– Головная боль для нас. Делаем бешеную работу в интересах России. А как тут таможенники говорят и другие, там же идет драчка постоянно – кто-то заказывает какие-то материалы в СМИ. Они начинают нам предъявлять претензии. Вместо благодарности начинают порой кивать на нас, что мы тут плохо работаем с санкционными товарами, – отметил белорусский лидер во время встречи с председателем Государственного таможенного комитета Юрием Сенько. – Решен ли этот вопрос?
И если это не так, нам надо смелее об этом говорить. Потому что, по информации спецслужб, заправляют всеми негативными процессами, связанными с «санкционкой» и другими вопросами, фирмы и компании Российской Федерации, порой крупные, за которыми стоят крупные дельцы с тяжелыми погонами. Это тоже надо говорить, не стесняться. Не таможенникам российским говорить, а информировать правительство и Президента Российской Федерации, чтобы они там разбирались со своими. Я Путину часто об этом говорю.
Юрий Сенько, в свою очередь, привел самый свежий факт по санкционной продукции: буквально в понедельник в могилевском направлении были задержаны два грузовика. Они везли в соседнюю страну ту самую «санкционку» по поддельным документам. Причем сопровождал грузовики гражданин России, который был в межгосударственном розыске.
– Гражданин задержан, – доложил Президенту глава Государственного таможенного комитета.
– Подделывают документы, сами везут, а потом нам предъявляют претензии, – прокомментировал озвученный Юрием Сенько факт Александр Лукашенко.
Председатель ГТК отметил, что тема «санкционки» постоянно находится на контроле ведомства. Его сотрудники уже провели более 4,7 тысячи мониторингов. Их итог: выявлено 2,2 тысячи административных правонарушений и возбуждено 30 уголовных дел по фактам незаконного перемещения 25 тысяч тонн товаров санкционной группы. При этом Юрий Сенько отметил:
– Белорусские субъекты хозяйствования очень редко где-то попадают в поле зрения правоохранителей. Чаще появляются такого плана игроки, как при недавнем задержании в могилевском направлении, которые и перемещают товары за границу. А в последующем упреки идут в адрес наших субъектов хозяйствования или физлиц.
Мне кажется, что это уже дань определенной традиции, притом нехорошей традиции, когда надо сказать, что где-то кто-то виноват – наверное, по пути транзита, это Республика Беларусь. Такие же претензии предъявляются к Казахстану, Кыргызстану. Хотя, как правило, при перевозке санкционного продукта используется российский транспорт.
И заказчиком всех этих вопросов, конечно же, является российский бизнес.