Минск втягивается в приватизацию
03.02.2012 18:27
—
ИноСМИ
| РГРК «Голос России»
Источник материала: РГРК «Голос России» Белорусское правительство рассчитывает не только выполнить приватизационные планы нынешнего года, но и довыполнить планы предыдущего. Однако оппоненты власти сомневаются и в целесообразности продаж в период кризиса, и в желании инвесторов из дальнего зарубежья вложить деньги в нестабильную белорусскую экономику. Насколько привлекательны белорусские госактивы для инвесторов, в интервью "Голосу России" рассказал генеральный директор Финансово-банковского совета СНГ Павел Нефидов. - Правилен ли путь приватизации, по которому идет Белоруссия, учитывая состояние экономики как в самой стране, так и в целом глобальной экономики? - Данное движение, скорее всего, стоит рассматривать, как вынужденную меру. Дело в том, что никакого секрета нет в том, что у Белоруссии достаточно сложная финансовая ситуация, и любая форма пополнения бюджета, в общем-то, приветствуется. Другой вопрос, насколько может быть это эффективно проведено, но, я думаю, что это стоит обсуждать. - А какие сегодня предприятия будут наиболее интересны зарубежным инвесторам? - Я уже и раньше говорил, что белорусская промышленность, в общем-то, является таким последним переделом машиностроения. Очень большое количество автосборочных предприятий, нефтехимия, минеральные удобрения - это все то, что может представлять очень большой интерес для любого иностранного инвестора. - Если мы говорим об интересах России, здесь Белоруссия не очень сговорчивый партнер. Вспомним, что многие объединения длятся уже несколько лет. Для России какой сектор сегодня был бы интересным в экономическом плане? Это же инвестирование, это долгосрочные планы, это же риски определенные. - В данном случае здесь "не было бы счастья, да несчастье помогло". Дело в том, что общекризисная ситуация для крупных российских компаний, в первую очередь машиностроительного комплекса, поставила достаточно жесткий вопрос об укрупнении или конкурентоспособности на международных рынках. В первую очередь, я имею в виду автомобильную промышленность - это Минский автомобильный завод и другие предприятия, которые в общем и целом понимают, что на большом рынке играют большие числа и большие игроки. И в любом случае такого рода объединение даст определенного рода синергию, которая позволит все-таки оптимизировать производство и повысить его эффективность, а, значит, быть более конкурентоспособными. - Для успешной приватизации Белоруссии необходимы - ранее уже звучали заявления из правительства - открытость и равные условия для инвесторов. Сегодня эта страна обладает экономической составляющей, той самой открытостью для инвесторов, чтобы их привлечь? - Я думаю, что у Белоруссии есть все возможности создать такого рода климат для любого инвестора. Другой вопрос, насколько белорусские власти сейчас готовы вводить новый режим. Я думаю, что в известной степени такая готовность есть. В любом случае, все эти решения будут носить политический характер, хотя, конечно, экономика будет играть не последнюю роль. - Приватизация позволяет только поправить финансовое положение, или это плюсы для страны в целом? - Как правило, любой успешный инвестиционный проект тянет за собой дополнительные инвестиции, а это и модернизация производства, это новые места, это и другой уровень жизни. Поэтому правильно проведенная приватизация, правильно привлеченный инвестор - это всегда благо. - Насколько власти сегодня охотно расстаются с госактивами? - В известной степени любая большая власть, которая управляет такого рода активами, делает вынужденные шаги такого рода. Но здесь ситуация, видимо, действительно требует принятия такого рода решений. - На итоговой пресс-конференции в прошлом году сам Лукашенко заявлял, что белорусская экономика нестабильна. В этом случае многие предприятия являются убыточными. Какие-то конкретные компании давайте сейчас назовем, которые являются неубыточными. Из какого сектора сегодня инвестор может получить прибыль? - Это, конечно, в первую очередь, нефтехимия. Эта сфера конкурентоспособна, в принципе, страна и сейчас поставляет большие объемы нефтепродуктов на международные рынки. Это производство удобрений, это очень интересный актив, которым хотели бы завладеть многие предприятия, которые работают на этом рынке. Машиностроение - несколько более тяжелый случай, но и здесь тоже интерес есть. Есть такое понятие, не только лишь рентабельность и прибыльность, но есть и понятие доли рынка и проникновение на рынки. А вот это как раз совместное объединение усилий. Если мы говорим о российских, то это доля рынка российского, теперь уже Единого экономического пространства, Таможенного союза. Поэтому здесь в каждом конкретном случае должна приниматься своя тактика и стратегия. Еще хотелось бы добавить, что, конечно, сейчас не самое лучше время для оценки активов. Дело в том, что мы находимся в эпицентре мирового кризиса, и это не может не влиять на цены активов. Поэтому здесь надо пройти между Сциллой и Харибдой, чтобы правильно найти инвестора и выторговать ту цену, которая бы устроила власти Белоруссии. - Еще часто говорят, что у белорусов очень завышены ожидания, что их активы стоят не так много, как они сами настаивают. - Это нормальная система торга, она во всех странах имеет место быть. И у любого процесса есть свое завершение. Поэтому, я думаю, что в тот момент, когда будет принято политическое решение, вопрос цены будет вторичен. - Российский след в белорусской приватизации будет? - Конечно. Дело в том, что значительная часть белорусской продукции идет на российский рынок. Игроки российского рынка крайне заинтересованы работать с теми активами, которые повернуты на российский рынок. Я не думаю, что здесь будут какие-то большие политические риски. В конце концов, все можно оговорить и закрепить в международных договорах. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусское правительство рассчитывает не только выполнить приватизационные планы нынешнего года, но и довыполнить планы предыдущего.
|
|