Спектакли, которые изменят белорусов: что еще покажут на «ТЕАРТе»?
02.09.2019 13:42
—
Разное
|
Театральный план на начало осени: учиться и ходить на самые интересные спектакли. Международный форум театрального искусства «Теарт» объявил образовательную программу и приглашает посмотреть лучшие белорусские спектакли прошлого сезона в рамках программы Belarus Open. AFISHA.TUT.BY составила гид, чтобы вы ничего не пропустили.
В этом году ярким акцентом программы Belarus Open станет презентация проектов «Театр социальных исследований». Она объединит спектакли и читки, для создателей которых театр — это не только искусство, но и инструмент, способный изменить нашу жизнь. Презентацию откроет спектакль Лаборатории социальных исследований ECLAB «Родные люди?». Режиссер Валентина Мороз и участники лаборатории создали его на основе реальных историй женщин, которые пережили домашнее насилие. В пазле из этих историй о жизни, которая по статистике скрывается чуть ли не за каждой третьей дверью в нашей стране, создатели и зрители пытаются найти ответы на самые разные вопросы. Главный из них: «Что могу изменить в существующем положении дел лично я?»
«Brest Stories Guide» независимого театра «Крылы халопа» — уникальный спектакль, который вобрал в себя все, чего так не хватает белорусскому театру. Это и документальный спектакль, исследующий гуманитарную катастрофу военной истории Бреста, когда значительную часть жителей города уничтожили в гетто. Это и спектакль-променад, где зритель обретает невиданную свободу: чего стоит, например, только то, что «Brest Stories Guide» может начаться для одного единственного человека в любое время. Это и иммерсивный театр, создающий эффект погружения, позволяющий конструировать свой собственный спектакль. Но эти особенности имеют и «побочный эффект»: полноценно показать спектакль где-то кроме Бреста невозможно. Поэтому в рамках презентации проектов «Театр социальных исследований» зрителям продемонстрируют аудиовизуальную инсталляцию «Brest Stories Guide». Но ее обязательно стоит увидеть, чтобы понимать каким может быть белорусский современный театр.
Гомель — особенный город для режиссера Юры Дивакова. Еще несколько лет назад, чтобы увидеть его спектакль, нельзя было просто взять и купить билет на «Песнь песней». Сначала нужно было купить билет до Гомеля — почти все спектакли Диваков ставил там. Ситуация постепенно меняется, но настоящие театралы не оставят без внимания сочетание «Гомель — Диваков» в афише. В программе Belarus Open это спектакль «Павятовы лекар» (Гомельский государственный молодежный театр) по рассказу Франца Кафки. Кафкианский морок, где необходимое пропадает, а потом неожиданно появляется под рукой, но лучше бы оно под землю провалилось — воплощается в фирменной диваковской перформативной манере с многочисленными отсылками к современному (и не только) искусству.
Спектакль Александра Янушкевича «Стражи Тадж-Махала» (Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн») стал одним из самых заметных событий прошлого сезона. Если вы еще не успели посмотреть, то показ в рамках Belarus Open — отличный повод это сделать: в рамках фестивальных программ спектакли обычно идут в особенной приподнятой атмосфере. «Стражи Тадж-Махала» — многопластовая история об искусстве, красоте, дружбе, морали, но самая интересная ее составляющая — это то, как запускается в человеке механизм предательства.
Независимый проект «ГЭТАМЫ» объединил бестселлер Андруся Горвата «Радзіва „Прудок“», белорусских актеров и украинского режиссера Стаса Жиркова. Для постановки Жирков перемонтировал фейсбучные посты, из которых состоит книга, ярко выделив в этой мозаике две линии — ироничную и печальную. «ГЭТАМЫ» заставляет зрителей переживать острую радость узнавания реалий белоруской вёски, реакций родственников и соседей, ну и, конечно, предлагает что-то понять о себе не только как о человеке вообще, а именно как о белорусе.
Думаете, Вольтер — это скучно? Как бы не так. В спектакле режиссера Игоря Казакова, который он поставил по запрещенной когда-то повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (Могилевский областной театр кукол), зрителей ждут все жанры, кроме скучного. И хоррор, когда инквизиция готовит шашлычки из людей. И площадной фарс с элементами эротики: когда непристойные поговорки визуализируются, а ножки Кунигунды взлетают над спинкой кровати. И психологическая драма: когда философия главного героя «все к лучшему в этом лучшем из миров» разрушается под напором бед и испытаний. А вместе с Кандидом и зрители понимают, что позитивное мышление, захватившее мир сегодня, вряд ли кого-то спасет.
Спектакль «Воздух» хореографа Ольги Лабовкиной стал событием последних двух сезонов. И театральной редкостью — к сожалению, обстоятельства складываются так, что увидеть его можно буквально несколько раз в году. Так что не упустите возможность побывать на «Воздухе» в рамках программы Belarus Оpen. Ощущение, которое переживаешь на этом спектакле, напоминает то, что испытываешь в фотографической лаборатории. Опускаешь белый лист в раствор — и на нем постепенно проступает изображение. Лабовкина исследует и проявляет невидимое — воздух. То преподнося нам его как нечто возвышенное — мол, стихия; то как что-то естественно-научное — смесь газов, без которой наша жизнь невозможна. Или вот движение мысли: когда, перемещаясь по пространству вслед за танцовщиками, начинаешь физически чувствовать процесс думанья, того, как одна мысль сменяет другую…
В фокусе внимание «Теарта» и самые острые вопросы белорусского театрального процесса. В конце сезона сразу три ярких режиссера Дмитрий Богославский, Игорь Казаков и Александр Янушкевич (их работы, кстати, можно увидеть в программе Belarus Open) приняли решение уйти с должностей в репертуарных театрах. Что происходит? Почему сложилась такая тенденция? Ответы на эти вопросы попробуют найти в рамках круглого стола «Уравнение уравнивания» (программа «Школа Теарта»).
То, что спектакль «Дуплет» Кутаисского государственного драматического театра имени Ладо Месхишвили (Грузия) оказался именно среди мероприятий «Школы Теарта», настраивает на его особенное восприятие: не только как произведения искусства, но и как некоего урока. Можно выделить много тем, которые будут на нем рассмотрены: и узкоспециальных, и интересных не только профессионалам. Но одной из главных, конечно станет эта: чему научил грузинский народ Вацлав Гавел?
В рамках «Школы Теарта» пройдет режиссерская лаборатория швейцарского режиссера Дени Майфера. Майфер работает как в драматическом театре, так и в оперном. Среди его драматических работ, как спектакли по классике — Чехову и Дидро, так, например, и спектакль по «Чернобыльской молитве» Светланы Алексиевич. Под руководством режиссера заранее отобранные участники будут на протяжении шести дней работать над эскизом спектакля по пьесе Уильяма Шекспира «Ричард III». После новую версию истории о талантливом злодее идущем по трупам к власти, смогут увидеть все желающие. Обратите внимание, что показывать будут work-in-progress, эскиз спектакля. Розыгрыш билетов!Новый розыгрыш в приложении "Афиша TUT.BY"! Можно бесплатно получить билеты на концерт Evanescence. Всемирно известные музыканты, обладатели двух премий Грэмми с неповторимым вокалом Эми Ли выйдут на сцену Дворца Спорта 18 сентября и представят программу из своих лучших хитов, а также исполнят песни с последнего альбома Synthesis. Воу! Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Международный форум театрального искусства «Теарт» объявил образовательную программу и приглашает посмотреть лучшие белорусские спектакли прошлого сезона в...
|
|