Из Шенгена на Дикий Восток. Велоприключения литовцев в Беларуси
08.06.2012 16:58
—
Новости Общества
|
Из Шенгена на Дикий Восток. Велоприключения литовцев в Беларуси После неформального отчета о 16 апреля 2010. Вильнюс-Ошмяны-Боруны-Крево-Ольшаны Раннее утро пятницы. На железнодорожном вокзале Вильнюса всего пара человек. Приятно удивляют чистота и порядок. Странно видеть такое на вокзале, где обычно полно мусора, неприятно пахнет и полно бомжей. Вполне успешно, хоть и с приключениями, пересекаю границу. В Вильнюсе наши велосипеды не пропускали в состав. Проводницы защищали свои вагоны и кричали: "Велосипед должен быть разобран и зачехлен!". Я даже снял колесо со своей машины, чтобы показать, что начал разборку. Несмотря на все это, мы все равно проникли в поезд, напросившись проехать "до первой остановки". Там, на первой остановке, выяснилось, что для выхода прямо на границе одной визы недостаточно и нужно спецразрешение. В ходе переговоров с проводницами и пограничниками согласовали, что мы поедем до первого города. В качестве благодарности хотел дать проводнице 50 литов, но Сигис велел ограничиться десятью. В Кяне в поезд подсел какой-то русскоговорящий, который перекрестился после того, как поезд тронулся. Начальник поезда, который был в вагоне из-за наших проблем и переговоров, сказал ему: "Это опять вы?"
По белорусским деревням Уже проехали 20 км и посетили костел в Журавцах. Деревня такая же, как и в Литве, обжитая. Много советской техники. Чувствуешь себя попавшим в прошлое на 15-20 лет назад: вокруг "Волги", местные автобусы, "газельки" с надписями "Хлеб", "Молоко". Сигутасу деревни показались чистыми и красивыми. Видны новые "дома Батьки". Видно, что колхоз работает: дороги покрыты навозом, а в полях чувствуется "запах Родины", который в Литве уже не унюхаешь.
Одинаковые заборы Больше всего удивляют одинаковые во всех деревнях заборы. Явно от одного поставщика, эти бетонные ограждения все покрашены ярко-зеленым, синим или розовым цветом (последний бы понравился моей девушке Русне). Такие же точно бетонные заборы везде: и в старой деревне с деревянными домами, и в райцентрах, вокруг новых домов.
Ошмяны Едем спокойно, не торопимся. Получаем удовольствие от местных видов. Сейчас, например, тусуемся в Ошмянах. Бар называется "Галактика". Розовый интерьер, озлобленные официанты и бармены. Дальше будут только деревни, так что надо хорошо перекусить. В Ошмянах Ситасу больше всего понравилась статуя Ленина с рукой, указывающей на универмаг. Еще мы нашли синагогу. Вообще городок приятный, чувствуется, что здесь – центр для окружающих деревень.
Руины Крево Отдыхаем у исторического места, на руинах замка Крево. Удивляет толщина стен и размер бывшего замка. Жаль, что сегодня замок окружают только деревенские дома.
Перемена погоды Полдня нас радовала хорошая погода. Местами, когда ехали в гору, даже потели. Хорошее начало испортил сильный ветер, и из-за него, даже спускаясь с горки, ехали всего 12-14 км/час, это нервировало. После обеда пошел дождь. То капало с неба, то всходило солнце, а временами дождь был сильный. Небольшое удовольствие кататься на велосипеде в такую погоду. Вечером пошел дождь без остановки. Повезло, что удалось найти маленькую гостиницу. В наличии было только два номера по 4 кровати. Взяли номер за 20 литов на человека.
Отремонтированные костел и разрушающиеся замки Почти все осмотренные нами костелы в Журавцах, Борунах, Крево, Ошмянах и Гольшанах в хорошем состоянии. Фасады недавно окрашены, интерьеры радуют красивыми фресками, картинами и скульптурами. Состояние замков, напротив – одни руины (укрепление Гедымина в Крево, дворец Сапег в Гольшанах). Только лишь земля вокруг свидетельствует о величии ее прошлого. Сигис говорит, что костелы сохранились благодаря местным полякам. У костелов была религиозная функция, а вот замки разрушались во время войн, которых в этих местах было много.
Статистика Проехали уже 77 км по Беларуси. На велосипеде больше пяти часов. Средняя скорость 14 км/час. Погостили в Журавцах, Ошмянах, Борунах, Крево, Гольшанах. В барах ели дважды, в Ошмянах оставили 10 000 рублей, в Гольшанах – 7 000 рублей. Курс 1 LTL – примерно 1 000 рублей.
17 апреля 2010. Ольшаны-Жемыславль- Ивье-Дуды-Любча Дворец графа Умястовского в Жемыславле Дворец запущен, но внимание привлекает сад, пруды и другие здания вокруг. Обедаем на лестнице дворца, подальше от припекающего солнца. Литовские хлеб и колбасу запиваем вчерашней водкой.
Дворец всего в нескольких километрах от литовской границы. После вчерашней истории знали, что для того, чтобы двигаться дальше, нужно иметь спецразрешение на въезд в пограничную зону. Конечно, таких разрешений у нас нет. Из-за этого были немного напряжены, когда ехали. Расслабились у дворца, в тенечке. Тут даже нашлась литовская мобильная сеть. Поговорили с родными и друзьями. Приятный отдых прервала машина пограничников. Сигис сказал: "Попали". Но, видимо, у пограничников были дела в другом месте. Мы быстренько упаковали вещи и сбежали от греха подальше. Т.к. ветер дул в спину, пограничную зону покинули через 10 минут. Машина пограничников обогнала нас на достаточном удалении от дворца.
Город Ивье Пообедали вдвоем за 19 литов. Суп, драники, чай и пиво. Вкусно. Интерьер кафе – розовый, такой же, как в "Галактике".
Татарская мечеть и огурцы Во время прогулок по Ивье на глаза попалась мечеть. Деревянная, по-исламски выкрашена в зеленый цвет. Стоит в жилом районе. Вообще же в этом районе мы видели только дома и теплицы с огурцами. Сигис говорит, что это татары выращивают огурцы. И вроде это они привезли их сюда из Крыма. Похожая ситуация в Литве, в Кедайнай, где живут много татар. Я и не знал, что Литовский консервный завод фактически родом из Крыма.
Деревня Дуды В деревне Дуды увидели литовский деревянный костел. По обе стороны дороги заборы блестят от яркой белорусской краски. Один дом желтый, другой красный, третий – синий. Вся палитра налицо.
Лесная дорога в Любче Пять километров ехали по шоссе Минск - Гродно. Побили все рекорды скорости, т.к. очень хотелось с этого шоссе съехать. Много машин, фуры едва не цепляют за руль или руку, очень нехорошо. Когда въехали на проселочную дорогу, даже сердце возрадовалось. Начали ориентирование по лесным дорогам на Любчу. Сигис взял военную карту, и мы постоянно советовались с местными жителями. Понял, что спрашивать дорогу у женщин – никакого смысла. Наговорят, не поймешь что. Хоть, конечно, и не всех мужчин мы понимали. Так мы плутали около 20 км вокруг Любчи. Стемнело в лесу. Пришлось включить фонарики спереди. Людей нет, дорогу спрашивать не у кого. На некоторых перекрестках ехали просто наугад. Начались болота. Звуки велосипеда пугают уток, которые взмывают в воздух, махая крыльями. Несколько раз, как бомбы, в болота бросались бобры. Романтика, вот только страшновато становилось.
Поиск ночлега В Любче появились около 10 часов вечера. Хотели остановиться на ночь в школе, но охранник велел идти договариваться с директором. Пошли в бар. Там напивалась местная молодежь. Один из них предложил переночевать у него в общаге, в поле. Мы согласились и присели с компанией. Все отважно пьют пиво и водку, а на закуску едят семечки. Странно смотрится, когда все едят семечки, у нас это уже давно позабыто. Молодому человеку пришло в голову попросить у нас по 20 евро за ночь с человека. Мы сказали, что нам такая гостиница не по карману. Хотели уйти из бара, но местные стали предлагать переночевать по 10 евро. Все же мы сели на велосипеды и уехали, т.к. было предчувствие, что этим все просто так не закончится. Могли остаться и без денег и без вещей. По дороге к замку заехали в другой бар. Я зашел поговорить. Вернулся с пьяницей на хвосте, который постоянно повторял: "Едьте, хлопцы, прямо, там найдете своих". Место ночлега нашли в замке. Недалеко от замка горел костер. Спросили у молодежи, где можно переночевать. Они предложили вместе остановиться в аварийном здании. Решили, что такое нам все же подходит. Сигис пошел спать.
Пьянка с местными Мне спать еще не хотелось. Около костра говорил с местными про жизнь. Один местный авторитет, который называл себя "пацаном", объяснил мне, что в белорусской деревне есть две альтернативы: "Работать как собака или пить как собака". В ту ночь я напился местного самогона-лесогона как собака. Когда ложился спать, вокруг моей головы летали вертолеты. Пришлось выпустить из себя все съеденное. Зато потом спал как ребенок. Утром Сигис сказал, что я полночи во сне разговаривал.
18.04.2010 Любча-Новогрудок-Лида-Шальчининкай-Вильнюс Замок в Любче Руины замка осмотрели утром. Местный реставратор показал оставшиеся башни, рассказал о своей работе. Я после вчерашнего был не очень здоров, так что много деталей не помню. Замок реставрируют за
Ветер в лицо и в горку От Любчи до Новогрудка 25 км, мы ехали это расстояние 2,5 часа. Светило солнце и погода была прекрасная. Только ураганный ветер мешал двигаться вперед. В одном месте Сигис даже вел велосипед в руках. Я же, хоть и с похмелья, все время крутил педали.
Новогрудок – край крестин и коронации Миндовга В Новогрудке исторического величия я не почувствовал. Был в плохом настроении, т.к. вчерашний лесогон все еще бил по голове. В городе – белый романтический костел, руины и очень красивый пейзаж. Долго пришлось ехать, пока нашли кафе. Вернее, не нашли. Несколько были закрыты из-за свадеб, в одном ресторане подавали только пиво и сок, не было даже чая. На рынке купил апельсинов. Стало легче.
С велосипедов на такси Из-за ветра отказались от идеи ехать на станцию в Дятлово (50 км). Решили ехать автобусом. Однако не были уверены, впустят ли нас в автобус с велосипедами. Пока ждали автобуса, увидели такси с багажником на крыше. Сигис пошел договариваться. Договорились, что за 60 литов таксист отвезет нас до железнодорожной станции Лида. Таксист попался коммуникабельный и всю дорогу болтал. Я заснул.
Поездом из Лиды в Литву В Лиде удачно сели на поезд. Дорога до границы заняла больше двух часов. Весеннее солнце нагрело вагон. Радовались и пили белорусский йогурт.
Граница Границу проехали без проблем. Очень радовались, проезжая мимо огромной очереди из фур и машин. Белорусская пограничница спросила, что я делал в Беларуси. Таможенники очень интересовались спидометром моего велосипеда. Потом быстренько нажимали на педали и ехали в Стасыли, где в последнюю минуту успели на поезд в Вильнюс. Сигис боялся, что мы этот поезд увидим только на горизонте. Хоть и приехали на три минуты позже, чем отправление поезда по расписанию, все же успели. Билет купили в вагоне за евро, т.к. другой валюты не было. Очень удивило, что поезд состоял всего из одного вагона, но все было чистое и новое. Туалет лучше, чем в самолете. В Вильнюсе были в 9 вечера.
Статистика За три дня проехали 250 км, средняя скорость 14 км/час. В седле провели 18 часов. Поездка обошлась в 200 литов на человека плюс 25 евро - виза.
Благодарим Юргиту Урбайтите, Вильнюс, за помощь с переводом. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
После неформального отчета о велопутешествии в Беларусь друзей- эльфов из Великобритании, мы решили опубликовать рассказ о поездке в нашу страну на велосипеде...
|
|