"Достоверность и уважение к истории": гомельские реконструкторы восстанавливают раритетную технику. 21.by

"Достоверность и уважение к истории": гомельские реконструкторы восстанавливают раритетную технику

10.07.2015 12:52 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На международном фестивале "Сла­вянское единство - 2015" в Лоеве все­общее внимание привлекала экспозиция раритетной авто- и мототехники. Бело­снежный "ЗиМ", "Опель Адмирал", грузовик УралЗИС, военные мотоциклы фирмы БМВ и советский "Урал", эки­пированные ручными пулеметами, не­смотря на свой солидный возраст, смо­трелись так, будто только вчера сошли с конвейера.




Львиная доля представленной на вы­ставке техники принадлежит членам военно-исторического клубного объединения "Честь мундира". Это круп­нейшая в нашей стране организация подобного рода. В ней состоит поряд­ка 80 коллекционеров-энтузиастов со всей Беларуси, увлекающихся военной реконструкцией.

Официально "Честь мундира" заре­гистрировали шесть лет назад при со­действии Гомельского горисполкома. Однако история объединения началась намного раньше. У его истоков сто­ял нынешний руководитель Владимир Колот, который рассказал, как рекон­структоры по крупицам собирают исто­рию и с какими трудностями при этом сталкиваются.

Мотоцикл по винтику, форму по пуговке

Сегодня "Честь мундира" реконстру­ирует сразу несколько военных подраз­делений. Времени первой мировой вой­ны - 160-й пехотный Абхазский полк и 92-й Брауншвейгский полк немецкой армии. Второй мировой - 17-й пехот­ный полк 31-й пехотной дивизии вер­махта, 63-й стрелковый корпус до 1941 года и 37-ю гвардейскую Стрелковую дивизию РККА до 1943 года, парти­занский отряд "Большевик", 83-й полк стрелков полесских имени Ромуальда Ругутта и 1-ю Польскую пехотную ди­визию имени Тадеуша Костюшко.

- У большинства членов объедине­ния имеется несколько различных ком­плектов военной формы. Так что можем представлять воинские подразде­ления различных эпох и сторон кон­фликта. Всех их объединяет общая черта - история каждого так или ина­че связана с Гомелем. Например, Аб­хазский полк хоть и был сформирован за пределами Беларуси, но долгое вре­мя размещался в нашем городе и ряды свои пополнял за счет мужчин из чис­ла местного населения, - для Владими­ра необычное хобби началось в начале 2000-х с одного-единственного костю­ма и поездки в Санкт-Петербург, который рекон­структоры считают своей Меккой.

Се­верная столица всегда славилась береж­ным отношением к истории. Клубы ре­конструкторов там существовали еще в 70-е годы прошлого столетия.

Постепенно новое увлечение полно­стью захватило Владимира Колота. Вме­сте с друзьями-единомышленниками он скрупулезно собирал информацию о форме различных военных подразде­лений. В пока незарегистрированном официально клубе появилась техника.




Первый раритетный мотоцикл Влади­миру подарили. Это был ИЖ-49 1952 года выпуска. Несмотря на то что мото­цикл с момента своего приобретения и до 2010 года находился в одних руках, он все равно требовал ремонта.

- Еще недавно старая авто- и мото­техника ржавела в гаражах, ее даже сда­вали на металлолом… Сейчас у частных владельцев раритетов практически не осталось. Очень многое было продано в Россию или за рубеж, - с некоторым сожалением об упущенных возможно­стях говорит коллекционер. Сейчас в его автопарке насчитывается 8 отре­ставрированных мотоциклов, несколь­ко машин и велосипедов.

Для реконструкторов аутентичность - главный критерий. В идеале в рари­тетном мотоцикле или авто должны сто­ять только родные и в рабочем состоянии детали. Но выдержать этот принцип по­лучается не всегда. Многие детали при­ходится покупать с аукционов или делать самим. Родные шины для раритетных мотоциклов, например, уже практически невозможно достать. Даже если байк все время простоял в гараже, с виду целые покрышки все равно не пригодны для ез­ды. С годами корд внутри них сгнивает. Новые колеса для раритетной мототех­ники выпускают в США. В среднем на реконструкцию одной единицы техни­ки уходит 2-3 месяца.

- Реставрация помогает лучше узнать историю своей страны, - го­ворит руководитель клубного объединения. - Наверняка не многие знают, что практически все военные и после­военные советские мотоциклы имеют немецкие корни. Перед началом Вели­кой Отечественной в Советском Союзе практически не выпускалась качествен­ная мототехника. А армии нужен был тяжелый мотоцикл. Поэтому в Шве­ции анонимно закупили пять немец­ких BMW R71, которые отлично зареко­мендовали себя в вермахте. Советским конструкторам поставили задачу сде­лать точную копию. С весны 1941 года близнеца BMW R71 начали выпускать на Московском мотоциклетном заводе под маркой М-72. Этот тяжелый совет­ский мотоцикл имел долгую жизнь. Вы­пускался с 1941 по 1960 годы. Первона­чально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х в свободную продажу не поступал.




На выставке в Ло­еве BMW R71 и М-72 стояли рядом. Посети­тели экспозиции без труда могли сравнить два мотоцикла и убе­диться в том, насколь­ко они похожи.

- Советские кон­структоры настоль­ко точно скопирова­ли "немца", что дета­ли от него подходят к "Уралу", а при ре­ставрации R-71 мож­но использовать зап­части от М-72. Мото­циклы "Киев", "Мо­сква", "Минск" тоже имеют немецкие кор­ни. После войны про­изводство советской мототехники органи­зовывали на базе трофейных технологий. Так, например, "до­нором" для советско­го автопрома в свое время стал известный немецкий завод DRW, - об истории рари­тетной техники Вла­димир может расска­зывать часами, но реставрация двух и четырехколесных машин - лишь вер­шина айсберга в работе клубного объе­динения "Честь мундира".

Цена вопроса

Занимаются реконтсрукторы и вос­созданием военной формы прошлых лет. Требования к экипировке строгие. На официальном сайте клубного объе­динения есть перечень вещей, которые должны быть в комплекте той или иной формы. В среднем обмундирование сол­дата РККА обойдется в 700 долларов, солдата вермахта - 1100-1200. И это без стоимости макетов оружия!

- Все потому, что экипировка не­мецких солдат была качественнее и, соответственно, дороже. Реконструкторы готовы платить за свое увлечение такие день­ги, при этом не делают культ из вещей. Мы регулярно совершаем полевые вы­ходы. В полном обмундировании идем дорогой, по которой двигалось то или иное военное подразделение. Иногда приходится и по болотам пробираться… Форма при этом, конечно, портится, но зато приобретает аутентичность. К то­му же подобные мероприятия - луч­ший способ прочувствовать историю на себе. Сравнив в полевых условиях обмундирование красноармейца и солдата вермахта, понимаешь, что немцам отступать было сложнее. Слишком мно­го вещей, пусть и качественных, обеспе­чивающих комфорт в боевых условиях, приходилось тащить на себе, - делится впечатлениями Владимир и тут же вспо­минает, как однажды на привале поле­вого выхода к участникам мероприятия подошел дедушка.

- Хлопцы, а я помню, как фашисты отступали вот точно так же, как вы… по этой самой дороге,
- обратился к парням, переодетым в немецкую фор­му, очевидец давних событий. Для ре­конструкторов это было лучшей похва­лой. Значит, изучение исторических документов и учебников, кропотливая работа над комплектацией формы не прошли даром.

- Мы ни в коем случае не пропаган­дируем вермахт. Просто хотим сохра­нить историю. При этом есть одно обязательное условие - Красная Армия в наших постановках всегда побеждает,
- утверждает Владимир.

Одеть Бондарчука

В последние годы тема мировых войн стала популярной. Все больше людей приходят в исторические клу­бы. Наконец, организаторы различных фестивалей и праздников начинают по­нимать, что работа таких организаций должна оплачиваться или хоть как-то поощряться, потому что в свое увлече­ние люди вкладывают немалые день­ги. Гомельский горисполком, напри­мер, клубу "Честь мундира" выделил несколько боксов для хранения техни­ки. Компенсировать денежные издерж­ки объединению удается за счет участия в съемках документального и игрового кино. На счету гомельских реконструк­торов десятки разных фильмов. Вот наиболее известные: "В июне 41-го", "Сталинград", "Пять невест", "Поп", "Охота на гауляйтера".

- Если вы хотите снять качествен­ный исторический фильм, нужно обя­зательно приглашать реконструкторов,
- убежден Владимир Колот. - У со­ветских киностудий были все необходи­мые военные реквизиты и техника, но после распада СССР ситуация измени­лась. Теперь найти нужные автомоби­ли, мотоциклы и даже боевую техни­ку зачастую можно только в историче­ских клубах. Они гарантируют досто­верность своего реквизита.



- В документальном фильме "Пер­вая мировая. Самоубийство Европы" Федор Бондарчук сыграл русского офицера. Форму известному режиссеру и актеру предоставили мы,
- к докумен­талистике у Владимира Колота особое отношение.

Два года подряд фильмы, в работе над которыми принимали уча­стие энтузиасты из объединения "Честь мундира", получают престижную на­граду "Телевершина". Так, в 2015 го­ду проект "Испытание. Кровь вермах­та", снятый Белтелерадиокомпанией и телекомпанией "ВоенТВ", победил в номинации "Лучший документаль­ный фильм".

В современных фильмах реконструк­торы замечают множество неточностей и ляпов.

- Я как-то подсказал режиссеру, что в его фильме эсэсовцы ходят в черной форме. Хотя с 1939 года они носили се­рую, а в черной служили немецкие по­лицейские,
- рассказывает Владимир Колот. - В ответ услышал: "Я снимаю кино для домохозяек. Фашисты в чер­ной форме страшнее выглядят". Твор­ческий подход - это хорошо, но в сво­ей работе на первое место мы все-таки ставим историческую достоверность и уважение к истории.
 
Теги: Гомель, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Военно-историческое клубное объе­динение "Честь мундира" - круп­нейшая в Беларуси организация подобного рода.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика