Деньги в кальсонах, пергидрольные кудри и 30 лет всесоюзной славы! «Песнярам» – 55
01.09.2024
—
Разное
| Mir24.TV Belarus
Источник материала: Mir24.TV Belarus 1 сентября исполняется 55 лет со дня создания легендарной советской и белорусской группы «Песняры». Прославленный коллектив покорил сердца людей всего огромного СССР. Звучавшие в исполнении «Песняров» шлягеры «Беловежская пуща», «Вологда», «Алеся», «Белоруссия», «Дрозды», «Московские окна», «За полчаса до весны» по праву входят в число лучших советских песен. В честь юбилея рассказываем о секрете стремительного успеха группы, о том, кто создавал для них сценические костюмы и почему в США их приняли за «комиссаров». «Они стали нашим вариантом The Beatles»Создатель и идейный вдохновитель группы музыкант Владимир Мулявин был родом из Свердловска. Когда-то в юности его исключили из музыкального училища за увлечение джазом и любовь к западной музыке. Потом, правда, восстановили, но юноша решил не возвращаться к учебе. После множества экспериментов в разных музыкальных жанрах, он стал работать в минской филармонии, где созданная им группа молодых музыкантов аккомпанировала артистам эстрады. Это были годы, когда в СССР один за другим создавались вокально-инструментальные ансамбли, и молодые люди решили, что тоже смогут работать как самостоятельный коллектив. 1 сентября 1969 года они получили на это разрешение и целый год выступали под именем «Лявоны». После чего коллектив был переименован в «Песняры», и вот тут-то началось его стремительное восхождение к вершинам эстрадного Олимпа.
Он был замешан на белорусском народном творчестве. Коллектив включал в репертуар эстрадные стилизации народных песен, а также композиции, написанные по белорусским фольклорным сюжетам. Музыканты и сами писали песни, а также использовали произведения советских композиторов.
Профессионализм стал яркой отличительной чертой группы, несмотря на то, что в первом составе группы далеко не все артисты имели оконченное музыкальное образование. Звездным часом для группы стала победа на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, проходившем в октябре 1970 года в Москве. В этом конкурсе они получили второе место, разделив его с молодым Львом Лещенко. Финал конкурса был показан по центральному телевидению, благодаря чему о «Песнярах» узнала вся страна. Эти события были приправлены историей, о которой артисты рассказали только много лет спустя. В Белорусской филармонии от «Песняров» большого успеха не ожидали, поэтому денег на их расселение и питание в Москве выделили немного. Когда же они вышли в финал конкурса, и должны были остаться, чтобы выступить вновь, случилось вот что. Худрук Белорусской филармонии, композитор и музыкант Григорий Анчиков, остававшийся все это время в Минске, отправился с дополнительными командировочными в Москву. Участник группы Владислав Мисевич вспоминал в своей книге «Песняры. Я роман с продолженьем пишу»:
Уже через год после всесоюзного успеха белорусского ансамбля, фирма «Мелодия» выпустила первый виниловый диск-гигант «Песняров». А сами они отправилась в большой гастрольный тур по стране. Везде их встречали, как самых дорогих гостей. «Это было совершенно поразительно, ничего подобного не было нигде, –рассказывал в одном из интервью MIR24.TV режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Александр Стефанович. – Ребята меня поразили своей искренней любовью к фольклору. Это было не использование белорусских мотивов для пробивания себя на эстраде, они действительно несли белорусскую культуру, стали лицом Беларуси. И их полюбила вся страна». «С кем ты связался, сынок? Откуда столько денег?»В советские годы все доходы от концертов получало государство, а музыкантам платили лишь ставку – от 13 до 19 рублей за выступление (такая ставка полагалась артистам высшей категории). Но «Песняров» хотели слышать повсюду, они объехали полстраны, не отказываясь от концертов даже в маленьких населенных пунктах. И заработали такие гонорары, которые участникам группы раньше и не снились!
Действительно и огромная популярность, и большие по тем временам деньги свалились на музыкантов внезапно и очень быстро: на втором году существования группы. «Мы им такие костюмы для гастролей отгрохали!»Отличительной чертой группы стали не только неповторимый стиль исполнения, но и яркие образы ее участников. В первую очередь – запоминающиеся роскошные костюмы, которые были настоящими произведениями искусства. Обувь была тоже особая – как у исполнителей народных танцев, на каблуках. Костюмы разрабатывали лучшие дизайнеры, а эскизы для них придирчиво изучал и утверждал сам Владимир Мулявин. Он же участвовал в выборе тканей и даже вместе с участниками группы приезжал на примерки в ателье, когда дело доходило до пошива. «Владимир Мулявин придавал большое значение художественному качеству костюмов ансамбля, – вспоминал Юрий Пискун, автор некоторых костюмов для музыкантов. – Он осознавал, что костюм является такой же важной составляющей частью сценического действа, как и сценография, свет, работа звукорежиссера и режиссера спектакля». Лучшие сценические костюмы в Минске в то время создавали в мастерских Государственного академического Большого театра оперы и балета Белорусской ССР. Именно там шили коллекцию костюмов для гастрольного тура «Песняров» по США, который состоялся в 1976 году. Над сценическими костюмами колдовал коллектив из более восьми десятков человек, и половина из них – швеи. Была поставлена амбициозная задача – поднять престиж белорусской национальной одежды, ведь выступления группы транслировались на зарубежных телеканалах и отечественном ТВ. Срочно организовали даже цех вышивки и ручного ткачества.
Володя, будучи очень внимательным и добрым человеком, в благодарность привез моим сыновьям джинсы, которые тогда были в большом дефиците». «Только кобуры не хватает»Но шикарные расшитые костюмы – это еще не все. Рослые мужчины с бакенбардами и усами, статные красавцы – такими предстали артисты перед заокеанской публикой. Конечно, эта публика не отличала белорусов от русских и по образу «Песняров» американцы судили о советском человеке вообще. Чтобы соответствовать образам белорусов, участники группы осветляли волосы. «Первая Володина жена Лида Кармальская предложила нам подкраситься. – рассказывал в интервью Телеканалу МИР сооснователь ансамбля «Песняры», заслуженный артист Белорусской ССР Владислав Мисевич. – Мы же все чернявые были, и мы долгое время красились. Кто-то продолжал, кто-то бросал уже. Красились перекисью водорода – волосы не очень белые были, рыжеватые скорее. Но в целом получалось то, что надо!» По словам артиста, перед гастролями в США «Песняры» месяц были в Югославии.
В том же 1976 году, в котором состоялись гастроли «Песняров» в США, ансамбль выступил на международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах. К участию в нем допускаются только коллективы, выпустившие за год максимальное количество пластинок в своей стране, то есть лучшие из лучших. Маскировали зарубежный хит под «мальтийскую песню»Сейчас уже мало кто помнит, что в репертуаре ансамбля были не только белорусские и русские песни, среди которых немало хитов. Участники группы знакомили советскую публику и с лучшими произведениями культовых западных групп, переводя их на русский язык. Так, они исполняли в переводе две композиции The Beatles, а также Delilah Тома Джонса. Этот суперпопулярный шлягер они маскировали от цензуры под «мальтийскую песню».
Всего группа просуществовала более 30 лет и после распада стала основой для создания сразу нескольких коллективов. А именно: Белорусский государственный ансамбль «Песняры» в который в 1998 году были набраны молодые музыканты, студия «Лявоны» при БГА «Песняры». группа «Лявоны-песняры», Молодежная студия ансамбля «Песняры» и группа «Белорусские песняры» («Белорусские легенды»). Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как создавалась прославленная группа, почему на родине музыкантов называли белорусскими The Beatles, а в США – «комиссарами»
|
|