Он победил. 21.by

Он победил

28.12.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Такого в Минске еще не было. Толпа, состоящая из десятков тысяч людей, промаршировала по блокированному пр. Независимости от Октябрьской площади до пл. Независимости и взяла в осаду Дом правительства, за разбитое стекло двери которого попыталась пробиться делегация переговорщиков. На разгон протестующих были брошены сотни (если не тысячи) спецназовцев в полном боевом облачении, подключили даже армию в касках и обмундировании. В результате силового и, возможно, самого брутального за всю историю независимой Беларуси противостояния людей с площади вытеснили, а по меньшей мере пятерых кандидатов в президенты арестовали.

Как и предсказывала «БелГазета», численность митингующих на этот раз была чудовищной: серьезные мировые агентства сообщили о 90 тыс. митингантов, радио «Свобода», с другой стороны, оценила их численность в 15-20 тыс. человек. По оценкам автора, во время шествия по проспекту колонна насчитывала 30-40 тыс.


Как мы и прогнозировали, основной бой развернулся за звукоусилительную аппаратуру. В 19.30 19 декабря группа сторонников Владимира Некляева в сопровождении микроавтобуса со звукоусилением направлялась от здания штаба на ул. Немига в сторону Октябрьской площади. Активистам движения «Говори правду!» дали пройти только 40 м, после этого случилась драка с применением светошумовых гранат. Корреспондент «БелГазеты» в тот момент был на Октябрьской площади и не видел стычки, однако о дикости произошедшего красноречиво свидетельствует уже выложенный в Сеть ролик: Некляева избили так, что он потерял сознание и был немедленно госпитализирован. По сведениям штаба, ему диагностировали ЧМТ. Подчеркнем: случилось это еще до закрытия участков в 20.00, когда Некляев из кандидата в президенты превратился в обычного гражданина.

Площадь оказалась обезглавлена и (в результате захвата звукоусиливающей техники) лишена словесного управления. В 20.15 здесь собралось около 10 тыс. человек, и народ продолжал идти отовсюду. Из мегафонов, установленных на мачтах освещения вдоль проспекта, очень громко звучала российская попса. Кандидаты в президенты Виталий Римашевский и Николай Статкевич обращались к собравшимся, но их было крайне плохо слышно.

Было холодно и возникла угроза превращения митинга в «стойло», но наметилось движение - люди с флагами вышли на проспект, полностью парализовав движение. Протестующих было так много, что ни о каком противодействии со стороны ГАИ речи идти не могло: проспект был блокирован. Толпу повели в сторону Дома правительства. Люди стремительно разогрелись и стали с воодушевлением скандировать: «Верым! Можам! Пераможам!» и «Сыходзь!»

Это, без сомнения, была кульминация вечера: собравшихся было много, это ощущалось даже по тембру рева, производимого толпой. Мы быстрым шагом прошли мимо здания КГБ, которое тотчас же было украшено бело-красно-белым флагом. Люди вокруг уже просто нечленораздельно ревели - это было ликующее «Ааааа!» разлитой в воздухе эйфории близкой победы.

На пл. Независимости все собрались вокруг памятника Ленину, где быстро организовалось что-то вроде импровизированной трибуны. О чудо! Откуда-то (по сведениям очевидцев, из Красного костела) появились колонки и скоро рявкнул усиленный киловаттами голос выступающего. Голос сообщил о том, что действующий президент не выиграл в первом туре, больше не является легитимным и переговорщиком и что кандидаты в президенты сформировали группу, которая сейчас пройдет в Дом правительства, чтобы провести диалог с и.о. президента, роль которого перешла к главе Совмина. Было большим вопросом, почему организаторы решили, что в 22.00 Сергей Сидорский будет в своем кабинете, но площадь, где собрались десятки тысяч разгоряченных людей, - не то место, где задумываются о таких технологических тонкостях.

Из сторонников кандидатов был сформирован живой коридор, по которому переговорщики приблизились к главному входу в здание. Толпа ревела, голос ведущего призывал звонить друзьям и звать их на площадь: «Вы видите, милиция больше не контролирует ситуацию в центре, город наш!»

Корреспондент «БелГазеты» переместился ближе к Дому правительства и воочию наблюдал драматизм момента: дверь была вскрыта толпой, стекла - выбиты, группа переговорщиков пыталась продавиться внутрь. Но тут было применено сугубо белорусское ноу-хау: там, за вскрытыми дверями, сконцентрировалась большая группа защищающихся (спецназ? милиция?), которая преграждала путь сначала металлическими щитами, затем - плоскими щитами, сделанными как будто из ДВП. Непонятно, кто решил бить окна: представители штабов утверждают, что делали это провокаторы.

Через полчаса после попыток взять здание штурмом со стороны левого крыла стала разворачиваться колонна спецназа со щитами. Бельгийский журналист, работавший 19-го в Минске, заявил о том, что никогда в жизни он не видел столько милиции, брошенной на подавление митинга, - и это несмотря на то, что он работал в азиатских республиках во время тамошних революций.

Сначала цепь в несколько рядов развернулась у Дома правительства. Были какие-то хаотичные перемещения - их то уплотняли, то снимали вообще (публика торжествующе ревела: «Милиция с народом!», «Спасибо!»). Затем вторая цепь пошла разворачиваться возле памятника Ленину, и тут оказалось, что все, стоящие у входа в здание, - внутри оцепления. Начались давка и паника: подкатили автозаки и начались задержания. Стоящий на трибуне ведущий продолжал успокаивать людей - мол, идут переговоры с милицейским начальством, не бойтесь! Не уходите! Но вскоре памятник был окружен - он буквально утопал в милицейских касках, от которых рябило в глазах.

Милиция загрохотала палками по щитам и головам, в толпе появились люди с окровавленными лицами, журналистка немецкой радиостанции показывала мне неестественно вывернутый от удара палец на руке, ощущение было просто апокалиптичное. Толпу погнали прочь с площади. «Не бежать! Не бежать! Сцепиться!» - командовали здравомыслящие единицы. Обнаружилось, что справа, со стороны проспекта, развернута армия, в касках.

Все ключевые оппозиционные кандидаты в президенты были арестованы. Избит и арестован Григорий Костусев. С разбитой головой арестован Виталий Римашевский. Задержан Николай Статкевич. Отметелили и арестовали Андрея Санникова, а его жену Ирину Халип «взяли», когда та общалась в прямом эфире радио «Эхо Москвы» и Сеть облетели ее последние слова: «Не бейте по лицу!» Ночью прямо в больнице был взят Владимир Некляев. В офисе «Говори правду» (по сведениям штаба) начат обыск, скорее всего, будут еще аресты, конца которым не видно.

Сэм Найт, журналист из Лондона, с которым мы отступали, теснимые наступавшим на пятки спецназом, сделал довольно точное замечание об этой ночи. Протестующие, сказал он, пошли в Дом правительства через двери. Они не вели се бя дико, как в Киргизии, вламываясь через окна, отовсюду, хаотично штурмуя цитадель власти. Они хотели переговоров. Им была противопоставлена брутальная сила. С другой стороны, отметил он, Лукашенко раскрыл карты. Он повел себя честно.

Действительно, второе обстоятельство, которое делает безумие, творившееся на площади, не таким уж бесмысленным - то, что весь мир узнал о произошедшем. Задержания случились не втихую, после того как мировые СМИ разъехались из Минска, а на глазах у всех. Это был такой концентрат отношений народа и власти в Беларуси, поданный в режиме четырехчасового шоу для России и Запада.

Я не знаю, сколько уголовных дел будет возбуждено по итогам этой свалки. Я знаю лишь одно: что-то очень сильно изменилось. Говорить о Беларуси как о спокойном, стабильном государстве с мегапопулярной властью, не нуждающейся в массовом насилии для защиты себя, теперь будет сложно.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Такого в Минске еще не было. Толпа, состоящая из десятков тысяч людей, промаршировала по блокированному пр. Независимости от Октябрьской площади до пл.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика