ГЧП бояться не стоит. 21.by

ГЧП бояться не стоит

18.01.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Почему стране нужен закон о государственно-частном партнерстве?

Чем быстрее в Беларуси будет принят уже разработанный и прошедший международную экспертизу закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП), тем ощутимее окажутся успехи страны в инновационном развитии. Эту мысль не раз подчеркивали специалисты научной и инновационной сферы на состоявшейся пресс-конференции, посвященной названной проблеме.

По их мнению, привлечение государственными организациями частных исполнителей к взаимодействию при выполнении проектов по развитию инженерной, производственной, социальной и транспортной инфраструктуры — не чья-то прихоть, а объективная потребность экономического развития. Частные структуры, готовые разделить с государственным партнером риски, связанные с работой в инновационной сфере, более мобильны, часто более состоятельны финансово, острее заинтересованы в том, чтобы вложенные деньги быстрее заработали, у них лучше поставлен менеджмент.

Сегодня эта бизнес-модель широко используется в большинстве развитых стран мира. Эффективно и быстро она начала развиваться в начале 90-х годов прошлого века в Великобритании, затем в США, причем если британцы начали со здравоохранения и образования, то американцы стали первопроходцами в использовании ее в инновационной сфере. Законы о ГЧП приняты в странах Евросоюза, Украине, Молдове. В России такой законопроект находится на стадии утверждения, но у наших восточных соседей и без того есть возможности использовать преимущества такого партнерства благодаря тому, что субъекты федерации имеют механизмы для самостоятельного разрешения противоречий, возникающих при объединении усилий государственных и частных партнеров.

Что касается Беларуси, то, по мнению заведующей кафедрой экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь Ирины Новиковой, принятие закона о ГЧП, которое пока задерживается, нам необходимо и в связи с перспективами вступления страны во Всемирную торговую организацию. Ведь требования там таковы: если страна вступает в ВТО, то государство, чтобы не создавать условия недобросовестной конкуренции, не может финансировать научные разработки на 100 %. При их реализации обязательно должен привлекаться частный бизнес. В противном случае, если институт, опираясь только на государственную финансовую поддержку, разработает нечто, что потеснит на европейских рынках конкурентов, то сразу же страна попадет под санкции. Поэтому, если мы поставили задачу работать над вступлением в ВТО, нужно приводить в соответствие с требованиями этой организации и инновационную систему, причем объединять ее с российской и казахстанской.

Понятно, сводя вместе «лед и пламень» — частный и государственный бизнес — нужно очень многое предусмотреть в правилах игры, чтобы у партнеров не возникало трений. Но в мире специалисты над этими проблемами уже поработали, поэтому следует только перенести позитивный опыт на нашу почву. Пока это получается не всегда. Например, международные эксперты, анализировавшие проект белорусского закона о ГЧП, указали на серьезную «бомбу», заложенную под такое партнерство. В проекте было сказано, что через год после создания государственно-частного партнерства в установленном законом порядке соответствующие органы могут прийти и проверить, как расходуются государственные деньги.

Вроде все правильно. Проверять нужно. И хотели как лучше. Но зачем бизнесу искать лишние приключения на свою голову? У него, кроме совместного проекта с государственным партнером, есть и другие направления деятельности, и он не заинтересован, чтобы проверяющие находили там погрешности, неизбежные в любом деле в силу несовершенства законодательства.

Проблема эта не нова, не у нас первых о ней задумались, но в мире уже есть механизм, позволяющий и проверки организовывать, и предпринимателей от сотрудничества с государством не отпугивать. В таком случае проверку проводят не государственные органы, а банк. Именно так, например, и поступили кредиторы при выделении Беларуси траншей Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Предварительным условием получения денег было создание Банка развития, который мог бы контролировать правильность расходования выделенной валюты.

Как подчеркивалось на пресс-конференции, принятие закона о государственно-частном партнерстве, соответствующего международной практике и сводящего к минимуму риски для иностранного и отечественного частного капитала, должно сделать нашу страну более привлекательной для инвестиций. Особенно это будет ощутимо при реализации дорогостоящих инфраструктурных проектов, на которые у государства не всегда хватает средств.

 
Теги: Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почему нам нужен закон о государственно-частном партнерстве?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика