Алесь Лапо, окончив истфак БГУ, работает научным сотрудником Национального историко–культурного музея–заповедника «Несвиж». А в свободное время снимает кино. Хоть специально на режиссера и не учился, его работы уже засветились на нескольких кинофестивалях и в нашей стране, и в Польше. Меня тоже заинтересовал фильм Лапо. Пусть не профессиональный, зато живой. Главный герой ленты «Вандроўнiк не вернецца» — молодой белорус, который объехал полмира и осел в глухой деревушке.
— Алесь, мы не раз писали о бродягах в хорошем смысле слова. Они познают мир, чтобы найти себя, свое место в нем. А ваш герой — реальный человек?
— Да. Это Кирилл Кравцов. Тот самый, который ходил в кругосветку с табуреткой и про которого «СБ» рассказала 25.06.2011 г. Я решил снять о нем фильм, ведь после возвращения на родину в его жизни многое изменилось. Кирилл купил себе домик в деревушке, занялся ремесленничеством. Организовывает музыкальные фестивали, к нему люди едут из разных стран ради того, чтобы день провести на природе. Человек, которому 33 года, доказал: жизнь в глуши может быть даже более насыщенной, чем в мегаполисе.
— Вы его убеждения разделяете, смогли бы так — вставать с рассветом, таскать воду из колодца, ради жизни на природе терпеть бытовые неудобства?
— Я родом из небольшого городка. Хотя и мог после окончания университета в Минске закрепиться, не захотел. Не по душе мне столицы, цейтнот, суета. Несвиж — негромкий, уютный, в нем даже воздух другой, пропитанный историей, легендами. И как бы это пафосно ни звучало, в моем кино есть патриотический подтекст, мне симпатичны сверстники, возрождающие села, исконные ремесла. Думаю, они способны увлечь, убедить других. Хотя, возможно, и не ставят перед собой глобальных целей, просто живут по велению души.
— Вам всего 25, но ваше кино уже было отмечено призами на форумах.
— Кроме дипломов и статуэток, у меня теперь есть главный подарок — видеокамера для съемок в экстремальных условиях. Хоть она и специфическая, под воду с ней я еще не нырял, да и с парашютом не прыгал. Но новое кино уже снимаю. В нашей стране кукольный театр известен где–то с ХVI века. Однако сегодня мало осталось батлеечников... Я нашел девушку, увлеченную фольклором, батлейкой. Вместе с ней делаем документальный фильм. У героев своих лент я почерпнул главное: если очень чего–то хочешь, обязательно получится, даже если в это, кроме тебя самого, никто не верит. Еще у меня есть идея организовать на базе нашего несвижского музея фестиваль альтернативного кино, пригласить молодых режиссеров. Пусть без специального образования, главное, чтоб картины снимали душевные, со смыслом.
Когда Алесь снимал «Вандроўнiк не вернецца», в деревню Красный Октябрь на Гомельщине, где проходили съемки, как раз приехали друзья главного героя Кирилла и его девушка Ирина. Вместе они возделывали давно непаханую землю, строили баню, ремонтировали покосившуюся хату. Один из гостей — Павел — задержался в заброшенной деревеньке на полгода...
Сегодня в Красном Октябре обитателей всего двое — Кирилл и Ирина. Павел уехал в родной Крым. Но обещал вернуться. Устал, говорит, от приморской суеты, туристов и с легкостью готов променять все это на маленький домик в Беларуси. В том, что он обязательно вернется, а деревня возродится, Кравцов не сомневается. Сам коренной горожанин, окончивший в свое время университет транспорта, бросил родной Гомель и ничуть не жалеет об этом. Хотя был востребованным гламурным фотографом. Несколько лет живет на отшибе, а в голосе — сплошной восторг:
— Искренне не понимаю, как люди могут променять кусок земли на бетонную клетку в душном городе. И как я сам столько лет так жил?! Моя Ирина — коренная минчанка, в столице у нее свой бизнес был. Познакомились случайно, в Гродно. Влюбились, решили не расставаться, этой весной у нас свадьба. Уверены, останемся тут навсегда. И другие к нам потянутся. Мы ведь не от людей бежали, от ненужной суеты, которая засоряет души. Мы открыты для общения, гости у нас не переводятся — белорусы, россияне, литовцы, американцы, французы, швейцарцы... Организовываем музыкальные фестивали, выставки фотографов, художников. Сцена — «кинохлев», картины развешиваем во дворах заброшенных домов — настоящая арт–деревня. Само место располагает к творчеству: лес, озеро, река неподалеку.
Когда Днепр разливается, их деревенька, по словам Кирилла, превращается в остров. До ближайшей обитаемой, километрах в двух, можно добраться лишь вплавь. И Кравцов садится на весла, в резиновую лодку. После — километров пять по суше пешком до ближайшего магазина. Но Кирилл не считает это неудобством. Скорее, зарядкой. Восстановил давно обрезанное электричество. На пару с Ириной разбили огород, посадили картофель, овощи. Кравцов занялся изготовлением мебели, в планах — открыть гончарную мастерскую. Гончарный круг приобрели, по весне поставят печь, чтобы обжигать глину. Ирина будет делать горшки и поделки.
В лучшее будущее — свое и заброшенной деревни — эти двое верят. Говорят, детей, если они, конечно, у них появятся, до ближайшего детсада или школы как–нибудь довезут. И что такое несколько километров по сравнению с куда более важными ценностями — здоровьем, чистотой души, любовью к своей маленькой родине...
Фото предоставлено Алесем Лапо (кадры из фильма «Вандроўнiк не вернецца»).