Вчера Александр Лукашенко встретился с первым вице–премьером российского правительства Игорем Шуваловым. «Непреодолимых барьеров в наших отношениях нет», — начал разговор Президент. Первый зам Владимира Путина согласился: «Между нами нет никаких неразрешимых проблем». Что и стало фоном дальнейшей беседы.
...Визит московского чиновника пришелся на 2 апреля — День единения народов Беларуси и России. Как оказалось, это не было случайным совпадением. Бывший шерпа (доверенное лицо) Владимира Путина на саммитах «большой восьмерки» у нынешнего Президента отвечает за отношения со странами СНГ. Дмитрий Медведев отправил его в турне по Содружеству для подготовки неформального саммита организации, который пройдет в Москве накануне Дня Победы. «Мы завершаем этот цикл поездок в Минске. В этом есть определенный смысл, — заметил Игорь Шувалов. — Для нас Беларусь не просто партнер по СНГ — это наш партнер по Союзному государству»...
На этом, собственно, праздничная тема была исчерпана. Слишком много острых вопросов по двусторонним отношениям, по Таможенному союзу, по Единому экономическому пространству предстояло обсудить. Вчера было сказано, что все проблемы решаемы. Действительно, разве можно считать неразрешимой проблемой то, что белорусская техника не попала в перечень продукции, на которую федеральный центр выделяет субсидии российским регионам? Более того, после декабрьских восьмичасовых (!) переговоров между двумя президентами на заседании Высшего Госсовета Союзного государства казалось, что этот вопрос снят. Однако буквально через несколько дней появилось постановление российского правительства, которое свидетельствовало об обратном.
Вчера Александр Лукашенко напомнил гостю очевидное: структура экономики, в которой преобладает машиностроение, досталась нам «в подарок» от Советского Союза. Особой прибыли многочисленные заводы не приносят, но альтернатива только одна: либо искать рынки для сбыта продукции, либо «выбрасывать людей на улицу». Мы ищем и находим рынки.
В некоторых московских газетах принято изображать белорусов как «неблагодарных просителей». Однако следующий пример показывает, что присутствие белорусов на российском рынке закономерно.
Совсем недавно петербургский дилер МАЗа пытался принять участие в городском тендере на поставки трех сотен автобусов, однако даже не был допущен к соревнованию. Как оказалось, из–за «национальности»: правительство России издало распоряжение, согласно которому госзаказчики могут приобретать технику только у российских компаний. Контракт забрал завод «Волжанин». Претензия не в том, что Санкт–Петербург заплатит за автобусы гораздо большую цену — не наше дело считать чужие деньги. Минск недоумевает потому, что «Волжанин» едва ли не на 70 процентов состоит из китайских и индийских комплектующих, в то время — общеизвестно — МАЗы практически наполовину российские машины...
Излишне говорить, что, участвуя в Союзном государстве или Таможенном союзе, а тем более в Едином экономическом пространстве, Беларусь берет на себя серьезные обязательства и даже в чем–то рискует — это связано с тем, что у нее нет больших запасов сырья. Взамен обещано, что белорусские товары не будут подвергаться дискриминации. Сегодня нет уверенности, что эти гарантии незыблемы. В такой ситуации очень сложно говорить о развитии нашего трехстороннего проекта с Казахстаном и присоединении к нему Украины. Когда одна за другой следуют торговые войны между ближайшими союзниками, стоит ли удивляться, что Верховная Рада даже не хочет рассматривать вопрос о присоединении к Таможенному союзу?..
«Я никогда раньше не верил, что есть некие «пятые колонны», у нас, у вас, которые хотят столкнуть нас, разрушить любые наши начинания. Сейчас я все больше начинаю в это верить, — признался Александр Лукашенко. — Сегодня любой шаг в нужном направлении начинает торпедироваться». По его информации, «центры этих оппозиционных кланов (информационные: сайты, газеты и т.д. — Прим. И.К.) находятся в России».
Впрочем, Президент сохраняет позитивный настрой: «Думаю, эта неразбериха по отдельным вопросам уйдет, но хотелось бы ускорить процесс».