17 декабря 1959 года, ровно полвека тому назад, в СССР был создан новый вид Вооруженных Сил — ракетные войска стратегического назначения. Многие из создателей советского ракетно–ядерного щита до самого последнего времени были надежно спрятаны за плотной ширмой секретности. Один из них — наш соотечественник, генерал–полковник Федор Иванович Добыш, о деятельности которого всегда и везде писалась только утвержденная соответствующими органами фраза: «Занимал ряд ответственных должностей». А ведь это был человек удивительной судьбы. Лишь ему было суждено трижды войти в военную историю в качестве первопроходца. Он командовал полком, который стал в советской авиации первым гвардейским бомбардировочным. Затем Добыш возглавил и первую в истории ВВС гвардейскую бомбардировочную авиадивизию. Ему выпала высокая честь сформировать и возглавить первую в истории ракетных войск стратегического назначения ракетную армию...
16 лет Федор Иванович простоял в самом ответственном — ядерном — карауле...
Паренек с Могилевщины
Сегодня трудно сказать, слышал ли шелест крыльев судьбы Федор Добыш, когда 17 декабря 1934 года после окончания летной школы прибыл в Смоленск и был назначен на свою первую летную должность командира корабля. Думаю, такие совпадения едва ли бывают случайными, но ровно через 25 лет — 17 декабря 1959 года, когда будут созданы ракетные войска стратегического назначения, — Федору Ивановичу доверят формировать здесь же, в Смоленске, первую в истории РВСН ракетную армию...
А начиналась его славная биография в бедной деревушке Коханово Чериковского уезда, что на Могилевщине. Большая крестьянская семья Добышей, в которой, кроме Федора, было еще шесть детишек, от зари до зари трудилась в поле и кормилась, как и все односельчане, только от земли–матушки. О небе никто и не помышлял. В 1924 году, едва Федору исполнилось 18, родные отправили его на заработки в Климовичи, где ему, окончившему еще до революции сельскую церковно–приходскую школу, удалось устроиться подручным столяра в местном коммунхозе... В 1928 году Федор поступает в Смоленский электротехнический институт, но учиться ему в нем, увы, не довелось. Его призывают в армию, и с 5 ноября он уже красноармеец полковой школы 4–го стрелкового полка 2–й Белорусской дивизии в городе Борисове. В 1929 году его принимают в партию и избирают членом Борисовского горсовета. За успешное окончание полковой школы Федора Добыша направляют на учебу в Минск, в пехотное отделение Объединенной Белорусской военной школы им. ЦИК БССР.
Со временем, несомненно, и вырос бы в крупного пехотного военачальника Федор Иванович Добыш, но его ждал новый, совершенно неожиданный поворот в судьбе. В те годы в армии начинался эксперимент по переводу в авиацию командиров и политработников из наземных войск. Предложили стать авиатором и Добышу. И он сделал решительный, самый главный выбор, определивший всю его дальнейшую жизнь и судьбу.
В петлицах «птичка»
20 февраля 1933 года командир пехотной роты Федор Добыш стал слушателем 2–й Краснознаменной военной школы имени Осоавиахима в Борисоглебске. В этой школе решили попробовать доселе неслыханное — готовить из пехотных командиров не просто летчиков, а сразу командиров звеньев!
В третий набор этой элитной, образцовой авиашколы, которой руководил тогда легендарный Зиновий Померанцев (будущий начальник Военно–воздушной академии), посчастливилось попасть и Федору Добышу. Выпускался он из авиашколы на двухместном легком бомбардировщике Р–5. В выпускной аттестации начальник авиашколы Померанцев рекомендовал назначить его на должность командира звена в легкобомбардировочную эскадрилью, посчитав необходимым отметить: «Природные летные качества — хорошие, усвоение летной программы — легкое, ориентирование — отличное, воздушная стрельба с У–2 — отличная, активно занимался легкой атлетикой, за что имеет ряд поощрений».
17 декабря 1934 года военный летчик Федор Добыш получил свое первое назначение — командиром самолета–разведчика Р–6 4–й дальнеразведывательной эскадрильи Белорусского военного округа, которая размещалась на Смоленском аэродроме.
В декабре 1936 года старший лейтенант Добыш возглавил авиационный отряд 11–й скоростной бомбардировочной эскадрильи Белорусского военного округа и, переучившись на бомбардировщик СБ, выводит свой отряд в передовые.
В мире в это время было неспокойно. Вовсю полыхала война в Испании, а 7 июля 1937 года с провокации на мосту Лугоуцяо близ Пекина началась широкомасштабная агрессия Японии против Китая... В ходе совершенно секретной операции «Зет» уже 10 октября в Китай были отправлены две эскадрильи лучших советских летчиков бомбардировочной и истребительной авиации. Среди них был и Добыш. 2 декабря 1937 года в составе девятки бомбардировщиков СБ капитана И.Козлова он с Нанкинского аэродрома совершил свой первый боевой вылет на Шанхай. В следующих вылетах он бомбит железнодорожный узел Цзинань, мосты через реку Хуанхэ. В одном из полетов у ведущего группы бомбардировщиков Федора Добыша начал глохнуть правый мотор. О вынужденной посадке речь идти не могла — кругом горы. Надо было немедленно возвращаться на свой аэродром. Но Добыш все же долетел до стоящих на реке Янцзы японских кораблей, отбомбился по ним вместе со всей группой и благополучно вернулся, совершив посадку на одном двигателе. Как сообщила разведка, советские летчики тогда повредили и потопили шесть японских кораблей.
Кроме участия в боевых действиях, летчики обучали китайских пилотов летному ремеслу, передавали им свой богатый опыт. Летать в Китае было очень сложно — радиосвязи никакой, средства навигации — самые примитивные. Отсутствие кислородного оборудования крайне затрудняло полеты на больших высотах. Воевали летчики в Китае тайно и даже в секретных личных делах наших героических парней эта война всегда называлась «государственной командировкой». Кстати, в этой «командировке» погибло более 200 советских авиаторов... Девятнадцать летчиков стали Героями Советского Союза. Среди них брестчанин А.Благовещенский и уроженец Могилевщины Е.Николаенко. За время «командировки» Добыш совершил шесть результативных боевых вылетов, за что был награжден орденом Красного Знамени.
1 января 1939 года майор Добыш возглавил легендарный 31–й скоростной бомбардировочный полк, золотыми буквами вписанный в историю советских ВВС.
Крута под крылом высота
28 сентября 1939–го майор Добыш перебазировал свой полк в Болбасово, под Оршей, где еще 2 месяца он находился в полной готовности. 25 ноября снова вернулся на аэродром в Смоленск. Но, увы, ненадолго. Началась война с Финляндией, которая с самого начала пошла не по сценарию Кремля. Наши войска несли большие потери. На усиление 16–й скоростной авиабригады ВВС Северо–Западного фронта, упорно штурмовавшего на Карельском перешейке «линию Маннергейма», 26 декабря 1939 года на аэродром «Чернево» был срочно переброшен полк Добыша. 5 января 1940 года в сложнейших метеоусловиях (а других там почти не было — из 104 дней войны только 25 с ясной погодой) Федор Иванович лично повел своих летчиков в бой. Воевал его полк до самого конца войны, воевал геройски, сбросив на врага 11.807 бомб и сбив в воздушных боях 17 финских истребителей.
Командирский хлеб Добыша отнюдь не всегда был мягким, как это может показаться на первый взгляд. И у него в полку были аварии и поломки, и получал он за них по первое число по партийной и дисциплинарной линии. Но факт остается фактом: ни один экипаж у него не погиб в авиакатастрофе.
Мастера пикирующих ударов
Начало войны 44 экипажа полка Добыша встретили без паники и растерянности. Умело уходя из–под бомбежек, они не потеряли на аэродроме ни одного самолета. В 7 часов утра 23 июня в полном составе полк нанес мощный удар по противнику в районе города Таураге, а на следующий день первыми из советских летчиков бомбили территорию рейха — город Тильзит в Восточной Пруссии! Решительный и везучий полк Добыша в эти невыносимо тяжкие первые дни войны становится главной ударной силой командования Северо–Западного фронта. Но их скоростные бомбардировщики СБ скоростными, увы, были только по названию. Неповоротливые, не способные бомбить с пикирования и уже безнадежно устаревшие, да еще и летавшие на бомбардировку без истребительного прикрытия, они каждый день гибли в отчаянных воздушных боях с «Мессершмиттами». Несмотря на это, оставшиеся в живых экипажи вновь поднимались в небо и вновь прорывались к целям через стаи немецких истребителей и частокол зениток.
15 июля 1941 года обескровленный, потерявший в боях все свои самолеты, полк подполковника Добыша был выведен в тыл — на переформирование и переучивание на пикирующие бомбардировщики Пе–2.
9 сентября в составе 55–й смешанной авиадивизии Добыш со своими геройскими парнями возвращается на Северо–Западный фронт, и фрицы вновь ощутят на себе мощные удары 31–го полка теперь уже пикирующих бомбардировщиков. Всего через 3 месяца боев полк Федора Добыша станет известен всей стране. 6 декабря 1941 года в советских ВВС родилась гвардия — приказом наркома обороны шесть лучших авиационных полков, проявивших особое мужество и геройство в горестном, трагичном сорок первом, получили гвардейские звания. Этой высочайшей чести первыми были удостоены четыре истребительных, один штурмовой и один бомбардировочный полк — 31–й полк гвардии подполковника Добыша. С этого дня он стал называться 4–м гвардейским бомбардировочным, открыв собой славный список гвардейцев в советской бомбардировочной авиации.
Во главе полка Федор Иванович летает на боевые задания до июня 1942 года, когда руководством Вооруженных Сил будет принято решение о создании 1–го бомбардировочного корпуса Резерва Верховного Главнокомандования в составе двух дивизий пикирующих бомбардировщиков. Одну из дивизий — 263–ю — поручили формировать гвардии полковнику Добышу.
22 октября 1942 года его дивизия прибывает на Калининский фронт и участвует в кровопролитной Ржевско–Сычевской операции, в штурме города и крепости Великие Луки. В начале 1943 года решением Ставки Верховного Главнокомандования она перебрасывается на Волховский фронт и участвует в тяжелейшей операции по прорыву блокады Ленинграда. Бомбами и большой кровью удалось пробить коридор шириной всего в 11 километров и восстановить сухопутную связь многострадальной северной столицы со страной. Ветераны рассказывали, что Федор Иванович очень гордился медалью «За оборону Ленинграда» и всегда со слезами на глазах вспоминал о боях за этот город.
На Воронежском фронте дивизия принимает участие в Курской битве. 1–м бомбардировочным корпусом, в который входила дивизия Добыша, командовал тогда легендарный мастер пикирующих ударов Герой Советского Союза генерал Иван Полбин. Пе–2 позволял пикировать с углом до 90 (!) градусов, но обычно бомбили с 70, при этом приборная скорость возрастала до 550 км в час, а потеря высоты, «просадка» на выводе составляла 800 — 900 метров! Перегрузка в 4, а то и в 6 единиц безжалостно «плющила» экипаж, хотя бывали случаи, что на Пе–2 приходилось терпеть и 8 — 11 единиц! Самолет и тот едва выдерживал, а каково было экипажу! Многое здесь зависело не только от летчика, но и от исправности тормозных решеток и автомата вывода из пикирования. Поэтому любителей бомбить с пикирования среди пилотов было не так уж и много. Но генерал Полбин личным примером добился, что весь его корпус стал пикирующим. Рискованная игра стоила свеч, ведь при пикировании экипаж гарантированно поражал цель размером всего 3 х 5 метров! Под Курском и Прохоровкой эти снайперские удары по танкам оказались весьма кстати.
После освобождения Харькова была Полтава, затем Кременчуг, бои на Днепровском плацдарме, в ходе которых ведущими группы бомбардировщиков Полбиным и Добышем была впервые применена знаменитая «вертушка» — бомбометание с пикирования с замкнутого круга, когда самолеты делали без перерыва 4 — 6 заходов на цель. «Вертушка», словно дисковая пила, вращалась над врагом и, меняя направление, буквально под ноль «вырезала» его боевые порядки.
Большинство командиров авиационных дивизий в годы войны летали на боевые задания очень редко, а многие и вовсе не летали. Федор Иванович Добыш всю войну был со своими гвардейцами в небе и личным примером показывал, как надо бить врага. Причем в небе Добыш не прятался за спины своих летчиков. Пе–2 комдива с нарисованными акульей пастью и огромным гвардейским значком немцы отлично знали и упорно, но безуспешно охотились за ним всю войну.
9 мая гвардии полковник Добыш провел на последнем своем фронтовом аэродроме Жагань торжественный митинг, поздравил своих летчиков–героев с Победой и... поставил очередную боевую задачу — нанесение ударов по немцам в районе столицы Чехословакии — Праги. Зачехлила свои легендарные «пешки» 1–я гвардейская дивизия лишь 11 мая 1945 года.
24 июня 1945 года гвардии полковнику Федору Добышу, прошедшему войну, как говорится, от звонка до звонка, выпала высокая честь командовать сводной ротой летчиков 1–го Украинского фронта на Параде Победы. Впереди была мирная жизнь, которая, однако, очень скоро поставила перед Федором Добышем настоящие боевые задачи.
Во главе стратегических сил
В декабре 1955 года генерал–майор авиации Добыш назначается на должность командующего 50–й воздушной армией дальней авиации, штаб которой находился в Смоленске. Это была единственная тогда в Вооруженных Силах СССР армия стратегического назначения, в составе которой на аэродроме «Болбасово» под Оршей находилась 160–я дивизия — первая авиадивизия носителей ядерного оружия в составе двух тяжелых бомбардировочных полков на самолетах Ту–4А. Вскоре в ее составе в Барановичах появилась еще одна — 45–я Гомельская стратегическая дивизия носителей, но уже на первых тяжелых реактивных бомбардировщиках Ту–16А. Создавались части стратегической авиации в ответ на планы США по ядерному нападению на Советский Союз. И только бомбардировщики Добыша могли тогда «достать» США, являясь единственным средством стратегического сдерживания. Других средств доставки ядерного оружия у Советского Союза просто не было. Такова была трагическая логика «холодной войны»...
«Дотянуться» советским летчикам можно было только через Северный полюс. Поэтому открывать ворота в Арктику, штурмовать полюс, осваивать аэродромы на Крайнем Севере, за полярным кругом, в тундре и на льдах довелось именно летчикам генерала Добыша. Все это делалось в режиме чрезвычайной секретности, и поэтому в те времена практически никто не знал ни о Северной группе войск, ни об Оперативной группе авиации в Арктике, ни об атомных бомбардировках Новой Земли...
В авиационном стратегическом противостоянии гвардейцы Добыша выстояли, но в двери уже вовсю стучался призрак ракетно–ядерной войны. В 1958 году генерал–лейтенант Добыш получил совершенно секретную директиву командующего дальней авиации о формировании в составе 50–й армии ракетных частей. В октябре в обстановке строжайшей тайны на базе 362–го тяжелого бомбардировочного полка на аэродроме «Сеща» был создан первый ракетный полк, а в ноябре в Тарту из 454–го авиаполка — еще один. К концу года генерал Добыш сформировал в своей армии еще 5 ракетных полков и 3 принял из других армий. В каждом из полков было тогда по 4 эскадрильи баллистических ракет Р–2.
Когда 17 декабря 1959 года советским правительством было принято решение о создании ракетных войск стратегического назначения, на базе 50–й воздушной армии сформировали 50–ю ракетную армию. Исполняющим обязанности первого командующего первой в истории РВСН ракетной армии был назначен генерал–лейтенант авиации Федор Добыш, который был окончательно утвержден на этом важнейшем стратегическом посту в ноябре 1960 года. К этому времени в 50–ю РА вошли уже 6 дивизий, на вооружение армии поступили ракеты средней дальности Р–5М и Р–12.
Под руководством генерала Добыша была развернута мощная северо–западная группировка ракет стратегического назначения. Беспокойное хозяйство Добыша было огромным, к 1963 году 50–я армия имела на вооружении 351 пусковую установку ракет Р–12, Р–14 и Р–5М. Диву даешься, как умудрялся управлять этой мощью из своего подземного командного пункта, который находился в 60 километрах от Смоленска у поселка Гусино, генерал Добыш.
Все 12 лет, когда Федор Иванович командовал 50–й армией, она была лучшей, передовой в ракетных войсках. Именно его 344–му ракетному полку из Приекуле было доверено участвовать в 1962 году в рискованном и ответственном мероприятии «Тюльпан» — проведении двух пусков ракет Р–14 с реальными термоядерными боезарядами из района под Читой по полигону на Новой Земле. Ракеты летели над территорией страны, и если бы случился какой–то сбой, последствия были бы пострашнее Чернобыля. В 1965 — 1968 годах боевые расчеты 50–й армии провели на полигоне Капустин Яр 175 успешных учебно–боевых пусков ракет Р–12 и Р–14. К стратегической операции «Анадырь» на Кубе от армии Добыша привлекался 79–й ракетный полк из Плунге и 1–й ракетный дивизион 428–го ракетного полка из Сморгони. В его ракетной армии проходили испытания и первые подвижные пусковые установки на гусеничном шасси танков Т–10 с ракетами РТ–15 — прообраз нынешних «Тополей», внедрялась первая аппаратура автоматизированного управления ракетными частями «Сигнал». В 1970 году на вооружение 50–й армии поступили и тяжелые межконтинентальные ракеты УР–100 и Р–16.
В 1972 году «стратегический генерал» Добыш ушел на пенсию. В истории ракетных войск он единственный, кто командовал армией 12 лет...
29 ноября 1980 года генерал–полковника Федора Ивановича Добыша не стало. Скромные похороны состоялись на Кунцевском кладбище в Москве, а в некрологе в «Красной Звезде» появилась все та же, сопровождавшая его всю жизнь, ни о чем не говорящая фраза: «Занимал ряд ответственных должностей». Сегодня гриф секретности с его имени снят, но есть ли в Беларуси улица или мемориальная доска, посвященная нашему легендарному земляку? Увы...