Накануне главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил о том, что у российской санитарной службы есть замечания к качеству белорусской молочной продукции. Эксперты не исключают, что это заявление вполне может быть ответом российской стороны на задержание Владислава Баумгертнера. Впрочем, сегодня уже нет сомнений в том, что выход “Уралкалия” из состава БКК был хорошо спланированной акцией, которая привела к хаосу на мировом калийном рынке. Резонно возникает и другой вопрос: как сложившаяся обстановка повлияет на деятельность белорусской компании и в целом на экономическую составляющую белорусско-российских отношений?
— На работе шахтеров эта ситуация не отразится однозначно. Работу они не потеряют, — заверил заместитель директора “Беларуськалия” Дмитрий Прохоцкий. По его словам, сейчас специалисты БКК и “Беларуськалия” находятся в Бразилии, Индии, Китае, Сингапуре. И эксперты ожидают скорого роста продаж. Тем более что за годы работы на внешних рынках белорусские калийщики зарекомендовали себя надежными партнерами.
Михаил КОВАЛЕВ, профессор БГУ:
— Все уже давно привыкли ассоциировать Онищенко не столько с санитарным врачом, сколько с нетарифными барьерами на пути экспорта в Россию. Не исключено, что претензии главы Роспотребнадзора — это личная инициатива “патриота”, обиженного за российский “Уралкалий”. Истинный патриот понимает: то, что делает “Уралкалий”, наносит российскому бюджету больший вред, чем белорусскому, потому что при низких ценах на калий поступление в российский бюджет существенно уменьшится.
Александр ШПАКОВСКИЙ, политический аналитик:
— В России для органов госуправления присуща клановость, то есть разделение как по идеологическому принципу, так и по степени зависимости от различных коммерческих структур. Поэтому я не исключаю, что в ответ на задержание Баумгертнера лобби, которое отстаивает интересы Керимова, сумело найти подходы к главному санитарному врачу. На нас будут пытаться оказать экономическое давление, чтобы вопрос следствия по Баумгертнеру и тех деяний, которые ему инкриминируют, решался бы не в правовой плоскости. Но, насколько я знаю, нашу правоохранительную систему, это абсолютно бесперспективно.
Валерий БОРОДЕНЯ, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам:
— Сейчас в моде такое понятие, как социальная ответственность бизнеса. В данном случае мы имеем дело с полной безответственностью отдельных топ-менеджеров БКК и “Уралкалия”. К сожалению, такие понятия, как деловая репутация, ответственность перед обществом, перед партнерами осознают еще не все управляющие передовых активов. Важно понимать, что независимо от размеров компании, статуса ее руководителей ответственность за мошенничество должна быть неотвратимой. Это приближает нас к цивилизованному рынку, где есть место не только чистой прибыли, но и заботе о собственной репутации, имидже отрасли и государства.
Михаил ДЕЛЯГИН, российский экономист и публицист:
— Захват активов через установление контроля за сбытом — стандартная для 90-х годов схема. Однако в Беларуси, в отличие от России, низкий уровень коррупции. В Беларуси есть закон (даже трудно представить, на сколько бы лет сел там тот же Сердюков или те же подмосковные прокуроры — герои “игорного дела”), и нанесенный ущерб надо компенсировать. Просто люди не подумали, что в разных странах законы выполняются по-разному.
Арсений СИВИЦКИЙ, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований:
— Судя по тем комментариям, которые уже сделали официальные представители российской стороны, конфликт из спора хозяйствующих субъектов постепенно может перерасти в межгосударственный политический конфликт, в чем ни одна из сторон в действительности не заинтересована. До недавнего времени Белорусская калийная компания воплощала собой реальный позитивный пример белорусско-российской интеграции. Выход “Уралкалия” из Белорусской калийной компании стал, по сути, ударом по интеграционным процессам не только в масштабах Союзного государства, но и в рамках будущего Евразийского экономического союза. Именно поэтому необходимо внести в повестку предстоящего заседания Совета Министров Союзного государства, вопрос о правомерности деятельности “Уралкалия” и ее влиянии на союзные интеграционные процессы.