Шаг вперед. А два куда?. 21.by

Шаг вперед. А два куда?

23.01.2010 18:15 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Усиление противостояния с Москвой на фоне ужесточения внутренней политики (последний пример – прессинг на белорусский Союз поляков) – не лучшие факторы для реализации намерений официального Минска активизировать «притухший» диалог с Брюсселем.

Станет  ли для белорусских граждан наступивший год каким-то особенным в современной истории их страны? На вопросы корреспондента euramost.org отвечает политический обозреватель Роман Яковлевский.
- В отличие  от прошлых энергетических конфликтов  с Москвой, нынешний, нефтяной, как-то по времени затянулся. Многочисленные предсказания разного рода экспертов - мол, поругаются между собой и снова помирятся - пока не сбываются. Можно ли надеяться, что конфликтующие стороны придут к согласию, и нефтяной конфликт завершится?
- Хотел бы отметить, что нынешний белорусско-российский нефтяной конфликт, который все чаще стали называть войной, не только по времени затянулся, но и стал расширяться. Появились новые темы жарких споров между Минском и Москвой по ценам уже на нефтепродукты, транзит электроэнергии. Вполне вероятно, что перечень будет продолжен. Не секрет, что генераторами нынешнего противостояния двух частей, пусть даже виртуального, но по-прежнему союзного государства и недавно провозглашенного Таможенного союза, являются Александр Лукашенко и Владимир Путин. Питаться надеждами для них не свойственно. На протяжении всех лет своих политических карьер они играют в жесткие игры без компромиссов. Так что состояние, которое вы называете «согласие», в данном контексте, мне трудно сегодня представить.
- Но ведь этот  конфликт не может быть бесконечным  и должен, в конце концов, чем-то  завершиться.
- Несмотря на  ограниченный доступ к информации, об этом начинают думать все  большее количество белорусских  граждан. А среди чиновничьего люда стало наблюдаться то, что экономист Романчук удачно определил словом «прокрастинация». Это откладывание на потом срочных дел, заполнение времени мелочевкой, бестолковщиной, неважными или второстепенными делами. Очевидно, что нынешняя властная вертикаль стагнирует. И в этом положении, расширяющийся конфликт - не между «хозяйствующими субъектами», а с российским руководством - может дать импульс к переменам в руководстве Беларуси. По-моему мнению, ошибочен тезис тех, кто считает, что нынешняя конфронтация с Москвой может только поднять рейтинг Лукашенко у белорусского народа, готового отстаивать свою независимость. Не стоит путать народ с номенклатурой, интересы которой, по возникшим из-за данного конфликта финансовым причинам, руководитель все меньше начинает удовлетворять.
- Может быт,  ощущение российского импульса  и вызвало недавние кадровые  перемены в силовых структурах?
- Конечно. Не  будет же правитель оставаться в  роли созерцателя происходящего.  Эти кадровые перемены направлены  исключительно на сохранение статус кво. Как и политологические размышлизмы, что, якобы, за ними стоит сын-помощник президента. Кстати, при новых назначениях в КГБ, когда президент ставил очередные задачи чекистам, помощника президента по национальной безопасности по ТВ видно не было. Ну что может, к примеру, изменить рокировка в министерстве обороны и аппарате Совета безопасности, которую служивый люд назвал «операцией «М - Ж»? Разве что неожиданный отъезд на работу в Москву, еще недавно влиятельного « в верхах», экс- главы МВД генерала Наумова продолжает вызывать массу вопросов. Впрочем, как и неожиданное заявление главы пограничного ведомства генерала Рачковского насчет границы с Украиной.
- А что такого  неожиданного он сказал?
- В Киеве конечно  с известной долей прагматизма и реализма относились ко всем обещаниям, которые давались во время рабочего визита Лукашенко в Украину в конце минувшего года. Был проявлен дипломатический такт, к примеру, когда до Нового года к белорусским законодателям так и не попал на ратификацию Договор о государственной границе между Беларусью и Украиной. Он поступил к ним в начале наступившего года, когда они отдыхали на праздничных каникулах. А сразу после первого тура президентских выборов в Украине в Киеве услышали, что демаркация границы потребует не меньше десяти лет. Об этом и заявил глава пограничного ведомства генерал Рачковский, пообещав, что законодатели начнут рассматривать, обсуждать этот договор в начале апреля, после открытия весенней сессии Палаты представителей. Отметим, что генерал ее членом не является. И стало ясно, что, как и в случае с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии, процесс ратификации может продлиться неопределенное время. В зависимости от политической конъюнктуры. На такое поведение участника «Восточного партнерства» внимательно смотрят в Брюсселе.
- Вы считаете, что трудности в белорусско-украинских  отношениях, которые, похоже, сохранятся  и при новом президенте Украины,  могут отразиться на диалоге  с Евросоюзом?
- Евросоюз выступает  основным спонсором в финансировании  проектов, предназначенных для обустройства границ стран-членов «Восточного партнерства» с целью борьбы с нелегальной миграцией и международным терроризмом. Поэтому затягивание, порою труднообъяснимое, решению подобных вопросов никак не способствует, как и установлению необходимого доверия к тому, от кого это торможение исходит. Вспомните, сколько было бравурных заявлений по поводу достижений белорусского МИД с коллегами из соседних стран. Будет уместным сегодня подвести некоторые итоги.
- И какие они?
- Напомню, что по транзиту украинской электроэнергии через Беларусь в Литву договаривались именно главы МИД трех стран. Видимый результат не зафиксирован. Нет полной ясности и по приграничной торговле на территории Украины белорусской продукцией и приграничному визовому режиму с Литвой. Да и вообще, министр иностранных дел Беларуси Мартынов сегодня остался без своих коллег, с которыми, как нас уверяли, так плодотворно он общался на формальном и неформальном уровнях последние полгода. Как известно, их меняют на других. Впрочем, это же произошло и в Брюсселе и Берлине. Ну а на скорую встречу с польским коллегой Сикорским, которую обещали в начале февраля, надеяться вряд ли стоит. Очередной скандал вокруг белорусского Союза поляков, случившийся в Ивенце, по-моему, ставит на визите Мартынова крест. В пользу этого предположения могут говорить прошедшее заседание на эту тему комиссии в Сейме и посещение 21 января президентской администрации послом Польши в Беларуси. Не знаю кому лично, но посол Генрик Литвин strong and clear изложил в администрации белорусского президента позицию Варшавы.
- Вы упомянули  о сменах руководителей МИД  Литвы и Украины, других коллег  Мартынова и некоторых итогах  его внешнеполитической активности. Насколько вероятна отставка  и главы белорусского МИД?
- Следует признать, что за год так называемого диалога с Евросоюзом, глава МИД Беларуси проделал большой объем работы, позволившей стране сделать шаг вперед и выйти из внешнеполитической самоизоляции. Но остаются вопросы: каким образом, надолго ли и за счет чего это было достигнуто? Сегодня, по словам посла ФРГ Гебхардта Вайса, «В Евросоюзе ощущается некоторая разочарованность». Я не уверен, что это ощущение сможет развеять, сделав дальнейшие шаги в сторону Запада, министр Мартынов. На этот раз в Мюнхене, где он намерен принять участие в Международной конференции по вопросам политики и безопасности, которая ежегодно открывается в первой декаде февраля. Как правило, в этом мероприятии принимают участие бывшие и действующие главы государств и правительств, видные политики и ученые многих стран мира.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Усиление противостояния с Москвой на фоне ужесточения внутренней политики (последний пример – прессинг на белорусский Союз поляков) – не лучшие факторы для реализации намерений официального Минска активизировать «притухший» диалог с Брюсселем.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика