"Бедные, но гордые": рабочие боятся и не отстаивают громко свои законные права. 21.by

"Бедные, но гордые": рабочие боятся и не отстаивают громко свои законные права

19.08.2013 17:28 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

110884 - В 2011 году, в связи с финансово-экномическим кризисом, который накрыл Беларусь, начались стихийные выступления на рабочих местах, - рассказывает участница проекта социальной критики "Прасвет" Татьяна Чижова. – Серьезными забастовками и социальными протестами назвать их сложно, скорее – высказывание социального недовольства в результате трудовых конфликтов. Тем не менее, в течение последних 15 лет этот феномен в Беларуси достаточно нов. Даже в том же 2010 году мы можем вспомнить лишь пару аналогичных эпизодов. Для сравнения: в 2011 году таких социальных выступлений насчитывается около 14, в 2012 – 18.

Что они из себя представляют?

Причины всплеска недовольства бывают разными:

•    невысокая заработная плата;
•    урезание премиальных;
•    урезание надбавок за вредность;
•    тяжелые условия труда (нехватка инструментов, холод, антисанитария и так далее);
•    невежливое отношение начальства к самим рабочим (хамство);
•    самоуправление.

По словам специалиста, в большинстве случаев конфликты представляли собой короткие эпизоды с участием одной структурной единицы предприятия – цех, отделение. Это где-то около 20-30 человек коллектива. Основной тактикой являлось прекращение работы. Как правило, работа прекращалась на несколько часов, затем проводились переговоры с начальством и работа возобновлялась. Однако некоторые истории не заканчиваются до сих пор…

Как "грызли" "Гранит"

В большинстве своем конфликты между работодателями и наемными рабочими проходили на производственных предприятиях, однако несколько случаев наблюдались, например, на предприятии "Спортлото" в Бресте, СТВ – в Минске, во 2-ой столичной больнице и так далее...

Одним из самых громких оказался конфликт на государственном предприятии по производству строительного щебня "Гранит" в Микашевичах Лунинецкого района.

-  Трудовой конфликт назревал уже в начале декабря 2010 года, - вспоминает председатель независимого профсоюза предприятия Олег Стахаевич. -  На тот момент я работал водителем БелАЗа. После отпусков ко мне обратилась моя бригада с просьбой что-то сделать, так как заработная плата ухудшалась, а хамское отношение руководства достигало предела. Были написаны заявления на выход из Федерации профсоюзов Беларуси, в количестве 40 человек, но так как остальные нас не поддержали, заявления остались пылиться в моем шкафу. Пылились целый год до декабря 2011.

Потом люди вышли из отпусков снова и опять, как пчелы, окружили Олега…

"Давай что-то делать!"

Делать председатель независимого профсоюза уже ничего не хотел, так как один раз попытался помочь, но всеобщей поддержки не увидел.

- Будете предпринимать какие-то конкретные действия – я обязательно вас поддержу, - сказал он. - Мне было видно, что волна была куда сильнее предыдущей. Заявления на выход из Федерации профсоюзов… Последней каплей терпения стало то, что если в докризисный период водитель БелАЗа получал 1000 условных единиц, то уже на декабрь 2011-го его зарплата составляла 340 долларов. Кроме того, администрация умудрилась забрать полчаса с 12-тичасовой рабочей смены, а полчаса в месяц (если перевести на год) – это месячная заработная плата…

По словам председателя независимого профсоюза РУУП "Гранит", когда на очередной пятиминутке начальник автотранспортного предприятия Александр Кислюк дал слово работникам БелАЗа выступить с проблемами, ребята попросили Олега, чтобы тот от имени бригады это сделал. Однако начальник, по его версии, не дал сказать ни слова, грубо оборвав…

"Со стороны руководства это был перебор"

Столкнувшись с этим, Олег Стахаевич принял решение не оставаться в стороне от этих событий.

- Понимаете, я защищал честь "Гранита" на республиканских соревнованиях, команда всегда брала первые места, я был любимчиком у руководства… а тут такое.
 
Кто-то из ребят подсказал идею обратиться к белорусскому независимому профсоюзу. Состоялись переговоры, было организовано специальное учредительное собрание, на котором были обсуждены все проблемы. Уже через неделю работниками "Гранита" были поданы документы на нанимателей. С этого времени на предприятии начались разногласия. По словам Олега Стахаевича, наниматели "уже подготовили себе медали к концу года за выполнение планов, вводилась пятая технологическая линия..."

- До конца 2011 года к нам подходили с обещаниями, что в следующем году мы разберемся с нашими проблемами и все будет здорово, - вспоминает собеседник. -  Лично я слышу их на протяжении 11 лет. Своими силами с нами договориться не получилось. Уже потом, после приезда губернатора Брестской области Константина Сумара, включился репрессивный аппарат нашей агрессивной среды. 4 января состоялась историческая встреча Константина Сумара с работниками "Гранита", на которой все работники увидели, что нас боятся больше, чем мы их. Губернатор Сумар должен был слушать в десять ушей то, что говорят ему работники. Первое, что сделали, - вместе с сотрудниками ГАИ провели "спецоперацию" против меня. 10 января, было снято "кино", где я якобы нарушил правила дорожного движения и создал аварийную обстановку. Запись, на которой заснята моя машина, убедила судью в том, что я действительно ее создавал. Уже 16 февраля меня уволили. Через 4 дня работники поддержали мое увольнение, после чего была уволена жена секретаря-казначея Анатолия Литвинко Людмила Литвинко, чтобы так повоздействовать на мужа. Затем был уволен Геннадий Павловский якобы за прогул. Люди, которые увольнялись, увольнялись по каким-то сфальсифицированным нарушениям (охрана труда, техника безопасности)… Был уволен потом Николай Карышев, зампредседателя нашей первичной организации, активист Виталий Пашечко... Вообще, интересно увольняли: меня лишили прав на мой день рождения, Павловского – на его день рождения, Литвинко – в День дурака…. Такая игра. Тем не менее, спустя полгода протеста зарплаты были подняты с уровня трех миллионов до 6-8. Росли они и позже. Вдобавок, следующим значимым достижением стала оплата труда в праздничные дни. Предприятие "Гранит" стало единственным предприятием в Беларуси, где платят за выход в праздничный день в четырехкратном размере. Но мы понимаем, что все наши достижения в любой момент могут кануть в лету, поэтому продолжаем работать.

...Пример с РУУП "Гранит" мог бы вдохновить на решение своих проблем и другие организации, но порой люди не знают, что делать, или бояться потерять свою работу.

- В некоторых случаях сотрудники в открытую не выступают, не прекращают трудиться, но пишут коллективные жалобы начальству, коллективные жалобы на начальство в местные администрации и в вышестоящие инстанции, - продолжает анализировать ситуацию Татьяна Чижова. – Хотя, надо отметить, что и массовый выход из Федерации профсоюзов Беларуси также послужил методом воздействия на предприятие.

А есть ли смысл?

Если говорить о статистике, то в большинстве случаев к так называемым профессиональным конфликтам не привлекались или не желали быть привлеченными независимые организации, профсоюзные организации, независимые партийные организации (3-4 случая из 14 в 2011 году и примерно такое же количество наблюдается в 2012 году из 18 случаев такого участия или хотя бы какие-то заявления независимых профсоюзных и партийных организаций). Что касается результатов подобного противостояния, то, по словам Татьяны Чижовой, где-то в половине случаев данные конфликты заканчивались полным или частичным выполнением требований протестующих. В некоторых случаях руководство делало вид, что не обращает внимание на данные конфликты.

- К сожалению, не все эти проблемы подробно освещаются в СМИ, - посетовала специалист. – Получается так, что во многих случаях результаты протестов просто неизвестны, поскольку, фиксируя случай какого-либо конфликта, СМИ не интересовалось в дальнейшем его ходом и результатом. Данные акции следует назвать попыткой решить свои конкретные жизненные проблемы, поэтому большинство их них незаметно для публичности, большинство из них плохо освещаются в СМИ, хотя бы в силу того, что многие работники либо боятся обращаться к журналистам, либо просто не знают, как это сделать, не видят выходов. Можно сказать, что сами работники предприятий в большинстве случаев не готовы к продолжительному конфликту, к его поддержанию и достижению своих целей, не готовы идти до конца, поэтому соглашаются на какие-то компромиссные варианты. Кроме того, не всегда сама общественность, белорусские граждане, готовы реагировать на события такого рода, вовлекаться в них и помогать протестующим. В последние месяцы нынешнего года отмечается спад протестующих, на рабочих местах насчитывается лишь несколько выступлений...

Мария Войтович, OPEN.BY
 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Низкие зарплаты, хамское отношение руководства, отвратительные условия труда. Корреспондент OPEN.BY выяснила, что происходит в андеграунде синеокой и процветающей...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика