Четырнадцать лет назад пропал без вести экс-министр внутренних дел Юрий Захаренко. 7 мая 1999 года он не вернулся домой. К сожалению, все меньше сомнений в том, что Захаренко был похищен и убит…
Юрий Захаренко возглавлял МВД Беларуси с 28 июля 1994-го по 16 октября 1995 года. Каким министром он был?
Ответ на этот вопрос содержится в интервью, которое генерал-майор дал ведомственной газете «На страже». Оно было опубликовано в № 54 от 7 июля 1995 года под заголовком «МВД сделало больше, чем могло, но меньше, чем нужно…». По сути, интервью стало своеобразным отчетом министра за свой первый и, как оказалось, единственный полный год нахождения в должности.
Сегодня интернет-газета Naviny.by публикует в сокращенном варианте ответы Юрия Захаренко на некоторые вопросы милицейской газеты, в которых он поделился своими тревогами, рассказал, что успел сделать и кто ему мешал.
О реформе МВД образца 1994-95 годов
Сделано много. Главное — оптимально расставлены кадры на ключевых направлениях деятельности органов внутренних дел. В корне реорганизована вся система МВД. Вместо существовавших тридцати разрозненных структур создано четыре главка, обеспечивающих четкое управление органами и подразделениями внутренних войск. Численность аппарата министерства сокращена на 260 единиц, упразднено 10 генеральских должностей. Изменились функции отраслевых служб МВД, которые переориентированы на конкретную практическую детальность в сфере борьбы с преступностью. Управленческой деятельностью занято две трети аппарата, остальные выполняют предельно конкретные задачи по раскрытию наиболее опасных видов преступлений.
Подготовлено около сотни законопроектов, постановлений, инструкций и приказов. Начато и успешно ведется создание в республике четырех поясов безопасности. Все четыре пояса защиты будут технически замкнуты в единую информационную систему. С учетом кадровых потребностей в Академии милиции создан следственно-экспертный факультет и подготовлена солидная основа для открытия факультета внутренних войск.
Это далеко не полный перечень сделанного в результате перераспределения сил внутри ведомства и, замечу, без единой копейки из государственного бюджета.
О тревогах министра
Деградирует все общество. За последние десятилетия преступность увеличилась в 5 раз и составила в 1994 году более 120 тысяч преступлений. …И эта злополучная кривая упорно стремится вверх. МВД вынуждено наращивать усилия для обеспечения принципа неотвратимости наказания — сегодня в местах лишения свободы находится 53 тысячи осужденных, в том числе 2000 несовершеннолетних. Более 50 тысяч человек отбывают наказание условно, либо имеют отсрочку. Всего с 1961 года к уголовной ответственности привлечено 1 миллион 280 тысяч человек, то есть каждый пятый трудоспособный. Если говорить об административных правонарушениях, то за последние семь лет их совершили 10,8 миллиона человек. Практически каждый житель республики вступал в конфликт с законами.
Нравственные устои разлагаются катастрофически. Ежегодно к административной ответственности привлекается более полутора миллионов граждан. И это из пяти с половиной миллионов взрослого населения. Прибавьте к этому 128 тысяч хронических алкоголиков, 54 тысячи психически больных, полторы тысячи проституток, из которых 500 несовершеннолетние. Приплюсуйте сюда еще 109 тысяч безработных и попробуйте ответить, куда мы идем?
Но и это еще не вся картина падения. В республике распадается каждая вторая семья, более 40 тысяч детей остаются на воспитании у одного из родителей. Около 500 матерей ежегодно отказываются от своих детей, вне брака рождается 8 тысяч детишек. Около 5 тысяч родителей поставлены на учет, как злостно не выполняющие родительские обязанности. И наконец, более двух тысяч детей помещаются в детские приемники-распределители. Фактически это беспризорники.
Беда в том, что нет четкой полноценной стратегии в борьбе с преступностью на уровне государства. За последнюю пятилетку в республике принимались десятки программ, постановлений и решений, но они фактически провалены. Потому что нельзя строить кирпичную стену на песке, без фундамента. А это фундамента не было и нет.
О смертной казни
…Еще раз подтверждаю свою позицию насчет расстрела в отношении отпетых негодяев, насилующих и убивающих детей, стариков и т.д.
Почему бы не принять на вооружение высшую меру наказания для тех же дельцов наркобизнеса, как это принято во многих государствах? Ведь распространение наркотиков, по сути то же убийство, но медленное, сопровождающееся мучением жертв. Боюсь, скоро будем вести речь о выживании нации.
О предателях
Только за пять месяцев нынешнего года мы уволили по отрицательным мотивам 432 человека. Особый спрос — с руководителей, многие из которых простились с МВД за упущения в работе с подчиненными. К дисциплинарной ответственности привлечено почти три тысячи работников милиции, за преступления осуждено 59 человек. Отмечу, что все эти оборотни в погонах разоблачены самими работниками милиции. Даже несмотря на значительный некомплект по республике, мы и впредь будем действовать по принципу «лучше меньше, да лучше».
Об СССР
У меня ностальгия по мощному государству, при общении с которым не стучат нагайкой по голенищу сапога, указывая куда идти. Разве можно спокойно себя чувствовать, когда залитую священной кровью отцов и дедов землю в братоубийственной войне той же кровью заливают их внуки и дети? Это безнравственно и противоестественно. Я уверен в каре за это. Справедливость еще восторжествует. А единственная и непреходящая любовь — моя Беларусь.
О системе МВД
Все годы министры внутренних дел были разные, но в своей основе лишь они определяли лицо МВД. Кому-то удавалось лучше, кому-то хуже… Сама система МВД чаще хранила пассивное созерцание и беспрекословное исполнение. Это устраивало, ибо загнанность и забитость этой структуры гарантировали личное благополучие некоторых власть имущих и безнаказанную возможность разыгрывать политическую карту при сложившейся ситуации в обществе.
Отдельных в республике и сегодня устраивала бы такая тишь да гладь, но вдруг стало очевидно, что МВД перестало быть марионеткой, что это сегодня четко управляемая и достаточно могучая структура, вскормленная за эти месяцы на принципах бескомпромиссности и принципиальной борьбы с беззаконием, не глядя на чины и ранги. Ведомство очнулось от летаргического сна, люди почувствовали истинную значимость своей работы для общества, линую ответственность за все происходящее в нем. Уже не министр стал определять лица тысяч сотрудников, а наоборот личный состав стал определять лицо главы ведомства. Я давно и страстно мечтал об этом, ибо здесь — залог успеха дела, которому служишь.
О критике со стороны президента
Да, проснулись определенные силы, начался постепенный, целенаправленный «накат» на МВД и его министра. Цель одна — загнать «непокорного» джина в бутылку. И, похоже, эти люди не понимают всей катастрофичности попыток развала МВД — единственной сегодня отлаженной и стабильной системы, способной не допустить хаоса в стране. С падением мощи МВД рухнет вся политическая система. Что касается критики президента. Считаю, что всегда критикуют тех, кто работает и на кого еще надеются.
О собственной безопасности
(У Захаренко не было личной охраны и спецавтомобиля. — Naviny.by).
С узколобыми типами отношения выяснить пока в состоянии сам. А чтобы не попадать под пули киллеров, нужно наращивать профессионализм правоохранительной и всей государственной системы управления. Человека, в частности, министра Захаренко можно сместить или вообще устранить, но истинная гарантия безопасности не в личной охране или бронежилете, а в неизменности и твердости взятого курса.
О милицейских льготах
Сегодня все усиленно считают милицейские деньги и выискивают какие-то льготы. То предлагают провести сплошное разаттестование личного состава, то закон «О милиции» вдруг стал тормозом экономического развития, то мы создаем нагрузку общественному транспорту… И вот в очередной раз нам предлагают сократить аппарат министерства, даже не удосужившись спросить мнение министра! Так ведь уже сократили до передела! В УВД только начали работать — опять стали уточнять цифры, чтобы в итоге профессионалы остались на улице. Ну что ж, их с удовольствием подберут структуры совершенно другой направленности. Спрос на наших специалистов велик.
Любителям посчитать милицейские деньги я предлагаю самим выехать на задержание вооруженного преступника, поработать в колонии, выйти на патрулирование или спросить жену милиционера, часто ли муж видит детей, бывает дома, хватает ли зарплаты прокормить их?
Населению постоянно прививается мысль, что у милиции все есть. А что у нас есть? Смешно, не хватает денег даже на пошив формы всем сотрудникам…
Льготы, говорят, у вас «шикарные». Помилуй Бог, какие это льготы! Это служебная необходимость. Для пополнения бюджета нужно искать пути иные, а не лишение бесплатного проезда в общественном транспорте, за что государству придется дотировать.
То что сегодня ситуация под контролем и мы сохранили возможность управлять ею — заслуга прежде всего системы МВД. Сделали больше, чем могли, но меньше, чем нужно. Но ведь есть предел физическим возможностям, психологическим нагрузкам и у сотрудника милиции!
От редакции. Многие вещи, о которых тогда говорил Юрий Захаренко, продолжают быть актуальными и сегодня. Даже с поправкой на почти двадцатилетнюю давность его мысли свежи. Он действительно успел много сделать всего за год с небольшим. Без преувеличения можно сказать, что честь имеющий генерал был первым в современной белорусской истории реформатором системы МВД. И делал это без оглядки на указы сверху. Чем, очевидно, и стал неугоден.
К сказанному добавим, что в таком откровенном и искреннем формате это интервью было единственным, которое Захаренко дал в должности главы МВД. После него ни один министр внутренних дел себе такого не позволял.