В народном календаре все всегда очень точно высчитано, логически и практически выверено. Поэтому такие важные периоды в жизни каждого рода, как «вялiкая i малая свадзебнiцы», приходятся на время своеобразного изобилия в хозяйстве: будь то собранный урожай по осени или появление «нового» молока перед Масленицей. Теперь же у нас продолжается «вялiкая свадзебнiца».
Традиционно в свадебной обрядности особая роль принадлежит свату, от которого многое зависит в сложном сценарии подготовки и проведения самого торжества. Сват должен быть непременно человеком старшего возраста, толковым хозяином и хорошим семьянином, человеком по жизни удачливым, находчивым, из тех, кто за словом в карман не полезет.
В сваты чаще всего ехали по вторникам, четвергам и субботам. Время суток тоже определялось традицией — обязательно после захода солнца. Смотрели, чтобы никто не попадался на пути. Собираясь в дорогу, просили «дапамогi» у печки, ведь именно она олицетворяла «дабрабыт» и лад в доме. Важными считались и особые детали в одежде свата: он подпоясывался своеобразно скрученным из соломы поясом, что должно было помочь «спутать», соединить молодых и благополучно довести дело до свадьбы. В доме невесты требовалось раскрыть все свои артистические способности. При этом в беседах придерживались строгих правил: никогда не говорили прямо о том, зачем приехали, называла себя дружина свата «купцами, уставшими в поисках товара» или «паляўнiчымi», которые охотятся за красавицей куницей, а то и рыболовами, которые ищут добрый улов. Чтобы сватовство завершилось удачно, проводили и определенные магические действия: двумя скрученными из соломы жгутами связывали ножки стола — это должно было обеспечить единение молодых, также завязывали еще и кочергу, ведь она — главная помощница у печи.
За столом с угощением вели беседу вроде бы в шутку. Вот тут–то и должна была пригодиться находчивость свата как главной фигуры всего действа. Хотя в прежние времена чаще всего требовалось согласие родителей, все же и невеста имела право голоса. В случае ее отказа свату и потенциальному жениху надевали соломенные венки, в руки давали веник–«дзяркач», а невеста начинала демонстративно подметать пол до порога, как бы выметая непрошеных гостей. Но все же на сватовство шли уже тогда, когда хорошо знали о взаимной симпатии молодых, и старались придерживаться этого правила. В случае благоприятного исхода и согласия обеих сторон невеста одаривала свата и жениха рушниками.
Закончив удачно сватовство, сват начинал готовиться к свадьбе. И здесь его роль была весьма заметна: требовались говорливость и находчивость, добродушный юмор. Но и в отношении самого свата на свадьбе звучало немало шуточных песен, «подколок». Без него не проходил выкуп невесты, он выступал главным распорядителем торжества и делил каравай.
Сон в руку
Танцевать на свадьбе — к небольшой неприятности.
Выметать мусор из дому — сами по себе исчезнут пустые хлопоты.
Рушник белый и чистый — к путешествию, хорошей дороге; грязный — проблемы, неприятные дела, связанные с дорогой.
Музыка, песни и шутки — к добрым вестям.
Загулять, но в меру, не до опьянения — знак хорошего дохода.