Монополия на тестирование. Учителя боятся обсуждать результаты ЦТ, опасаясь судов
26.10.2012 16:34
—
Новости Общества
|
Монополия на тестирование. Учителя боятся обсуждать результаты ЦТ, опасаясь судов В интернете появилось открытое письмо в адрес директора Республиканского института контроля знаний Николая Феськова от учителей школ и лицеев – в основном преподающих физику. В своем письме учителя просят объяснить им, каким образом в интернете им и ученикам обсуждать условия задач репетиционного (РТ) и централизованного тестирования (ЦТ). Сейчас учителя боятся без разрешения обсуждать условия задач в сети, потому как не хотят преследования со стороны РИКЗ. Несколько учителей, выложивших в своих блогах и на сайтах условия задач репетиционного тестирования, напомним, прошли суды и получили штрафы. Как быть? О том, что учителя боятся РИКЗ, мы В то же время, говорится в открытом письме учителей, "нам необходимо обсуждать методы решения задач ЦТ и РТ. Без опубликования условий задач это сделать невозможно. Мы просим Вас разъяснить, каким образом мы можем использовать условия задач на своем форуме. Мы также приглашаем специалистов РИКЗ принять участие в работе нашего форума и надеемся на плодотворное сотрудничество с РИКЗ в других направлениях", - говорится в открытом письме. Как рассказал TUT.BY учитель физики высшей категории Могилевского государственного областного лицея № 1 Александр Сакович, в декабре прошлого года ему позвонили из милиции и сообщили, что РИКЗ написал на него заявление о нарушении авторских прав. "Попросили прийти для того, чтобы составить протокол. Я пришёл, меня спросили, действительно ли я выкладывал в интернет условия задач репетиционного тестирования. Ну, что я, отрицать буду? Выкладывал, чтобы мои же ученики видели, как правильно надо было решать задачи и в чем они допустили ошибки", – рассказывает учитель. По его словам, заявление от РИКЗ заключалось в том, что "я выложил задания в интернет раньше, чем тестирования закончились по всем остальным регионам". "У нас в Могилеве прошло, и я думал, что во всех регионах закончилось, а оказывается там разбежка чуть ли не два месяца. На сайте РИКЗ при этом сказано, что РТ длится октября по декабрь, но точных дат нигде нет". Чуть позже – в конце февраля – Александру пришла повестка в суд. "Я думал, там заседание будет, но я пришел, а там один судья только. Мы с ним поговорили вдвоем, и он назначил мне минимальный штраф за нарушения авторского права РИКЗ, который предусмотрен по закону, – 700 тысяч", - вспоминает педагог, добавляя, что на выплату ему дали не больше полумесяца, и он сразу же эти деньги выплатил. Вопрос о том, сколько учителей судили по всей стране, так и остается открытым. В самом РИКЗ отказались называть эту цифру. Тем временем на сайте самого института появилась информация о том, что РИКЗ планирует создать портал, где будут размещаться варианты тестовых заданий репетиционного тестирования. "О сроках начала эксплуатации портала будет сообщено дополнительно", - TUT.BY обратился к директору РИКЗ Николаю Феськову. Он сообщил, что разработчик портала "еще не всё сделал". "Мы бы хотели создать такой портал, но говорить о том, когда он будет функционировать, еще рано", - сказал Феськов. По его словам, планируется, что портал "позволит работать в репетиционном режиме компьютерного тестирования". При этом в РИКЗ пока не называют точную дату открытия портала. Так что не факт, что он заработает в этом году. А вот репетиционное тестирование этого года - Николай Феськов на это отвечает так: "Мы не можем пересмотреть свои авторские права, которые предусмотрены законом". Стало быть, ничего пока не поменяется: будут учителя выкладывать условия задач на РТ – будут продолжать платить штрафы. Еще один учитель физики, подписавший открытое письмо к Феськову, - Александр Плётнев, который преподает в ГУ ВПО "Белорусско-Российский университет". Он считает, что в настоящий момент преследования учителей со стороны РИКЗ "нелогичны": "Все выкладываемые задачи нужны детям. Это дает им возможность проанализировать с учителем свои ошибки, найти их, поработать над слабыми местами". По его мнению, обсуждение задач на интернет-площадке, а не в кабинете, имеет преимущества: "В таком случае появляется элемент дистанционного образования, плюс это - большая экономия времени учителя. Ведь необязательно учителю в свое личное время объяснять ошибки каждому ученику лично – если задачи выложены в интернете, то детям часто достаточно просто глянуть, чтобы стало понятно, в чем была ошибка". Хотя, отмечает педагог, в целом неважно, где эти задачи – опубликованы в сборнике РИКЗ, либо на сайте: главное - иметь возможность видеть эти задачи. Сейчас ведь сборники по репетиционному тестированию РИКЗ не публикуют вообще – "в свет" выходят только сборники с задачами на ЦТ. " Если учащийся просто сходил на тестирование, но у него нет возможности нигде взять условия задач, то как можно исправить ошибки в образовании? Никак", - говорит Александр Плётнев. Как мы писали ранее, в самом РИКЗ на авторском праве настаивают на том основании, что они ежегодно публикуют сборники по ЦТ, и на каждом стоит знак копирайта, который "является подтверждением: это - интеллектуальная собственность РИКЗ". "Если наши сборники кто-то перепечатывает, то они платят нам дополнительные деньги. Мы сами платим огромные деньги авторскому коллективу за создание тестовых заданий. РТ берется из этого же банка данных, откуда и ЦТ. Они не должны передаваться в другие руки. Если бы какие-то фрагменты использовали, то это допустимо, но когда полностью и без нашего разрешения - это нарушение", - говорили нам тогда, в апреле, в РИКЗ. В институте также отмечали, что если РТ в разных городах проходит в разное время, то для каждого города надо разрабатывать отдельный вариант теста, чтобы не списывали, а это дополнительные затраты из бюджета РИКЗ. Что важно, если суд признает РИКЗ абсолютным правообладателем, то закон - на стороне института. "То, что РИКЗ не напечатал сборник сам, по сути не связано с авторским правом, - отмечают эксперты. - Не исключено, что РИКЗ действительно сможет доказать по всем десяткам дел, что дети и преподаватели нарушили закон. В таком случае еще десятку учителей придется выплатить по 2-5 миллионов рублей за то, что они хотели помочь детям. Очевидно, что это неправильно. Поэтому тут скорее должна быть политическая воля государства, чтобы помогать детям разбирать ошибки". При этом отдельная глава в законе все же предусматривает в некоторых случаях свободное распространение объектов авторского права. Например, в образовательных целях. "Правомерно обнародованные произведения могут быть использованы с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях образовательного характера в объеме, оправданном образовательной целью", - говорится в законе. Интересно, что допускается законом и использование объектов авторского права в личных целях - если не преследуются коммерческие цели. Другими словами, если ученик тайком сфотографирует тест, а учитель тайком ему объяснит ошибки, то никто наказан не будет. Однако в таком случае, выходит, желание учеников и учителей разобраться в ошибках находится в полулегальном положении. Педагог Александр Сакович видит еще одну проблему в отношениях с РИКЗ: "Часто РИКЗ разрабатывает очень спорные задачи, и дело уже не в авторских правах. Бывает, задачи детям на тестировании даются с ошибками, либо дают задачу, которая выходит за рамки школьной программы. В этом году Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В интернете появилось открытое письмо в адрес директора Республиканского института контроля знаний Николая Феськова от учителей школ и лицеев - в основном...
|
|