27 марта состоялось знаменательное событие: компания NVIDIA наконец-то официально представила новое поколение графических ускорителей GeForce 400. И если адепты графики ATI не увидели в этих чипах ничего экстраординарного, то поклонники NVIDIA ликовали: для них свершилась настоящая революция.
Долгая дорога на конвейер
Это событие не показалось бы столь значительным, если бы NVIDIA сумела довести новую архитектуру до ума своевременно. Судите сами: первая демонстрация архитектуры Fermi – именно на ней основаны GeForce 470 и 480 – состоялась в октябре прошлого года. Тогда же появились слухи, что NVIDIA начнет производство карт в конце ноября, а в продажу они поступят в декабре. Позже слухи многократно повторялись, только фигурировали в них уже другие месяцы: январь, февраль, март. И только в самом конце марта NVIDIA решилась на анонс нового графического поколения.
Впрочем, парадокс ситуации заключается не столько в затянутых сроках выхода, сколько в прозорливости главного конкурента NVIDIA. ATI вывела новое пятитысячное поколение своих ускорителей на полгода раньше калифорнийцев! А к нынешнему моменту, когда GeForce 470/480 даже еще не поступили в продажу, у ATI имеется полностью завершенный модельный ряд – от флагманского Radeon HD 5970 до бюджетного Radeon HD 5450, отработанный технологический процесс с явно меньшим количеством брака, а также ценовой запас, благодаря которому канадцы смогут понизить стоимость своих ускорителей после поступления в продажу GeForce 470/480. Так что время дебюта Fermi легким не назовешь: из-за тактического просчета NVIDIA теперь придется играть на чужом поле.
Нововведения
NVDIA GeForce 470/480 можно по праву назвать первопроходцами. Это первые карты NVIDIA, созданные по 40-нанометровому техпроцессу, оснащенные памятью GDDR5, большим количеством ядер CUDA (порядка 450) и поддерживающие DirectX 11.
Старшая модель NVIDIA GeForce GTX 480 обладает 480 потоковыми процессорами, 60 текстурными модулями и 48 блоками растеризации. Частотная формула (ядро/шейдерные блоки/память) составляет 700/1401/1848 МГц. Эти ускорители будут в стандарте оснащаться 1,5 Гб памяти с 384-битным интерфейсом. NVIDIA GeForce GTX 470 чуть проще. Здесь предусмотрено 448 потоковых процессоров, 56 текстурных модулей и 40 блоков растеризации. Объем встроенной памяти составит 1,28 Гб, интерфейс – 320 битный. Частотная формула – 607/1215/1674 МГц для ядра, шейдеров и памяти соответственно. Обе карты будут оснащаться тремя разъемами: двумя Dual-Link DVI-I и одним Mini HDMI.
Одновременно с анонсом характеристик NVIDIA обозначила ценовой аспект. Рекомендованная розничная стоимость NVIDIA GeForce GTX 480 составит $499, NVIDIA GeForce GTX 470 – $349. Европейские цены, очевидно, будут выражены теми же суммами, но только в евро.
Две ложки дегтя
Всем хороши GeForce 470/480, да только есть у них два существенных недостатка: большие размеры и чрезмерно высокое энергопотребление: 250 Вт для старшей модели и 215 Вт для младшей. И если с размерами еще можно будет как-то мириться, все-таки карты хоть и двухслотовые, но все же рассчитаны на установку в стандартные системные блоки, то без апгрейда подсистемы питания явно не обойтись. Минимальная рекомендованная NVIDIA мощность блока питания для GeForce 470 составляет 550 Вт, для GeForce 480 – 600 Вт. Однако это минимум, практически не учитывающий другие компоненты системного блока. Поэтому для стабильной работы компьютера, скорее всего, потребуется блок питания на 800 Вт. В том случае, если пользователь захочет опробовать все прелести технологии 3-Way SLI, мощность блока питания автоматически вырастает до 1,5 КВт.
Одновременно с этим придется пересмотреть подсистему охлаждения, ведь 250 и 215 Вт будут рассеиваться в виде тепла, а сами карты только по официальным данным NVIDIA могут разогреваться до 105 градусов Цельсия!
DirectX 11 – это хорошо, но...
Поддержка DirectX 11 новыми видеокартами NVIDIA – несомненный плюс, однако найти применение этому новшеству будет не так-то просто. Пока список игр, поддерживающих одиннадцатую редакцию DirectX, весьма скуден. Помимо Colin McRae (DiRT 2 – первой игры с поддержкой DirectX 11) в нем значится S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти, Alien vs. Predator, Metro 2033: The Last Refuge, Battlefield: Bad Company 2, BattleForge, а также онлайновые The Lord of the Rings Online и Dungeons and Dragons Online Eberron Unlimite.
Когда у нас?
Переход на новый техпроцесс никому не дается легко. ATI в свое время испытывала огромные трудности с переходом на 40-нанометровые чипы, брак при производстве которых порой равнялся едва ли не 50%. С теми же проблемами сейчас борется и NVIDIA, в основном по этой причине GeForce 470/480 получили отсрочку до 12 апреля. Ровно через неделю все основные партнеры NVDIA попытаются заполнить прилавки обычных и интернет-магазинов своими версиями GeForce 470/480. О намерении порадовать компьютерных энтузиастов уже сообщили ASUS, ELSA, Gainward, Galaxy, GIGABYTE, Inno3D, Leadtek, MSI, Palit, Point of View, SPARKLE и Zotac.
Однако увидеть флагманские ускорители NVIDIA 12 апреля удастся далеко не всем. Увы, наша республика не входит в ранг приоритетных, поэтому по официальным каналам – через всевозможных дилеров и дистрибьюторов – новинки доберутся в лучшем случае к лету. Энтузиастам останется уповать разве что на мелкие фирмы и фирмочки, которые под заказ и с весомой переплатой (она может достигать половины стоимости карты – в зависимости от честности продавца) могут поручиться привезти вожделенную «графику». Но и в этом случае вряд ли можно будет рассчитывать заполучить заветные ускорители раньше середины мая.