Истории освобождения белорусов из трудового рабства уже несколько недель не покидают новостные сводки. Сначала пятерых бедолаг обнаружили на кирпичном заводе в Дагестане, где их удерживали семь месяцев. Запугивали: мол, выйдете за забор — вас тут же убьют. Чуть позже Олег Мельников, лидер российского молодежного движения «Альтернатива», сообщил о еще одном нашем земляке на кирпичном заводе, но уже в поселке Калиновка в 20 километрах от Кизляра. Завербовали его в Москве. А дальше продали по отлаженной схеме: агент, который зазвал человека на работу в Махачкалу и усадил в автобус, заработал около 2 тысяч российских рублей, водитель, доставивший на место, — 15 тысяч. Сейчас в центре внимания запутанная история жителя Мозыря Николая Шпака, который в отличие от предыдущих пострадавших обратился за помощью в белорусское посольство. На заработки в Оренбург он отправился еще 12 лет назад и пропал, в 2011 году был даже признан умершим. Активисты «Альтернативы» утверждают: все эти годы белорус провел в рабстве на рыбной ферме. Впрочем, отмечает руководитель отделения посольства Беларуси в Уфе советник Василий Новак, пока сложно сказать, удерживали гастарбайтера насильно или нет, к тому же, по данным представителей правоохранительных органов Российской Федерации, полковника, на которого якобы Николай батрачил, в Оренбурге нет вообще...
Ясно одно, трудовое рабство в XXI веке — это не выдумки, а жестокая реальность. История витебчанина Дмитрия Рысева тому подтверждение. В 2009 году он уехал в одну из московских фирм работать сантехником. С компанией сотрудничал не первый год, поэтому в работодателе был уверен. Беда поджидала в другом месте: уже собираясь домой, присел в парке на скамеечку, получил удар по голове и очнулся на кирпичном заводе, опять же в Дагестане, куда его продали за 10 тысяч российских рублей. На затылке огромная опухоль, два ожога от электрошокера, но самое страшное — Дмитрий не помнил совершенно ничего, даже своего имени. Товарищи по несчастью прозвали его Дикий за то, что давал отпор «работодателям». Сейчас вспоминает: «Мы работали с 6 утра до 9 вечера. На ночь нас закрывали. Как только начинался сезон, приезжали сразу по 60 — 70 таких же, как мы, рабочих. На территории кирпичного завода был ларек, но денег нам не платили. Только в субботу давали на двоих бутылку водки и пачку сигарет «Прима». Знаете, они там никого не боялись, разве что передачи «Жди меня», потому что ее работники приезжали с московским ОМОНом...»
Первая попытка побега не удалась: перелезал через забор и ему прострелили ногу. Когда во второй раз решился бежать, теперь уже с двумя земляками, в рабстве был год и девять месяцев. Шли наугад, вся надежда была на то, что где–то неподалеку, по слухам, есть православная церковь. Повезло: встретили лезгина, который отвез бедолаг к себе на дачу, накормил, приодел, купил билеты на автобус и дал две с половиной тысячи рублей на дорогу. Дальше была Калмыкия. На посту ДПС рабочих без документов сфотографировали, тут–то и оказалось, что с августа 2009 года Дмитрий числится без вести пропавшим. «В один день вдруг вспомнил набор цифр — номер жены. Набрал. Через пару минут перезвонила мама...» К слову, московская фирма, с которой сотрудничал Дмитрий, тоже беспокоилась за его судьбу. После этой истории вновь приглашала на работу — родственники не пустили. Сейчас он трудится по специальности в Витебске.
Сергей Ковган, командир поисково–спасательного отряда «Ангел», главный специалист минской городской организации «Красный крест», подтверждает:
— К нам приходят заявки от людей, чьи родственники уехали на заработки еще в 2007 году и пропали без вести. Главный совет, который тут можно дать, — не стоит искать легких денег. Их попросту нет. Если вам обещают золотые горы, но при этом просят отдать паспорт — первый повод усомниться в законности происходящего. Помните: ни в коем случае нельзя отдавать документ, подтверждающий личность, он должен находиться только при вас!
Александр Татура, заместитель начальника департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси, особо подчеркивает: если гражданину Беларуси требуется защита или помощь, то искать ее необходимо в первую очередь в белорусском посольстве или его отделении, адреса и телефоны которых лучше узнать еще до выезда на заработки. А в ряде случаев, если в стране нет белорусского диппредставительства, поддержку нашим гражданам оказывают в российском.
— При заключении трудового договора внимательно изучите и оговорите условия контракта, особенно что касается характера и места работы, ее срока, страны трудоустройства, условий труда и его оплаты, прав и обязанностей сторон, проживания, питания и других социальных гарантий. Выезжая на работу за границу, обязательно имейте рабочую визу государства трудоустройства, выданную его дипломатическим представительством или консульским учреждением, а также копии всех документов на случай потери оригиналов, страховку от несчастных случаев и болезней плюс определенную сумму денег. Приехав в чужую страну, станьте на временный консульский учет. Поддерживайте связь с родственниками и друзьями, а в случае кражи документов или других проблем немедленно обращайтесь в белорусское посольство или консульство либо в полицию той страны, где вы находитесь.
Кроме того, МВД настоятельно рекомендует выезжать на работу через организации, имеющие лицензию на предложение работы за рубежом, ведь легальное трудоустройство — это как раз и есть минимальная гарантия безопасности вне зависимости от того, куда человек едет.
Справка «СБ»
Телефоны «горячих линий»:
8–801–201–5555 (звонок по Беларуси бесплатный со стационарных телефонов, а также телефонов мобильных операторов МТС и velcom).
По номеру 113 со стационарных телефонов (ежедневно с 8.00 до 20.00) можно получить необходимую информацию от сотрудников «горячей линии» бесплатно и анонимно.
+375 16 221–88–88 — телефон для звонков из–за рубежа и с мобильных телефонов.
(8–017) 218–52–64 — телефон «горячей линии» по безопасному выезду за границу департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси.