«Проще купить не диссертацию, а людей, ответственных за защиту». 21.by

«Проще купить не диссертацию, а людей, ответственных за защиту»

18.07.2011 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:




Накануне 90-летия госпланирования министр экономики Николай Снопков напомнил о состоявшейся экономической мысли в Беларуси: «Огромная заслуга экономистов-практиков и экономистов-ученых в том, что все созданное за времена Советского Союза во времена независимости было сохранено и приумножено» .


Мнение о том, кто придет на смену нынешней экономической элите, корреспонденту «БелГазеты» высказал помощник президента РБ по экономике в 1996-2000гг., долгое время входивший в ученый совет по защите диссертаций по специальности «Экономическая теория и мировая экономика», Петр КАПИТУЛА.

- Как оцениваете нынешний уровень подготовки в стране молодых ученых-экономистов?

- Я бы назвал его средним. В нашей стране, как и везде на постсоветском пространстве, экономическое образование построено на изучении экономикса - экономической теории, которая полностью исключает классическую школу Смита, Рикардо, Маркса, Энгельса. Это односторонний подход, взглядов противоположного характера студентам не дается. Мы смотрим на всё только с точки зрения рынка.

- А разве лучше, когда студентам читают плановую экономику по тем же учебникам, что и 30 лет назад?

- Плохо и это, тем более нельзя изучать экономику так, как в свое время изучали мы - по отрывочным цитатам Маркса и без знакомства с другими экономическими теориями. Когда-то я защищал диссертацию по политэкономии, которая официально была признана партийной наукой. Признать какую-либо науку партийной - маразм. Плоха любая односторонность.

За рубежом - в Англии, Германии - не прекращают изучать классическую экономическую теорию. Тогда студенты имеют возможность сравнить, им дается пища для размышлений. А наши студенты этого лишены.

- Насколько применимы на практике концепции и методики, предлагаемые в диссертациях, которые сейчас защищаются?

- В Беларуси вообще говорить о значимости научных исследований бесполезно - у нас ручное управление экономикой. И все же принято считать, что исследования должны иметь научную и практическую актуальность. Сейчас в лучшем случае одна диссертация из десяти имеет и научную, и практическую актуальность.

Например, с начала обретения Беларусью суверенитета и до моего ухода несколько лет назад из совета по защите диссертаций только в БГЭУ и только в нашем совете защитили десяток работ по рынку труда. Во-первых, сама тема работ представляется мне некорректной. Труд - это процесс, а процесс не может быть объектом купли-продажи. Продается рабочая сила, не человек, а его способности. Во-вторых, о рабочей силе в нашей стране боятся написать правду. Хоть бы показали скрытую безработицу, причины ее возникновения, проблемы оплаты, затронули бы социальные вопросы, проблему того, что толковая молодежь удирает отсюда. Но нет - боятся. Я говорю: «Что вы боитесь прослыть оппозиционерами? Вы же занимаетесь наукой, здесь нет никакого оппозиционного толка! Опишите правду». Некоторые диссертации представляют собой кучи каких-то цифирей по заводам - ни к чему не обязывающих, ни о чем не говорящих.

Еще важно, что если кто-то из докторов наук развил какую-то концепцию и придерживается какой-то позиции, то соискатели боятся ее менять - не дай бог этот доктор наук или его ученики будут строить козни. Идут в науку и озираются: не дай бог влезть во что-нибудь, не дай бог будут какие-то противоречия.

- То есть молодые ученые не развивают новые теории, если они противоречат существующим?

- Совершенно верно. Я бы, например, лишил ректоров вузов права быть членами советов по защите диссертаций. Когда ректор возглавляет совет, то все голосуют так, как он выступит. Это беспредел. Считаю, что советы вообще надо вывести из вузов. Есть высшая аттестационная комиссия - при ней должны быть и советы.

Молодым ученым нередко чинят препятствия. Например, завкафедрой видит в молодом ученом конкурента. Тогда его нагружают бумажной работой - мы все очумели от бумаг. Как только осваиваешь профессию писаря, заниматься научной работой некогда. Плюс дают нагрузку в полторы ставки, или 1200 часов, расписание составляют так, что каждый день, включая субботу, надо выходить на работу. Это же элементарная форма издевательства! Некогда приехать к руководителю, сходить в библиотеку. В таких условиях написание научной работы бесполезно.

- Какой процент аспирантов и докторантов защищается?

- Сложно судить. В срок защищаются либо очень талантливые, либо очень блатные. За три года не написать серьезную работу. За рубежом для получения степени доктора философии (ее присваивают экономистам) занимаются пять лет, из которых два года изучают экономическую теорию (все направления, а не только экономикс) и три года пишут диссертацию. И при этом им предоставляют всю информацию, которую хотят ученые ,- любое исследование, отраслевую или макроэкономическую статистику. Там статистика - вот такая (поднимает вверх большой палец. - «БелГазета»), у них созданы условия для ученых. У нас же аспирант не может собрать данные для работы - статистика ужасная, на предприятиях всё - «коммерческая тайна». Ученые поставлены в такие условия, что у них нет объективной информации.

- Выходит, государство неэффективно тратит деньги на подготовку научных кадров?

- Мне вспоминается работа, которая дошла до защиты. А там соискателю рекомендовали подумать над названием темы и вернули диссертацию. Человек три года официально в качестве докторанта проходил у нас учебу, что-то писал, а через три года выясняется, что нужно вернуться к формулировке темы! Еще одни пример работы соискателя: человек берет статистику и на ее основе пытается доказать, что реальный ВВП может увеличиваться при росте денежной массы в обращении. Он не рассматривает проблему - просто ставит в зависимость рост реального продукта от количества денег.

Мой коллега, послушав доклад одного соискателя, даже сказал: «Похоже, начинают защищаться больные на голову люди» .

Еще одна проблема - процветает кумовство. Учатся невестки, сыновья, внуки, внучки. Если кому-то неудобно готовить чадо в своем совете, его отдают в другой вуз - из БГУ в БГЭУ и наоборот, благо экономический совет есть и там, и там. Республика мала, мы все знаем друг друга как облупленных. Делаем друг другу презенты, маленькие подношения.

Как-то раз решил проверить, кто таков один молодой человек, который захотел рано защититься. Оказалось, зять одного из заместителей министра. Со стороны приходят считанные люди. Если сам приводишь платника, то его могут принять, хотя могут и не принять, если нет единицы. Но тогда его могут включить в план на следующий год и эту единицу выбьют.

- В Беларуси существует проблема покупки диссертаций?

- Однажды прочел диссертацию и понял: если бы соискатель написал ее сам и чуть-чуть пошевелил мозгами, то понял бы, что нельзя так извратить суть западной макроэкономической модели. Уверен, что ему работу написали.

- Сколько это стоит?

- Средняя цена написания докторской диссертации - $30 тыс., кандидатской - $15 тыс. Возможно, в Беларуси меньше. Но проще купить не диссертацию, а людей, ответственных за защиту.

- Недавно премьер-министр Михаил Мясникович пригласил к себе экс-главу Нацбанка Станислава Богданкевича и, по утверждению последнего, попросил совета по ряду вопросов. Богданкевич отказался консультировать правительство на постоянной основе и сказал, что у нас много талантливой молодежи, которая справится не хуже…

- Во-первых, это способ корректного отказа. А во-вторых, эту фразу можно расценивать как реверанс в сторону молодежи. Среди молодежи действительно есть толковые люди. Когда был чиновником, работал с начальником аналитического управления Нацбанка. Я видел уровень его работ. Если бы к этой аналитике прислушивались и ей руководствовались, то до такой ситуации в экономике страны не дошло бы.
 
Теги: знакомства
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика