Когда процесс покупки превратился из необходимости в удовольствие, на почве любви к шоппингу начали возникать стихийные объединения самых увлеченных. Их цель — заполучить желаемое как можно дешевле или найти что–либо ну совсем эксклюзивное. И ведь удается, причем не вставая с дивана!
Стучите, дверь открыта
Шоппинг–клубы — собрание пестрое. Есть клубы по совместным закупкам, есть сообщества блоггеров–тестеров, есть охотники за скидками и фри–семплами (бесплатными рекламными образцами). Впрочем, именно охота за скидками — самое популярное занятие. В интернете или в реальности шоппоголики специально кучкуются, чтобы первыми обзавестись новинками, получив скидку (чаще всего от 70 процентов!), бесплатно примерить товары из каталогов и т.д. Примеры таких сообществ — Ideeli или KupiVip. Правила везде разной строгости, а бонусы разной степени выгодности, однако обычно выигрывают «жадные» — те, кто покупает больше. Но есть здесь и подводный камень: чем легче вступить в такое сообщество и более специализирован сервис, тем выше шанс, что цена даже со скидкой сильно завышена.
В последнее время у нас стали популярны клубы по совместным закупкам. Все просто: вы дружно формируете минимальный оптовый заказ, и тогда покупка выходит значительно дешевле для каждого. Так закупают все — от удобрений до стиральных машин.
Ты — мне, я — тебе
— Мы работаем уже более 7 лет. За это время я практически полностью сделала ремонт на даче и частично в квартире, не заплатив за материалы ни рубля, — без стеснения рассказывает Диана Савец, координатор одного из клубов фри–семплеров. — Все начиналось с небольшого форума. Сначала просто делились контактами фирм, которые бесплатно выслали образцы строительных материалов, косметики, детского питания. В основном заказывали за границей. Отечественные фирмы, мягко говоря, не слишком щедры в плане рекламной продукции. Затем, чтобы фирмы–«доноры» ничего не заподозрили, мы начали составлять графики запросов. Например, одному из членов нужно положить паркет. Тогда мы делаем расписание для наших участников так, чтобы их запросы на тестеры были разбросаны географически и по времени в течение определенного срока. И вот, допустим, через месяц 120 членов клуба имеют на руках по 40 фрагментов паркетной доски разного цвета. Дело сделано! Так я сама положила двухцветный паркет в гостиной и на балконе. Вышло очень оригинально, с плавным переходом цвета.
Со временем клуб Дианы стал принимать только по рекомендации. Не все ведь поддерживали правила игры. Одни не желали участвовать в долевом заказе, другие набирали нужные и ненужные вещи и складировали у себя, не получая выгоды сами и не принося ее другим. А один новичок стал третировать молочную компанию, собирая кусочки сыра по всем магазинам. Это было уже слишком!
Скоро клуб вводит новый сервис — обмен или продажу «коллекций». Первая такая операция состоялась буквально на днях. Девушка из Севастополя обменяла комплект для ребенка–грудничка из 23 вещиц на два ящика декоративной зеркальной плитки, собранных участницей из Новгорода. Сейчас у Дианы около 450 единомышленников, даже зарегистрировали предприятие.
Отважные тестеры
Несколько другая история — сообщество тестеров. Суть в том, что фирма договаривается с человеком тестировать ее продукцию. На Западе это в ходу, но уже начинает работать и на территории СНГ. Чаще всего речь идет о «товарах на диване» — от одежды и украшений до пылесосов и кухонных ножей. Заводишь себе блог, регулярно обновляешь в нем актуальные материалы, набирая аудиторию, и, когда определенный рейтинг завоеван, начинаешь вовсю рекламировать товары, которые после тестирования оставляешь себе. Красота!
Например, компании нужно продать «волшебную швабру». Она высылает тестеру два экземпляра разного цвета по одной цене. Блоггер почем зря ругает одну из швабр, а другую расхваливает. В итоге читатель думает: «Вот молодец, какой въедливый! Надо бы такую и мне», а у фирмы швабры нужного цвета просто разлетаются. Ведь «плохие» были закуплены исключительно для оригинального маркетингового хода. Раньше люди–тестеры соревновались между собой за популярность, сейчас они все чаще объединяются в полузакрытые клубы. К слову, замечено: ничто так не работает, как отзывы молодых привлекательных мужчин.
Координатор американского клуба тестеров Try it Мила Чаевску советует желающим вступить в подобный клуб не стесняться обращаться к рекламодателям напрямую: «Мы и наши коллеги по всему миру имеем опыт в несколько десятилетий. Вам достаточно приучить к нему рекламщиков. На данном этапе создать такой клуб в Беларуси, России или Украине даже выгоднее — можно получать оплату деньгами, а не только товаром... Пока ваши рекламисты не такие балованные, как наши».
***
Что это — мода, игра, еще одно свидетельство, как «всемирная паутина» меняет нашу жизнь? Порицать это или брать на вооружение? Все ведь честно, без явного обмана, разве что с большой долей лукавства. Правда, иногда членов шоппинг–клубов слегка заносит. И они начинают широко и охотно делиться разными нечестными приемчиками, например, как написать жалобу на продукт, который даже не покупали или испортили намеренно...
Комментарий
Ирина Сидорская, заведующая кафедрой технологий коммуникации Института журналистики БГУ:
— Шоппинг–клубы — действительно достаточно перспективное направление. В первую очередь потому, что здесь активно задействованы различные интернет–ресурсы, в том числе и социальные сети. В результате получается этакий компромисс между рекламодателями, которые заметно экономят на рекламе, и членами сообщества, которые, во–первых, опираются на мнение «своего человека» и, во–вторых, сами получают весомую выгоду.