"Достоверность и уважение к истории": гомельские реконструкторы восстанавливают раритетную технику
10.07.2015 12:52
—
Новости Общества
|
На международном фестивале "Славянское единство - 2015" в Лоеве всеобщее внимание привлекала экспозиция раритетной авто- и мототехники. Белоснежный "ЗиМ", "Опель Адмирал", грузовик УралЗИС, военные мотоциклы фирмы БМВ и советский "Урал", экипированные ручными пулеметами, несмотря на свой солидный возраст, смотрелись так, будто только вчера сошли с конвейера.
Львиная доля представленной на выставке техники принадлежит членам военно-исторического клубного объединения "Честь мундира". Это крупнейшая в нашей стране организация подобного рода. В ней состоит порядка 80 коллекционеров-энтузиастов со всей Беларуси, увлекающихся военной реконструкцией. Официально "Честь мундира" зарегистрировали шесть лет назад при содействии Гомельского горисполкома. Однако история объединения началась намного раньше. У его истоков стоял нынешний руководитель Владимир Колот, который рассказал, как реконструкторы по крупицам собирают историю и с какими трудностями при этом сталкиваются. Мотоцикл по винтику, форму по пуговкеСегодня "Честь мундира" реконструирует сразу несколько военных подразделений. Времени первой мировой войны - 160-й пехотный Абхазский полк и 92-й Брауншвейгский полк немецкой армии. Второй мировой - 17-й пехотный полк 31-й пехотной дивизии вермахта, 63-й стрелковый корпус до 1941 года и 37-ю гвардейскую Стрелковую дивизию РККА до 1943 года, партизанский отряд "Большевик", 83-й полк стрелков полесских имени Ромуальда Ругутта и 1-ю Польскую пехотную дивизию имени Тадеуша Костюшко.- У большинства членов объединения имеется несколько различных комплектов военной формы. Так что можем представлять воинские подразделения различных эпох и сторон конфликта. Всех их объединяет общая черта - история каждого так или иначе связана с Гомелем. Например, Абхазский полк хоть и был сформирован за пределами Беларуси, но долгое время размещался в нашем городе и ряды свои пополнял за счет мужчин из числа местного населения, - для Владимира необычное хобби началось в начале 2000-х с одного-единственного костюма и поездки в Санкт-Петербург, который реконструкторы считают своей Меккой. Северная столица всегда славилась бережным отношением к истории. Клубы реконструкторов там существовали еще в 70-е годы прошлого столетия. Постепенно новое увлечение полностью захватило Владимира Колота. Вместе с друзьями-единомышленниками он скрупулезно собирал информацию о форме различных военных подразделений. В пока незарегистрированном официально клубе появилась техника. Первый раритетный мотоцикл Владимиру подарили. Это был ИЖ-49 1952 года выпуска. Несмотря на то что мотоцикл с момента своего приобретения и до 2010 года находился в одних руках, он все равно требовал ремонта. - Еще недавно старая авто- и мототехника ржавела в гаражах, ее даже сдавали на металлолом… Сейчас у частных владельцев раритетов практически не осталось. Очень многое было продано в Россию или за рубеж, - с некоторым сожалением об упущенных возможностях говорит коллекционер. Сейчас в его автопарке насчитывается 8 отреставрированных мотоциклов, несколько машин и велосипедов. Для реконструкторов аутентичность - главный критерий. В идеале в раритетном мотоцикле или авто должны стоять только родные и в рабочем состоянии детали. Но выдержать этот принцип получается не всегда. Многие детали приходится покупать с аукционов или делать самим. Родные шины для раритетных мотоциклов, например, уже практически невозможно достать. Даже если байк все время простоял в гараже, с виду целые покрышки все равно не пригодны для езды. С годами корд внутри них сгнивает. Новые колеса для раритетной мототехники выпускают в США. В среднем на реконструкцию одной единицы техники уходит 2-3 месяца. - Реставрация помогает лучше узнать историю своей страны, - говорит руководитель клубного объединения. - Наверняка не многие знают, что практически все военные и послевоенные советские мотоциклы имеют немецкие корни. Перед началом Великой Отечественной в Советском Союзе практически не выпускалась качественная мототехника. А армии нужен был тяжелый мотоцикл. Поэтому в Швеции анонимно закупили пять немецких BMW R71, которые отлично зарекомендовали себя в вермахте. Советским конструкторам поставили задачу сделать точную копию. С весны 1941 года близнеца BMW R71 начали выпускать на Московском мотоциклетном заводе под маркой М-72. Этот тяжелый советский мотоцикл имел долгую жизнь. Выпускался с 1941 по 1960 годы. Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х в свободную продажу не поступал. На выставке в Лоеве BMW R71 и М-72 стояли рядом. Посетители экспозиции без труда могли сравнить два мотоцикла и убедиться в том, насколько они похожи. - Советские конструкторы настолько точно скопировали "немца", что детали от него подходят к "Уралу", а при реставрации R-71 можно использовать запчасти от М-72. Мотоциклы "Киев", "Москва", "Минск" тоже имеют немецкие корни. После войны производство советской мототехники организовывали на базе трофейных технологий. Так, например, "донором" для советского автопрома в свое время стал известный немецкий завод DRW, - об истории раритетной техники Владимир может рассказывать часами, но реставрация двух и четырехколесных машин - лишь вершина айсберга в работе клубного объединения "Честь мундира". Цена вопросаЗанимаются реконтсрукторы и воссозданием военной формы прошлых лет. Требования к экипировке строгие. На официальном сайте клубного объединения есть перечень вещей, которые должны быть в комплекте той или иной формы. В среднем обмундирование солдата РККА обойдется в 700 долларов, солдата вермахта - 1100-1200. И это без стоимости макетов оружия!- Все потому, что экипировка немецких солдат была качественнее и, соответственно, дороже. Реконструкторы готовы платить за свое увлечение такие деньги, при этом не делают культ из вещей. Мы регулярно совершаем полевые выходы. В полном обмундировании идем дорогой, по которой двигалось то или иное военное подразделение. Иногда приходится и по болотам пробираться… Форма при этом, конечно, портится, но зато приобретает аутентичность. К тому же подобные мероприятия - лучший способ прочувствовать историю на себе. Сравнив в полевых условиях обмундирование красноармейца и солдата вермахта, понимаешь, что немцам отступать было сложнее. Слишком много вещей, пусть и качественных, обеспечивающих комфорт в боевых условиях, приходилось тащить на себе, - делится впечатлениями Владимир и тут же вспоминает, как однажды на привале полевого выхода к участникам мероприятия подошел дедушка. - Хлопцы, а я помню, как фашисты отступали вот точно так же, как вы… по этой самой дороге, - обратился к парням, переодетым в немецкую форму, очевидец давних событий. Для реконструкторов это было лучшей похвалой. Значит, изучение исторических документов и учебников, кропотливая работа над комплектацией формы не прошли даром. - Мы ни в коем случае не пропагандируем вермахт. Просто хотим сохранить историю. При этом есть одно обязательное условие - Красная Армия в наших постановках всегда побеждает, - утверждает Владимир. Одеть БондарчукаВ последние годы тема мировых войн стала популярной. Все больше людей приходят в исторические клубы. Наконец, организаторы различных фестивалей и праздников начинают понимать, что работа таких организаций должна оплачиваться или хоть как-то поощряться, потому что в свое увлечение люди вкладывают немалые деньги. Гомельский горисполком, например, клубу "Честь мундира" выделил несколько боксов для хранения техники. Компенсировать денежные издержки объединению удается за счет участия в съемках документального и игрового кино. На счету гомельских реконструкторов десятки разных фильмов. Вот наиболее известные: "В июне 41-го", "Сталинград", "Пять невест", "Поп", "Охота на гауляйтера".- Если вы хотите снять качественный исторический фильм, нужно обязательно приглашать реконструкторов, - убежден Владимир Колот. - У советских киностудий были все необходимые военные реквизиты и техника, но после распада СССР ситуация изменилась. Теперь найти нужные автомобили, мотоциклы и даже боевую технику зачастую можно только в исторических клубах. Они гарантируют достоверность своего реквизита. - В документальном фильме "Первая мировая. Самоубийство Европы" Федор Бондарчук сыграл русского офицера. Форму известному режиссеру и актеру предоставили мы, - к документалистике у Владимира Колота особое отношение. Два года подряд фильмы, в работе над которыми принимали участие энтузиасты из объединения "Честь мундира", получают престижную награду "Телевершина". Так, в 2015 году проект "Испытание. Кровь вермахта", снятый Белтелерадиокомпанией и телекомпанией "ВоенТВ", победил в номинации "Лучший документальный фильм". В современных фильмах реконструкторы замечают множество неточностей и ляпов. - Я как-то подсказал режиссеру, что в его фильме эсэсовцы ходят в черной форме. Хотя с 1939 года они носили серую, а в черной служили немецкие полицейские, - рассказывает Владимир Колот. - В ответ услышал: "Я снимаю кино для домохозяек. Фашисты в черной форме страшнее выглядят". Творческий подход - это хорошо, но в своей работе на первое место мы все-таки ставим историческую достоверность и уважение к истории. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Военно-историческое клубное объединение "Честь мундира" - крупнейшая в Беларуси организация подобного рода.
|
|