За чей счет праздник? Выясняли, во что может обходиться организация митингов за Лукашенко в городах страны. 21.by

За чей счет праздник? Выясняли, во что может обходиться организация митингов за Лукашенко в городах страны

21.08.2020 19:09 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В белорусских городах с 16 августа начали проводить митинги в поддержку Александра Лукашенко — возможно, как альтернативу стихийным митингам против него, которые происходят уже вторую неделю. Мы побывали на митингах за Лукашенко, посмотрели на летающие с флагами вертолеты, централизованный подвоз людей на автобусах, одинаковые распечатанные плакаты с лозунгами. И решили узнать, кто все это организовывает, сколько все это стоит и, главное, кто платит. Было сложно.


Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

В наших репортажах вы можете посмотреть, как проходили митинги за Александра Лукашенко в Могилеве, Гомеле, Бобруйске и, конечно, Минске. 19 августа, например, такие прошли во многих райцентрах, вчера, 20 августа, — в Витебске. Будут сегодня, завтра и послезавтра, возможно, и далее. Мы абстрагировались от духовной составляющей — лозунгов, выступлений чиновников, песен про «ясную, светлую» и прочего — и сконцентрировались на материальном.

Любой подобный митинг — это как минимум оборудование: сцена, звуковая аппаратура. Плюс — работа людей, которые все это устанавливают и разбирают. Мы заметили на митингах в областных центрах автобусы, которые централизованно привозили и увозили людей. А еще в Могилеве, Бобруйске и Борисове летал с флагом вертолет. А в Витебске — воздушный шар.

Давайте попытаемся посчитать затраты.

Организация митинга в целом


Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Митинг в Могилеве 18 августа организовал облисполком, рассказала TUT.BY начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Екатерина Музыченко. Причем организацией занимался «весь облисполком». С просьбой его провести «обратились общественные объединения и политические партии области».

— Это не облисполком решил, мол, мы — власть, давайте поддержим действующую власть. Нет, это люди захотели, — уточнила Екатерина Музыченко.

— Люди и вертолет с флагом захотели? И сцену попросили установить? Как эта схема работает?

— Никто ничего не просит. Это организовывает облисполком по просьбе жителей Могилевской области. И сразу скажу: ни одной копейки не было потрачено из областного бюджета на проведение митинга 18 августа.

Правда, на вопрос, откуда же было финансирование, нам не ответили.


Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

Напомним, что митинги противников власти сейчас де-юре являются несанкционированными — местные исполкомы разрешения на их проведение не давали. В Гродно местная власть уже официально уведомила об этом участников массового альтернативного митинга на площади Ленина. Руководствуются статьей 5 Закона «О массовых мероприятиях». То есть заявку на проведение мероприятия надо было подавать не позднее чем за 10 дней до даты проведения мероприятия.

А как формально были так быстро организованы провластные масштабные мероприятия?

— Заявку на проведение митинга подавал областной координационный совет общественных организаций, — поясняет TUT.BY зампред Могилевского горисполкома Алла Галушко. — А решение, проводить или нет, принимал облисполком. Если в мероприятии участвует более тысячи человек, разрешение на него дает облисполком. Но он же не может попросить сам себя разрешить мероприятие, поэтому тут все урегулировано законом о массовых мероприятиях. Плюс по закону, если мероприятие проводят госорганы или с участием госорганов, а также если мероприятие есть в плане государственных мероприятий, то облисполком просто выпускает решение провести митинг на любой площадке и обеспечить там порядок и врачей.

По словам Екатерины Музыченко, после митинга «было много звонков со всей области, из деревень — люди спрашивали, когда будет еще один митинг. Хотят, чтобы они проходили каждый день». Тогда, мол, и решили, что митинги будут проводить в каждом райцентре — раз уж есть «запрос от народа».

Автобусы


Митинг за Лукашенко в Гомеле, 18 августа. Фото: Сергей Комков, TUT.BY

Помните, как всех впечатлили колонны автобусов (только наш корреспондент насчитала более 50) — они привезли в Гомель тысячи людей из районов на митинг за Лукашенко 18 августа? 16 августа такие же колонны шли на Минск.

Мы попробовали узнать, кто за это заплатил и сколько. И вот что получили — на примере отдельных регионов.

В «Гомельоблавтотрансе» нам сообщили, что информации о том, сколько конкретно их автобусов было выделено именно для подвоза людей на митинг, у них нет.

— Она у филиалов, и мы ее у них не запрашиваем. Автобусы заказывают ежедневно. Мы тысячи людей перевозим, и сколько именно тогда перевезли — не знаем.

— А кто тогда ваши автобусы заказывал?

— Филиалы нам не докладывают, кто у них что заказывает. БРСМ, «Белая Русь» или профсоюзы это заказывали — нам все равно. Вот редакция ваша захочет куда-нибудь поехать — тоже предоставим. Если у нас есть в наличии свободные автобусы — мы их любому под заказ предоставим. Вы лучше хорошее о нас напишите что-нибудь, — посоветовали на предприятии.

А пока звоним в филиалы. Однако их представители также затруднились ответить, сколько автобусов они отправили 18 августа в Гомель, — и порекомендовали обратиться за информацией в головной офис. Мы напоминали, что уже обращались, но увы. Все настойчиво перекладывают ответственность снизу вверх и обратно.

На вопрос, кто заказчик этих перевозок, в филиалах тоже ответить не могут.

— Пока неясно. Либо это исполкомы, либо мы возили бесплатно.

Мы же узнали, сколько стоила бы такая поездка условной «нашей редакции» или любому другому коллективу на основании договора. Так, в филиале «Гомельоблавтотранс», автобусном парке № 1, рассказали, что выехать на их автобусе в будний день, например, из Ветки (это самый близкий к облцентру населенный пункт — всего 21 км, — и оттуда привозили людей на митинг в Гомеле) в Гомель на несколько часов и вернуться обратно стоит примерно 220 рублей. Из Речицы в Гомель и обратно — 270 рублей. Из Светлогорска и обратно — около 415 рублей. Поездка из Гомеля в столицу и домой обойдется заказчику автобуса в 1100 рублей.

Мы не знаем, на каких условиях госпредприятия могут оказать услугу другой госорганизации. Может, возят бесплатно, может, те оплачивают только расходы на топливо. Если так, то поездка одного автобуса МАЗ-152 при расходе около 25 л дизеля на 100 км пути из Гомеля в Минск и обратно обходится приблизительно в 270 рублей за топливо.

Между тем напомним, на митинг за Лукашенко 16 августа в Минск только из Гомельской области ехали минимум 52 автобуса. Только в Гомеле на митинге за Лукашенко 18 августа мы видели не менее 50 автобусов, в которых со всей области привезли демонстрантов. В основном это были МАЗ-152, которые могут перевезти 47 человек, встречались небольшие «Радимич» — 25 мест, — и «Неман» на 44 места. Мы знаем, что в Гомеле присутствовали люди из Речицы, Ветки, Светлогорска, Жлобина — об этом они говорили нам сами. Но нельзя исключать, что были гости и из более далеких регионов Гомельщины — Житковичей, Лельчиц и т.д., а это уже расстояние в пару сотен и более км. Нам известно, что в Минск везли даже из Хотимска — а это 450 км в одну сторону.

Точную информацию ни по этому, ни по другим регионам, ни по количеству делегатов на столичный и областной митинги, ни по количеству транспорта, занятого в их доставке, ни по количеству потраченного топлива, ни по оплате всего этого получить не удалось. «Без комментариев», — отвечают на конкретные вопросы чиновники и руководители разных уровней.



В «Могилевоблавтотрансе» также затруднились ответить, были ли у них заказы на перевозку людей на митинг 18 августа. Как объяснил заместитель директора по пассажирским перевозкам Григорий Барановский, при оформлении заявки на оказание услуг пассажирских перевозок заказчик указывает множество деталей, в том числе время в пути, время простоя, не говоря уже о пунктах назначения и времени. И исходя из множества этих данных рассчитывают стоимость услуги. Потому, мол, даже условной средней цены за час аренды автобуса с водителем он вывести не может.

К тому же на фото в Могилеве, например, отчетливо видно, что часть автобусов — школьные, для перевозки детей. На некоторых была отметка Банка развития — автобусы эти в качестве спонсорской помощи банк передавал в 2013—2017 годах по поручению Александра Лукашенко.

Можно ли арендовать для нешкольной перевозки школьный автобус, нам тоже однозначно ответить не смогли.

Водители нескольких автобусов, в том числе школьных, говорили на месте журналисту TUT.BY, что привезли людей из Могилевского района.

Главный идеолог области Екатерина Музыченко подчеркнула, что у нее «нет такой информации, чтобы людей привозили на митинг на автобусах». И добавила, что она сама, например, в соцсетях приглашала на митинг всех желающих.

— Тех, кто душой поддерживает Александра Григорьевича, нашего президента. Никакого принуждения не было. И очень неприятно читать в интернете, что людей якобы свозили насильно, трудовые коллективы например. Даже на TUT.BY вы писали, что люди жаловались, что их загоняют насильно. А это неправда, — сказала Екатерина Музыченко.

Жалобы действительно были, и много.

Вот, например, представители «Белшины» на этой неделе узнали, что «людей в Минск повезли», потому что «трудовые коллективы решили им это оплатить».

Поезда

На митинг за Лукашенко в Минск людей централизованно привозили и поездами. Например, состав из Бреста насчитывал более 15 вагонов. Из Витебска — 7 вагонов, причем поезд этот не значился в расписании и на нем приехали около 50 человек.

Если взять в расчет только общую стоимость билетов по количеству мест в самых дешевых вагонах категории «С» с только сидячими местами — а эти вагоны на 62 места, — получим следующее.

Отправить из Бреста в Минск поезд на 15 вагонов со стоимостью билета 12,83 рубля по рыночной стоимости обходится почти в 12 тыс. рублей. Ну и обратно ведь людей тоже нужно отвезти. Итого — почти 24 тыс. рублей в обе стороны.

Билет на поезде из Витебска в Минск стоит дешевле — 9,11 рубля. Так что минимальная рыночная стоимость одного рейса состава из семи вагонов — почти 4 тыс. рублей. В две стороны — соответственно, почти 8 тыс.

То есть если бы все эти люди покупали билеты на рейсы поездов в Минск из Бреста и Витебска и обратно, в кассе бы оказалось около 32 тыс. рублей.

При этом надо иметь в виду, что пассажирские перевозки железнодорожным транспортом по Беларуси убыточны и, например, в 2018 году белорусы возмещали лишь 43% затрат на проезд в пассажирских поездах.


Вертолет

С флагом над площадями с митингами за Лукашенко летал вертолет ДОСААФ, управлял им начальник Минского аэроклуба организации Николай Мочанский. Он подтвердил, что 18 августа летал на митинг из Минска в Могилев и обратно, а 19 августа совершил полет по маршруту Минск — Борисов — Бобруйск — Минск: тоже участвовал в митингах.

На другие вопросы журналиста TUT.BY Мочанский отвечать отказался.

— Я не политик, чтобы заниматься вопросом, кто проводил митинги и заказывал вертолет.

— При чем здесь политика? Вы же были участником мероприятия.

— Всё, пока.

При этом в ДОСААФ журналисту TUT.BY рассказали, например, схему заказа их вертолета на мероприятия, которые проводят госструктуры. Например, на празднование Купалья в Александрии. Или на митинг за Лукашенко.

Организатор — скажем, Могилевский облисполком — подает заявку в ДОСААФ с указанием, где, зачем и на сколько нужен вертолет. Например, нужно сделать три круга над площадью Ленина в Могилеве с флагом. ДОСААФ рассчитывает, сколько нужно топлива, чтобы выполнить этот заказ, запрашивает разрешение на полеты — и летит.

То есть госструктура-организатор мероприятия оплачивает только топливо. Потому что ДОСААФ — тоже госструктура. К слову, вертолет госорганизация может заказать и для сельскохозяйственных целей — удобрить поля, например. И в этом случае тоже заплатит только за топливо.

Вертолет ДОСААФ — это Ми-2, советский многоцелевой вертолет, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Производство было завершено в 1992 году.

По информации TUT.BY, авиационный керосин (вертолетное топливо) для белорусских компаний стоит порядка 0,4 рубля за килограмм. Исходя из этой информации, а также расстояния между городами, мы попытались высчитать примерную стоимость одного такого полета. Этот расчет, конечно, достаточно условный.

Как мы считали стоимость полета

Прикинем, сколько времени ушло у Ми-2 на полет от Борисова до Бобруйска. Мы решили рассчитать это время так, как если бы изначально оно было неизвестно. Для этого посмотрели, сколько километров между этими двумя городами. Если лететь по прямой, то получится около 122 километров. На разных этапах полета машина летит с разной скоростью, но исходить из среднего значения все же имеет смысл. В «Википедии» говорится, что крейсерская скорость Ми-2 составляет 194 км/ч.

По формуле S = V*T (расстояние = скорость*время) получаем, что Ми-2 понадобилось бы 37−38 минут на преодоление этого расстояния (122/194=0,63 часа, или 37,8 минуты).

Исходя из этого, можно предположить, сколько времени понадобилось вертолету для полета сначала от Минска до Борисова (71,5 километра), от Бобруйска до Могилева (104,5 километра) и от Могилева до Минска (165,6 километра). Пользуясь все той же формулой, получаем соответственно 22 минуты, 32 минуты и 51 минуту.

Если суммировать эти показатели, выходит, что вертолет Ми-2 был в воздухе не менее 140 минут. Прибавляем сюда десять минут (по пять на кружение над Борисовом и Бобруйском) и еще 30 минут (кружение над Могилевом). В общем, в воздухе вертолет был порядка 180 минут (или три часа).

Такой же результат выйдет, если пойти в расчетах немного другим путем: общее расстояние по маршруту Минск — Борисов — Бобруйск — Могилев — Минск — 463,38 километра. Делим на скорость Ми-2 (194 км/ч), прибавляем 40 минут кружения над городами и получаем все те же 180 минут полета.

Газотурбинный двигатель ГТД-350, который ставят на эти вертолеты, в принципе, может использовать разное топливо. Однако на большинстве видов горючего КПД мотора будет сравнительно невысоким, так что мы исходим из того, что для заправки используется авиационный керосин.

В час ГТД-350 в среднем сжигает порядка 100−110 кг этого топлива. На Ми-2 этих двигателей два. Средний расход топлива — 220 кг/ч. Исходя из этого выводим, что вертолет потратил около 660 килограммов топлива.

Но есть нюанс: очевидно, что расход топлива Ми-2 меньше во время передвижения на низкой скорости. А кружение над городами явно происходит на достаточно низкой скорости, а не крейсерской. Примерно такой же логике подвержены и другие маневры вроде взлета или посадки. Соответственно, можно сказать, что вертолет израсходовал 500−600 килограммов топлива.

С учетом того, что один килограмм авиационного керосина оценивается в 40 копеек, умножаем 500 (и 600) на 0,4 и получаем, что на топливо ушло от 200 до 240 рублей (80−96 долларов).

Если же речь идет о частном заказе, то в стоимость включают не только топливо, но также амортизацию, работу пилота и так далее. Например, час полета на Ми-2 для физлиц стоит 1600 рублей.


Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

Сцена и оборудование

Аренда сцены и звукового оборудования тоже стоит денег. Нужно учесть и то, что в Могилеве, например, использовали и автомобили со звукоусилителями.

На электронной торговой площадке есть данные, сколько стоило, например, провести концерт 8 августа в Борисове. Правда, в Центре по обеспечению деятельности бюджетных организаций Борисовского района уточнили, что окончательная сумма вышла меньше указанной ориентировочной в 45 тыс. рублей.

Так вот аренда самой сцены — 8 тыс. рублей, звукового оборудования — тоже 8 тыс. рублей. В такую же сумму оценили и услуги по техобеспечению сценического комплекса со световым и звуковым оборудованием — 8 тыс. рублей.

TUT.BY связался со специалистом компании-прокатчика звукового оборудования, и он предположил, что сцена, которую установили на площади Ленина в Могилеве на время митинга, принадлежит областной филармонии. В этом случае ее, скорее всего, арендовали бесплатно. А вообще, аренда такой сцены стоит в районе тысячи рублей.


Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Аренда колонок с парой микрофонов и пультом — еще около тысячи рублей (но конкретно на этом фото колонки — либо филармонии, либо ДК, говорят знающие люди, то есть — бесплатные). Автомобили со звукоусилением вряд ли принадлежат частной компании, а могут быть собственностью государственной телекомпании, например.

Бонусы для участников

Читатели — и их было много — сообщали нам о том, что за участие в митинге — по крайней мере, минском 16 августа на площади Независимости — его участникам предлагали бонусы в виде матпомощи в размере 30−100 рублей, а также отгулы. Напомним, что, по данным милиции, в нем приняло участие около 65 тысяч человек, по альтернативным данным — не более 30 тысяч.

Документального подтверждения этой информации у нас нет, и мы ни в коем случае не хотим утверждать, что все, кто едет из регионов на митинги в облцентры, делают это за какие-то финансовые «плюшки» или по принуждению.


Фото: Сергей Комков, TUT.BY

 
Теги: Брест, Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы побывали на митингах за Лукашенко, посмотрели на летающие с флагами вертолеты, централизованный подвоз людей на автобусах, одинаковые распечатанные плакаты с...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика