Посол России в Беларуси Александр Суриков на этой неделе заявил, что его стране было «и экономически, и политически обидно» нести потери, связанные с белорусским растворительным бизнесом. Однако Москва и представить себе не может, насколько обидно теперь Беларуси, что этот бизнес прекратился. Остановка экспорта растворителей привела к тому, что хронические болячки белорусской экономики вновь вылезают наружу.
Трюков не будет — получим торговый дефицит
Тенденции экономического развития, которые наблюдаются сейчас в Беларуси, можно проследить по трем основным критериям: объемы промпроизводства каждый месяц снижаются, темпы роста ВВП постоянно замедляются, а дефицит во внешней торговле увеличивается. Все негативные процессы в экономике, перечисленные выше, начались летом этого года после прекращения экспорта растворителей.
Темпы роста ВВП в 2012 году (в %)
Источник: данные Белстата
К этому стоит добавить, что «витебское чудо», которое основывалось на растворителях, к концу года практически исчезло. Из нижеприведенного графика видно, что темпы роста валового регионального продукта Витебской области резко упали за последние месяцы и приблизились к показателям, которые имеют другие регионы страны. Этот фактор привел к тому, что поддерживать республиканские темпы экономического роста оказалось некому, и динамика ВВП пошла вниз.
Динамика ВРП Витебской области Источник: данные Белстата
Таким образом, положительный эффект, полученный Беларусью от растворительного бизнеса, оказался к концу года практически исчерпанным. Обидно, да еще как!
Место позитива в официальной статотчетности заняли тревожные цифры торгового дефицита. Если в период с января по июль наблюдался профицит внешней торговли товарами, то уже в августе, когда прекратился экспорт растворителей, вернулся дефицит. В августе-октябре дефицит внешней торговли товарами составил 1,13 млрд. долларов. Как следствие, профицит внешней торговли товарами уменьшился с двух миллиардов долларов в январе-июле до 913,6 млн. долларов на 1 ноября.
Сальдо внешней торговли по товарам (млн. долларов)
Источник: данные Белстата
«Все идет к тому, что по итогам года мы выйдем по внешней торговле товарами на значение, близкое к нулю. Если в будущем году не будет никаких трюков, связанных с растворителями, во внешней торговле товарами мы точно будем иметь минус», — полагает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
Как следствие, эксперты ожидают, что и в платежном балансе будет иметь место дефицит. «Дефицит текущего счета платежного баланса мы, скорее всего, будем финансировать за счет новых заимствований», — полагает Ирина Точицкая.
Возврат к устойчивому дефициту во внешней торговле является закономерным, полагает экономист Ярослав Романчук.
«Дефицит торгового баланса — привычное состояние для Беларуси, которая постоянно отказывается от реформ. 2012-й в этом смысле был уникальным годом для страны, когда за счет растворителей удавалось обеспечивать положительное сальдо во внешней торговле. Сейчас все возвращается на свои места: в торговом балансе будет дефицит, вопрос только в его размере», — говорит Романчук.
Если Беларусь не сможет привлечь достаточный объем финансирования, полагает экономист, дефицит во внешней торговле будет оказывать прямое влияние на курс белорусского рубля.
В 2013 году бизнес видит большие риски
О грядущих проблемах в экономике пока говорят на экспертном уровне. Официальные лица, представляющие органы госуправления, предпочитают рассказывать о том, каких высоких показателей страна планирует достичь в 2013 году. Министр экономики Николай Снопков на днях, в частности, заявил, что уже в первом квартале будущего года экономический рост в стране может составить 8-9%. При этом инфляцию, по словам министра, планируется снизить до 12%.
Между тем, руководители белорусских бизнес-ассоциаций пока не видят источников, которые бы обеспечили высокие темпы экономического роста в 2013 году и привели к существенному снижению инфляции.
«Из прозвучавших заявлений мы видим, что правительство в будущем году намерено форсировать темпы экономического роста. С другой стороны, нам говорят о том, что инфляция снизится в 2013-м до 12%. Все это может быть, если мы получим значительный объем прямых иностранных инвестиций. Однако нам неизвестно, откуда они появятся», — говорит председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец.
По его словам, представителей бизнеса очень беспокоит неопределенность, в которой сегодня находится страна.
«Слишком много бравурных заявлений, под которыми не видно конкретики. Это порождает у бизнеса много вопросов и, как следствие, создает большие риски. Субъектам хозяйствования приходится закладывать эти риски в планы своего развития на 2013 год. В условиях, когда существуют девальвационные риски, импортеры начинают закладывать их в стоимость товара», — рассказывает Александр Швец.
Естественно, это разогревает рост цен. Некоторых чиновников, отмечает руководитель бизнес-ассоциации, такие действия субъектов хозяйствования раздражают, и они начинают утверждать, что бизнес подхлестывает инфляцию.
«Однако на наши просьбы предоставить ответственный прогноз по курсообразованию, по другим вопросам, мы ответов не получаем», — констатирует Александр Швец.
Руководитель бизнес-союза предполагает, что нынешняя ситуация, когда оптимистичные прогнозы на 2013 год не подкреплены достаточными источниками финансирования, может вылиться в очередное стимулирование внутреннего спроса.
«Это значит, что мы снова будем заниматься вопросами роста экономики без достаточной макроэкономической стабилизации. Такой подход создает макрориски, которые рано или поздно реализуются», — резюмировал Александр Швец в беседе с корреспондентом Naviny.by.