Пустующим домам найдут хозяев
Наталия ВЛАДИМИРОВА
РАЗГОВОР О НАСУЩНОМ Традиционные встречи представителей «высших эшелонов» власти с ее первичным звеном — председателями сельских и поселковых советов депутатов, которые проходят в Институте высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, носят, по общему признанию, не официальный, а скорее совещательный, партнерский характер.Каким должно быть местное самоуправление? Что мешает ему развиваться? По какому пути ему идти, чтобы максимально приблизиться к людям, наиболее полно обеспечить их жизнедеятельность? На эти и многие другие вопросы попытались найти ответы участники очередной встречи. «В ближайшее время нам предстоит пересмотреть и кадровую политику в отношении сельских советов, и уровень заработной платы первичного звена власти, и его материальное обеспечение. Предполагается, что в связи с этим будет принят нормативный правовой акт главы государства», — сказал, отвечая на вопросы присутствующих, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Анатолий Малофеев. Предполагается также, что местные советы депутатов получат на уровне республики и свой руководящий орган — координационный совет, куда и будут «стекаться» все насущные проблемы власти на местах. «А пока вам самим нужно разобраться хотя бы в том, кто и за что отвечает. Кому принадлежат дороги, кто ремонтирует теплосети, кто обеспечивает воду и свет... Когда с этим разберетесь, и проблем станет меньше», — подчеркнул в ходе встречи Анатолий Александрович. Разобраться на местах предстоит также и с рядом проблем, касающихся землепользования, в частности учета и сокращения количества пустующих и ветхих домов. Сегодня эти вопросы урегулированы соответствующим указом президента № 70 (далее — указ), подписанным в феврале текущего года. 1 апреля данный указ вступил в силу — что предполагает начало работы по выявлению пустующих сельских домов и принятию мер по сокращению их количества. -теперь, говоря о категориях «пустующий дом», «ветхий дом» и «сельская местность», мы имеем в виду три конкретных определения, то есть, знаем, какие дома на какой территории нам искать, — сказала, обращаясь к председателям сельских и поселковых советов депутатов, главный специалист юридического отдела Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь Екатерина Буда. Указом предусмотрены две процедуры учета, выявления и сокращения количества «непрезентабельных» строений: одна процедура касается пустующих домов, другая — ветхих. Что касается пустующих домов, то, по словам Екатерины Буда, до 1 июля 2006 года указ не предполагает здесь каких-либо серьезных действий со стороны сельских исполнительных комитетов. То есть до 1 июля собственники, которые не используют свои дома для проживания (постоянного или временного), могут обратиться в сельский исполком с заявлением о том, что в будущем пользоваться этими домами они намерены — чтобы местные власти не брали их в расчет, когда настанет время принимать конкретные шаги. А право принимать меры по выявлению, исследованию и сокращению количества пустующих домов сельисполкомы получат как раз с 1 июля текущего года. Регистр учета пустующих домов ведут исполкомы базового (районного) территориального уровня. На этом уровне будет собираться вся информация о пустующих домах. Для того чтобы составить полный регистр учета пустующих домов, исполкомы базового уровня формируют комиссии по обследованию состояния жилых домов — в состав этих комиссий как раз и войдут представители сельских и поселковых исполкомов (указом предусмотрено, какие именно сведения должна собрать комиссия). Заключение, которое составляется по результатам деятельности комиссии — это один из основных документов, на основании которого областной исполнительный комитет или — по его поручению — исполкомы базового либо первичного территориального уровней должны будут обратиться в суд с заявлением о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в собственность административно-территориальной единицы. — То есть самый важный шаг — это обращение в суд, так как именно суд определит юридическую судьбу данного дома, чтобы в дальнейшем он не имел статуса бесхозяйного, — пояснила Екатерина Святославовна. — Посредством принятия решения суда пустующий дом приобретает хозяина, которым становится какая-либо административно-территориальная единица, скорее всего, сельсовет. И после вынесения этого решения уже административно-территориальная единица, вернее, представляющий ее исполком должен определить дальнейшую судьбу данного дома. Он либо регистрируется как коммунальная собственность административно-территориальной единицы, либо отчуждается, либо сносится. Как исполком решит, такая «судьба» у дома и будет. Если будет принято решение об использовании дома в дальнейшем, то он подлежит государственной регистрации — и это является самым последним этапом работы с пустующими домами. Что характерно (и на это нужно обратить внимание) — стоимость пустующих домов никому не возмещается. Пустующий дом — бесхозяйный, у него либо нет собственника в принципе, либо собственник от дома отказался. То есть, исполнительный комитет не несет никаких затрат на приобретение дома в коммунальную собственность. Но есть еще одна категория строений, подпадающая под указ № 70 — ветхие дома. У них-то как раз есть собственники, и они известны. Ветхие дома — это те, которые бесхозяйственно содержатся, не соответствуют санитарно-техническим требованиям, непригодны для проживания. При том, что собственник от права собственности юридически не отказался. — Для того, чтобы облагородить внешний вид сельской местности, и было принято решение об изъятии домов у собственников в случае бесхозяйственного к ним отношения. Но поскольку собственники когда-то все же вкладывали средства в строительство и обслуживание этих домов и платили соответствующие налоги, то в этом случае изъятие не может происходить безвозмездно. То есть за ветхий дом его хозяину должны будут заплатить, — подчеркнула Светлана Буда. Главный специалист юридического отдела Комзема так охарактеризовала действия сельисполкомов в отношении ветхих домов: во-первых, выявляем и определяем, что дом подпадает под требования указа № 70, далее — обращаемся за его оценкой в территориальную организацию по госрегистрации недвижимого имущества (раз придется выплачивать компенсацию, то нужно знать, сколько именно, на что вправе рассчитывать хозяин дома). После проведения оценки обращаемся в суд, поскольку только посредством решения суда можно изъять собственность у его собственника в нашем государстве. Изъятие ветхого дома происходит путем выкупа административно-территориальной единицей или же посредством передачи ветхого дома для продажи с публичных торгов. В любом случае, собственник должен получить деньги за дом (за исключением расходов на оценку). Если дом остается в собственности административно-территориальной единицы, его тоже нужно регистрировать, подчеркнула Екатерина Святославовна. За подачу же в суд всех вышеуказанных исковых заявлений (и по пустующим, и по ветхим домам) госпошлина не взимается, т.е. расходы местных исполнительных комитетов будут сокращены до минимума. Представители первичного звена власти, присутствовавшие на встрече, первым делом поинтересовались, где брать средства на все расходы, которые повлечет за собой выполнение указа? Например, за счет каких источников компенсировать людям изъятие дома? Как пояснила Екатерина Буда, в соответствии с указом № 70, ежегодно при формировании проектов местных бюджетов на очередной финансовый год должны предусматриваться средства для реализации данного указа. Такие траты должны планироваться заранее.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Традиционные встречи представителей «высших эшелонов» власти с ее первичным звеном — председателями сельских и поселковых советов депутатов
|
|