году в Минске ставка налога на недвижимость была повышена в 2 раза, а по земельному налогу ставки остались без изменения. В то же время в Бресте в два раза снижены ставки налога на недвижимость и земельного налога для физических лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом I группы с детства, пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных граждан, с которыми проживают и (или) зарегистрированы по месту жительства трудоспособные лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом I группы с детства, лиц, удостоенных звания «Почетный гражданин города Бреста». — На какие особенности уплаты земельного налога следовало бы еще обратить внимание? — Самое главное — независимо от того, имеет ли гражданин правоустанавливающие документы на земельный участок или нет, если он пользуется таким участком, он все равно признается плательщиком земельного налога. Кроме того, имеют место случаи самовольного занятия земельных участков. И в отношении таких участков гражданин также признается плательщиком земельного налога. Факт самовольного занятия земельного участка устанавливается землеустроительной службой. Однако в этом случае, учитывая, что имеет место нарушение законодательства о земле, уплата налога производится в десятикратном размере. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В прошлом году в среднем каждый плательщик налога на недвижимость перечислил в бюджет 53 тыс. рублей. Исчисление налога на недвижимость и земельного налога...
|
|