"Чего орешь? Когда ноги раздвигала, не больно было?" Почему нас заставляют страдать молча. Мнение. 21.by

"Чего орешь? Когда ноги раздвигала, не больно было?" Почему нас заставляют страдать молча. Мнение

22.05.2018 08:56 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Небольшой скандал приключился на пересечении литературного мира и соцсетей,
затронув непростую и важную тему. Началось с того, что книга Анны Старобинец
«Посмотри на него» (автобиографический рассказ о потере нерожденного ребенка) вошла в шорт-лист российской литературной премии «Национальный бестселлер». А затем одна из членов жюри опубликовала странную рецензию (которую, впрочем, очень быстро удалила, но скрины же вечны), в которой, помимо прочего, она писала и о том, что когда горе случилось с ней, она перенесла это молча, не вынося из семьи.




Тема начала активно обсуждаться, и дискуссия перешла в другое русло: молчаливо ли истинное горе или «кричать» о нем нормально?
Чаще всего звучало мнение — популярное, привычное, «наше» — что страдать молча и в одиночку — это добродетель, достоинство, что нельзя выносить сор из избы. Что тот, кто действительно страдает, не кричит об этом на каждом углу, не пишет книжки, а носит все в себе. А все остальное — это спекуляция, манипуляция, монетизация и пиар на костях.

Ну да, мы же привыкли стиснуть зубы и молчать. Держать удар, держать лицо. Точно, мы
же все из этих, как их, которые в горящую избу и коня на скаку. Настоящая женщина,
она же сильная, железная, непробиваемая и может плакать только ночью в подушку. Чтобы тушь не потекла. Терпи, не позорься.

Именно поэтому эта история не просто о чьей-то книге, о чьем-то единичном горе, о чьем-то единичном мнении, она куда более масштабнее. Она о том, что вся наша жизнь, вся наша женская доля, вся наша «женская» медицина построены на принципе молчаливого страдания и унижения.






Она обо всех этих «чего орешь, когда ноги раздвигала, не больно было». О попытках обесценить чужое горе, о традиционных «ты такая не одна, все через это прошли, не ты первая, не ты последняя». Чего орешь?!

Да-да, мы помним, что раньше в поле рожали и ничего. Выкидыши, замершие беременности — все это «женские дела», личное, интимное, стыдливое. Зачем об этом говорить? Зачем выносить это на публику? Мы не хотим, уберите это. Страдайте молча.

Очередное затыкание ртов. Культура молчаливого страдания. У нас никогда не было
принято говорить об этом, проговаривать, «проживать», не было психологов,
психоаналитиков, не было специально обученных консультантов, не было куда и к кому
пойти со своим горем, не было выхода, кроме как заталкивать боль внутрь себя. Врачам не до того, у них другая функция, и странно ожидать жалости от санитарки со шваброй и
грязным ведром.


favim.com

Но мы живем не в викторианскую эпоху, не в советские времена. Пришло новое время, и мы становимся свидетелями колоссальных перемен, когда меняются многие социальные установки, и одна из них как раз об этом: о разрешении говорить.

О травмирующих ситуациях, про которые было принято молчать, годами нося
боль в себе, как-то внезапно начали говорить, начиная с флешмоба #Янебоюсьсказать,
огромного количества личных и откровенных историй из области так называемой
«карательной гинекологии», громких и не очень разоблачений, последовавших за «делом
Вайнштейна» и заканчивая вот такими вот книгами, которые между прочим несут в себе
вполне определенные функции, например, терапевтическую.

Потому что кому-то чтение о чужом горе помогает пережить свое, дает ощущение поддержки. И такая литература во всем мире сегодня очень востребована, о ней все чаще говорят. Но главное — они позволяют осознать, что об этом, оказывается, можно и нужно говорить. И это не стыдно, и вовсе не лишает нас достоинства. Потому что иногда только так можно что-то изменить, пусть даже и только в рамках одной человеческой трагедии.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика