Жилой фонд - в порядок!. 21.by

Жилой фонд - в порядок!

01.11.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Владимир РАФАЛЬСКИЙ, подполковник внутренней службы, начальник УНИП МЧС Республики Беларусь

В общежитиях и жилых домах, находящихся в оперативном управлении или хозяйственном ведении республиканских органов государственного управления либо организаций, с 2006 года произошло 1 693 пожара. Погибли 252 человека, травмированы 89. Пожарами уничтожены 234 строения, повреждены 179. Прямой ущерб составил более 4 млрд рублей. Именно поэтому данные объекты - на особом контроле Министерства по чрезвычайным ситуациям.

В общежитиях и ведомственном жилом фонде 96,2% (или 1 628) пожаров происходит по причинам, связанным с “человеческим фактором”: из-за недостаточного контроля противопожарного режима, низкого уровня подготовки персонала и жильцов в области пожарной безопасности, отсутствия элементарных навыков поведения в экстренных ситуациях, неумения быстро провести эвакуацию, локализовать очаг горения, воспрепятствовать распространению огня…

Основными факторами, обуславливающими напряженность с пожарами в ведомственном жилом фонде, являются:

- высокая степень изношенности жилого фонда, причем речь идет и о конструкциях зданий и об инженерном обеспечении;

- отсутствие экономических возможностей поддержания противопожарного состояния зданий;

- низкая обеспеченность системами обнаружения и оповещения о пожаре, первичными средствами пожаротушения.

Насыщенность жилых помещений горючими предметами, синтетическими изделиями и разнообразной бытовой техникой, с одной стороны, увеличивает потенциальную возможность возникновения пожаров, а с другой - из-за выделения ядовитых газов при горении синтетических материалов делает самый незначительный пожар опасным для жизни и здоровья людей.

Названные факторы обуславливают основные причины происходящих пожаров, - неосторожное обращение с огнем, нередко в состоянии алкогольного опьянения, нарушение правил монтажа, устройства и эксплуатации электросетей, электрооборудования, печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств. Зачастую руководители не выполняют возложенные на них законодательством обязанности по обеспечению противопожарной защиты общежитий и жилых зданий, созданию безопасных условий проживания. В 84,5% случаев распространению пожаров способствовало их позднее обнаружение.

Ограничение количества и периодичности проверок, проводимых надзорными органами, обусловленное действием Указа Президента Республики Беларусь № 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь”, должно было повлечь повышение роли и эффективности функционирования системы ведомственного контроля за обеспечением безопасности в ведомственном жилом фонде. Однако действенные меры по обеспечению безопасных условий проживания людей не приняты. Вследствие отсутствия координирующей роли и методической помощи со стороны республиканских органов государственного управления (ст.16 Закона Республики Беларусь “О пожарной безопасности”), организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, на подведомственных объектах руководителями не выполняются возложенные на них законодательством обязанности по обеспечению противопожарной защиты общежитий и жилых зданий, созданию безопасных условий проживания.

В 2011 - 2012 годах по результатам проверок 1 363 общежитий выявлено более 8,2 тыс. нарушений противопожарных требований. При этом устранение порядка 30% выявляемых нарушений не требует материальных затрат (нарушения организационного характера), в 60% необходимы незначительные материальные затраты (обслуживание и ремонт электрооборудования, обеспечение первичными средствами пожаротушения и т.п.), и только 10% - это мероприятия, требующие временных затрат (оборудование системами пожарной сигнализации, молниезащитой, проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций и т.п.).

Органами государственного пожарного надзора в ходе проверок и мониторингов проводятся необходимые консультации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, инструктажи, отработки действий на случай возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций, проверяется уровень знаний должностных лиц и проживающих по вопросам обеспечения пожарной безопасности, организация системы их обучения. Отсутствует ведомственный контроль за соблюдением противопожарных требований, в том числе - противопожарного режима (допускается курение в местах общего пользования, складирование на путях эвакуации горючих материалов, загромождение мебелью эвакуационных выходов и т.д.). Обучение работников мерам пожарной безопасности (проведение инструктажей) организовано некачественно. Работники не знают и, следовательно, не соблюдают требования безопасности. Не организована отработка практических действий администрации, рабочих, служащих в случае возникновения пожара, что ведет к ошибкам в ходе эвакуации людей, при ликвидации пожара и значительно увеличивает вероятность наступления тяжких последствий.

В зданиях общежитий не обеспечены безопасные условия эвакуации людей в случае возникновения пожара. Отделка путей эвакуации не соответствует требованиям норм.

Не проводятся планово-предупредительные ремонты электрооборудования.

Не обеспечено содержание в работоспособном состоянии внутреннего противопожарного водопровода. Перепланировка и перепрофилирование объектов осуществляется с нарушением противопожарных требований. Отсутствие и неисправность первичных средств пожаротушения не позволяет принять меры по ликвидации загораний на ранней стадии и приводит к значительным материальным потерям.

Одним из важных факторов, влияющих на своевременное обнаружение пожаров и оперативное реагирование персонала объекта, а также органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, является наличие, а также исправное и работоспособное состояние установок пожарной автоматики.

В настоящее время в стране не обеспечивается контроль автоматическими системами пожарной сигнализации 233 общежитий.

Количество общежитий, не обеспеченных автоматической системой пожарной сигнализации Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась на объектах, подведомственных Министерству жилищно-коммунального хозяйства (71), Министерству сельского хозяйства и продовольствия (50), Министерству промышленности (42), Министерству строительства и архитектуры (41) и Министерству образования (13).

Количество общежитий, не обеспеченных автоматической системой пожарной сигнализации (по областям) В случае возникновения пожара в таких зданиях его масштабы, вследствие несвоевременного обнаружения, не ограничатся отдельным помещением. Размер причиненного ущерба будет несоизмеримо больше стоимости систем раннего обнаружения и сообщения о пожаре.

Не решена проблема обеспечения пожарной безопасности и ведомственных жилых домов. В ходе проверки 59,1 тыс. таких домов выявлено более 38 тыс. нарушений противопожарных требований норм. В более чем двух тысячах (2 777) ведомственных жилых домах неисправно печное отопление (235 домовладениях Витебской области, 176 - Гомельской, 254 - Гродненской, 1 867 - Минской, 245 - Могилевской), в 1 244 - электрооборудование (29 домовладениях Витебской области, 129 - Гомельской, 308 - Гродненской, 622 - Минской, 156 - Могилевской).

Не решены вопросы молниезащиты зданий (1 719) и обеспечения наружным противопожарным водоснабжением (986).

Наибольшее количество домовладений, где неисправно печное отопление - 2 676 (96,4% от общего количества домовладений с неисправным печным отоплением), имеются нарушения правил монтажа и эксплуатации электрооборудования - 1 170 (94,1%), отсутствует молниезащита - 1 699 (98,8%) и наружное противопожарное водоснабжение - 946 (95,9%), подведомственны Министерству сельского хозяйства и продовольствия.

Надзорными органами МЧС для улучшения состояния безопасности предприятий применяются предоставленные права, при этом их цель - не в жестком наказании. Принимаемые меры должны побуждать выполнять принятые правила.

Практика подтверждает, что можно и по-иному решать вопросы обеспечения пожарной безопасности, качественно организовывать противопожарную защиту общежитий. Пример - РУП “Брестэнерго”, где налажена система обучения работников мерам пожарной безопасности, организована работа внештатных пожарных формирований, системы пожарной автоматики содержатся в исправном состоянии, помещения и территория обеспечены средствами пожаротушения и можно с уверенностью говорить о минимизации вероятности возникновения чрезвычайной ситуации.

В целом, очевидно, что деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов оказывает недостаточное влияние на улучшение противопожарного состояния общежитий и ведомственного жилого фонда.

Для того, чтобы переломить сложившуюся ситуацию, необходимо изменить отношение руководителей организаций, местных исполнительных и распорядительных органов к вопросам обеспечения пожарной безопасности, провести детальный анализ состояния противопожарной защиты объектов, обеспечить выполнение мероприятий организационного характера, соблюдение противопожарного режима.

Вопрос обеспечения пожарной безопасности общежитий рассмотрен в июле текущего года на коллегии Министерства по чрезвычайным ситуациям. В целях выполнения законодательства Республики Беларусь о пожарной безопасности, предложено реализовать ряд мероприятий:

1.Минстройархитектуры, Минжилкомхозу, Минобразования, Минпрому, Минсельхозпроду, областным (Минскому городскому) исполкомам:

1.1. Рассмотреть по итогам работы за 9 месяцев 2012 года на заседаниях коллегий (исполкомов) вопрос “О соблюдении законодательства Республики Беларусь о пожарной безопасности в общежитиях и ведомственном жилом фонде” с заслушиванием руководителей организаций, которыми не исполняются требования технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, и рассмотрением (при необходимости) вопроса о расторжении с ними контрактов за невыполнение Директивы № 1;

1.2. Разработать комплексные противопожарные мероприятия с учетом проведенного анализа причин и условий, способствующих возникновению пожаров в подчиненных общежитиях и ведомственном жилом фонде;

1.3. Ежеквартально направлять в подведомственные организации и предприятия анализ произошедших чрезвычайных ситуаций, в т.ч. в общежитиях и ведомственном жилом фонде, с указанием причин и условий, способствующих их возникновению, а также разработанные на его основе мероприятия по недопущению аналогичных чрезвычайных ситуаций и гибели от них людей;

1.4. Внедрить эффективную систему ведомственного контроля за безопасной эксплуатацией общежитий и ведомственного жилого фонда, обязать руководителей подчиненных организаций, имеющих на своем балансе общежития и ведомственный жилой фонд, принять исчерпывающие меры по обеспечению их пожарной безопасности;

1.5 До 31 августа 2012 г. организовать обучение работников, ответственных за пожарную безопасность в общежитиях, учреждениях образования МЧС Республики Беларусь по вопросам изучения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

1.6. Изучать состояние дел в области обеспечения пожарной безопасности в общежитиях и ведомственном жилом фонде при проведении в рамках ведомственного контроля проверок подведомственных организаций, обращая особое внимание на:

- организацию и соблюдение противопожарного режима;

- организацию и проведение противопожарных инструктажей, пожарно-технического минимума с работниками подведомственных организаций, недопущение к работе лиц, не прошедших обучение по вопросам пожарной безопасности;

1.7. При аттестации руководителей подведомственных организаций-балансодержателей общежитий и ведомственного жилого фонда рассматривать выполнение ими обязанностей, определенных Законом Республики Беларусь “О пожарной безопасности”;

1.8. По информациям контролирующих (надзорных) органов о систематическом невыполнении предписаний (требований), врученных по результатам проверок общежитий и ведомственного жилого фонда, принимать меры реагирования, вплоть до освобождения руководителей от занимаемых должностей;

1.9. Реализовать противопожарные мероприятия, предусмотренные Комплексной программой развития социального обслуживания на 2011-2015 года, Национальной программой демографической безопасности на 2011-2015 года и Государственной программой устойчивого развития села на 2011-2015 года, в том числе по ремонту печей и электропроводки в общежитиях и ведомственном жилом фонде.

2. Руководителям организаций и предприятий, имеющим на своем балансе общежития и ведомственный жилой фонд:

2.1. До 1 сентября 2012 г. включить в перспективные планы развития мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности указанных объектов;

2.2. Исключить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, перепрофилирование общежитий и ведомственного жилого фонда без разработки проектной документации и с нарушением требований технических нормативных правовых актов;

2.3. Принять незамедлительные меры по:

- выполнению предписаний органов государственного пожарного надзора по указанным объектам;

- созданию внештатных пожарных формирований в общежитиях;

- привлечению к ответственности нарушителей противопожарных требований, взысканию в установленном законодательством порядке материального ущерба с виновников пожаров;

- ограничению несанкционированного доступа в ведомственные пустующие дома и надворные постройки, подвальные и чердачные этажи жилых зданий.

Качественная и полная реализация совместно выработанных мер будет способствовать повышению роли и ответственности руководителей организаций, органов власти, министерств и позволит обеспечить пожарную безопасность в общежитиях и ведомственном жилом фонде.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Владимир РАФАЛЬСКИЙ, подполковник внутренней службы, начальник УНИП МЧС Республики Беларусь В общежитиях и жилых домах, находящихся в оперативном управлении...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика