21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Что написано пером...

25.08.2009 22:02 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Что написано пером...

Газовый конфликт как история двух союзных соглашений
На прошлой неделе информагентства сообщили, что Россия может выйти из межправительственного соглашения с Беларусью о создании равных условий в области ценовой политики, которое было заключено в 2002 году в пакете с соглашением о расширении сотрудничества в газовой сфере, где речь шла о создании совместного газотранспортного СП.
Ирина КРЫЛОВИЧ
Агентство ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на источник в российских дипломатических кругах сообщило о том, что МИД РФ направил МИДу РБ ноту, в которой излагается позиция российской стороны относительно дальнейшего участия в Соглашении о создании равных условий в области ценовой политики с учетом того, что Беларусь не выполняет второе пакетное соглашение.

“Речь не идет о денонсации соглашения о создании равных условий в области ценовой политики, поскольку оно так и не было ратифицировано в России и юридической силы не имеет. Суть в том, что оно должно было быть ратифицировано в пакете с соглашением о создании СП не позднее 2003 года, однако этот вопрос затянулся, — сказал дипломат. — Тем не менее российское правительство выполняло свои обязательства по первому соглашению, демонстрируя добрую волю”, — добавил он. — А сейчас речь идет о том, нужно ли России дальше придерживаться принципов этого соглашения, в частности в отношении поставок в Беларусь дешевого газа. По железнодорожным тарифам у нас вопросов не возникает. Думаю, возможно их сохранить, договорившись на межведомственном уровне".

Как сообщила 25 августа агентству БелаПАН начальник отдела пресс-службы МИДа республики Мария Ваньшина, в белорусском МИДе ничего не знают о ноте внешнеполитического ведомства России.

Спорные частные вопросы

Формальным поводом для утечки информации из российских дипкругов называют прописанную в упомянутом соглашении необходимость сообщить о возможном выходе из него за шесть месяцев до окончания его действия. Срок действия Соглашения о равных условиях в области ценовой политики истекает 12 апреля 2007 года, и если ни одна из сторон не объявит заранее о выходе из него, оно автоматически продлевается на следующие пять лет.

Кстати, об этой процедуре еще в начале июня зачем-то напомнил на своей пресс-конференции посол России в Беларуси Александр Суриков.

Появившаяся информация о возможном выходе России из соглашения весьма симптоматична, так как белорусская сторона не раз подчеркивала обязанность России выполнять межгосударственные соглашения. Трудно сказать, насколько активно используется этот аргумент в переговорах с “Газпромом”, зато внутри страны этот тезис звучит как основной.

Так, 6 июля первый вице-премьер Владимир Семашко, говоря о том, что “мы готовы создать газотранспортное СП уже до конца текущего года”, подчеркнул, что в этом случае Беларусь будет настаивать на соблюдении условий подписанного в 2002 году соглашения, “в котором четко прописано, что если ”Белтрансгаз" создает с “Газпромом” СП, то российская компания гарантирует нашей стране поставки газа по цене пятого ценового пояса России — на уровне Смоленской области".

Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский уже после появившейся информации о возможном выходе России из соглашения, отвечая 25 августа на вопросы БЕЛТА, не стал напрямую комментировать данную информацию, однако заявил, что правительство Беларуси строит свою экономическую стратегию в отношениях с Россией, точно следуя положениям Союзного договора и межгосударственных соглашений. Эта стратегия распространяется и на позицию “Белтрансгаза”, который ведет сейчас переговоры о поставках в республику российского газа в 2007 году, отметил С. Сидорский.

В то же время Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Василий Долголев, комментируя БЕЛТА все ту же информацию, по сути, признал, что по данному соглашению имеются разногласия. “Это частные вопросы, но они не станут препятствием для дальнейшего строительства Союзного государства. Это спорные вопросы, по которым надо работать”, — подчеркнул В. Долголев. Он также не исключил, что вопросы создания равных условий в области ценовой политики будут рассмотрены на заседании союзного Совмина, запланированного на конец сентября.

Вам пакет

Чтобы понять суть возможных спорных вопросов, обратимся собственно к документам, о которых идет речь. А речь нужно вести действительно не об одном, а о двух соглашениях — это уже упомянутое Соглашение о создании равных условий в области ценовой политики и Соглашение о расширении сотрудничества в газовой сфере.

Отметим, что ни в одном из них не содержится пунктов о том, что в случае создания газотранспортного СП Беларусь получает газ по цене Смоленской области. И несмотря на то, что оба эти соглашения называют “пакетными”, никакой взаимосвязи между документами в них самих не прописано и никаких перекрестных ссылок не содержится. Признак “пакета”, по сути, один: они заключены в один и тот же день — 12 апреля 2002 года. Причем заключены на разные сроки. Первое — на 5 лет, второе — на 10.

Итак, обратимся к тексту первого соглашения.

Статья 1 говорит о необходимости унификации нормативных правовых актов двух государств в области ценообразования, определяющих порядок установления регулируемых государством цен и тарифов в топливно-энергетическом комплексе.

И уже тут становится понятно, почему Россия иногда бывает так озабочена тем, что белорусские предприятия получают газ вовсе не по той цене, по которой его получают их смоленские коллеги. Стоит отметить, что в Беларуси существует практика установления различных цен за потребленные энергоносители для различных предприятий.

Статья 2 посвящена унификации железнодорожных тарифов на экспортно-импортные перевозки, и в этой сфере, судя по словам источника из российских дипкругов, у нас все выполняется.

Статья 3 определяет обязанности белорусской стороны по созданию в РБ оптового рынка перетоков электроэнергии (мощности), после чего стороны должны предпринять усилия для создания единого оптового рынка перетоков электроэнергии (мощности) с едиными принципами установления тарифов для потребителей России и Беларуси. Отметим, что до этого еще далеко.

Статья 4. Приведем ее текст полностью. “Установить, что с 1 мая 2002 года цена на природный газ, поставляемый для Республики Беларусь, определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на условиях франко-граница Республики Беларусь на уровне оптовых цен на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации пятого ценового пояса”. И тут нет никаких условий.

Статья 5 гласит, что белорусские тарифы на транспортировку российского газа по территории РБ должны устанавливаться регулирующим органом РБ, но в соответствии с методической основой, согласованной с уполномоченным органом РФ.

В статье 6 Беларусь берет на себя обязательство не допускать реэкспорта продукции (услуг) предприятий топливно-энергетического комплекса, в отношении которых соглашение устанавливает порядок ценообразования. Фактически речь идет прежде всего о запрете на реэкспорт дешевого газа, полученного по льготной цене из РФ. В России в последнее время все чаще высказываются сомнения по поводу выполнения этого пункта Беларусью. Белорусская сторона считает их необоснованными.

Статья 7, заключительная, определяет порядок вступления соглашения в силу, срок, на который оно заключено, и порядок выхода из него (см. выше). Далее идут подписи сторон.

Теперь обратим внимание на второе соглашение. Первые две статьи посвящены намерениям сторон углублять и развивать различные направления сотрудничества в газовой сфере, не содержат практически ничего конкретного, пожалуй, кроме обязательства бесперебойного транзита российского газа в третьи страны по территории РБ.

Статья 3 определяет, что российская сторона ежегодно предусматривает в балансе газа по РФ необходимые ресурсы природного газа для его поставки в РБ.

Статья 4 гласит, что объемы и условия поставок природного газа в РБ, а также его транзита через ее территорию определяются соответствующими контрактами между ОАО “Газпром”, другими поставщиками газа и РУП (тогда еще РУП. — Прим. И. К.) “Белтрансгаз”. Далее в статье говорится, что после создания совместного акционерного общества, в соответствии со статьей 5 настоящего соглашения, объемы и условия поставок природного газа в РБ, а также его транзита через ее территорию будут определяться контрактами между ОАО “Газпром”, другими поставщиками газа (заметим, что “других поставщиков газа” за пределы страны, кроме “Газпрома”, в России на сегодня уже нет) и созданным СП.

Итак, мы здесь не видим ссылок ни на первое соглашение, ни на цену пятого пояса. То есть условия поставки газа в РБ определяются только контрактом между двумя субъектами хозяйствования.

Упомянутая статья 5 данного соглашения достойна быть приведенной полностью. “Белорусская сторона до 1 июля 2002 года завершит оформление необходимых решений по созданию не позднее 1 июля 2003 года совместной газотранспортной российско-белорусской организации в форме акционерного общества (далее — совместное акционерное общество). Стороны поручают ОАО ”Газпром" и предприятию “Белтрансгаз” разработать предложения по созданию совместного акционерного общества на базе объектов белорусской газотранспортной системы и представить на рассмотрение сторон".

Тут стоит отметить упоминание объектов белорусской газотранспортной системы, и это немаловажно, потому что после заключения соглашения российская сторона и не скрывала, что речь идет не только об акционировании “Белтрансгаза” с последующим созданием СП, но и об акционировании “Белтопгаза”.

Статья 6 определяет принципы создания СП на базе “Белтрансгаза”. Оно должно создаваться в соответствии с законодательством РБ (именно это, по сути, и позволяет белорусской стороне “динамить” процесс его создания). Также указывается, что газотранспортные объекты, находящиеся в ведении “Белтрансгаза” и приватизируемые в рамках создания СП, а также имущество, приобретаемое СП, будет являться его собственностью. Предполагается, что на СП будет возложена функция оператора по эксплуатации газопровода Ямал — Европа на территории РБ.

Статья 7, помимо обязательств белорусской стороны по решению законодательных вопросов создания СП, также предписывает усовершенствовать законодательство РБ, чтобы исключить образование задолженности за поставленный в РБ природный газ.

В статьях 8 и 9 стороны обещают оказать СП поддержку в получении кредитов и необходимых разрешений для осуществления деятельности.

Весьма примечательна статья 10. Она определяет, что инвестиции субъектов хозяйствования РФ в виде движимого и недвижимого имущества, финансовые средства и другие материальные ресурсы, вложенные в объекты газовой отрасли на территории РБ, не подлежат безвозмездной национализации и реквизиции на территории РБ.

Заметим, речь идет не только об инвестициях и имуществе будущего СП, но и о любых объектах газовой отрасли на территории РБ.

Статья 11 определяет принципы обмена информацией по всем предыдущим вопросам, а статья 12 — заключительная — устанавливает порядок введения в действие соглашения и срок его действия — 10 лет с автоматическим продлением на пятилетние сроки, если ни одна из сторон не заявит по дипканалам за год до истечения его срока о выходе из соглашения.

Вот, собственно, и все. Далее — подписи сторон.

То есть в одном соглашении — просто подарок от России по ценам на газ, в другом — просто обязательство Беларуси создать СП и попутно в обоих еще много мелких обязательств.

Процедурные тонкости

Теперь вспомним, что с документами происходило дальше. Белорусское правительство Постановлением от 21 мая 2002 г. № 646 утвердило Соглашение о создании равных условий в области ценовой политики, назначила Минэкономики координатором по его исполнению и поручило МИДу направить в РФ уведомление о выполнении необходимых внутригосударственных процедур.

В комментариях к документу в юридических базах РБ говорится, что соглашение временно применяется с 12 апреля 2002 года, но оно не вступило в силу с этой даты.

Сведений о том, что Россия завершила внутригосударственные процедуры по утверждению соглашения, действительно нет. Есть постановление российского правительства также от 12 апреля 2002 г. № 236. Этим документом одобряется проект соглашения, в нем также говорится о целесообразности проведения переговоров о его подписании. Но самое удивительное, что пресс-релиз российского правительства о выходе данного постановления был распространен только 5 июня 2002 года, то есть уже после того, как Беларусь завершила все необходимые процедуры для его вступления в силу.

Далее 9 июля 2002 года премьер-министр РФ Михаил Касьянов подписывает распоряжение № 927-р, в котором со ссылкой на данное соглашение ОАО “Газпром” рекомендуется с 1 мая 2002 г. определять цену на природный газ, поставляемый в РБ, на уровне оптовых цен на газ, реализуемый промышленным потребителям РФ пятого ценового пояса. Пункт утратил силу 1 января 2004 года, но об этом ниже.

Есть еще постановление Федеральной энергетической комиссии от 31 июля 2002 года № 49-э/1, принятое в соответствии с вышеназванным распоряжением правительства, которым устанавливается, что до вступления в силу Соглашения о создании равных условий в области ценовой политики от 12 апреля 2002 года поставка газа в РБ ОАО “Газпром” осуществляется по регулируемой оптовой цене на газ, установленной для пятого ценового пояса.

Таким образом, можно заключить, что сегодня “Газпром” поставляет газ вовсе не на основе межправительственного соглашения о создании равных условий в области ценовой политики, а как раз на основе второго соглашения, где говорится о том, что условия поставок определяются ежегодными контрактами между “Газпромом” и “Белтрансгазом”.

Кстати, с действием второго соглашения все как раз чисто. Как следует из комментария в базе нормативных документов Правительства РФ, Соглашение о расширении сотрудничества в газовой сфере все-таки вступило в силу, правда, только 3 апреля 2003 года. Оно опубликовано в Бюллетене международных договоров в ноябре 2003 года (№ 11), то есть имеет статус международного соглашения. Правительство РБ утвердило соглашение постановлением Совмина № 1180 29 августа 2002 года.

Повторение — мать учения

Чтобы понять смысл и значение когда-то подписанных соглашений, вспомним историю. Эти соглашения подписывались премьер-министрами двух стран в присутствии президентов в ходе заседания Высшего госсовета (ВГС) Союзного государства, который многим простым гражданам запомнился выступлением белорусского президента в программе НТВ “Свобода слова”.

Госсовет затянулся на целых 8 часов, помимо двух рассматриваемых соглашений были подписаны также очередные документы по созданию единого экономического пространства, где упоминалось также и введение единой валюты. В то же время, по сообщениям прессы, Александр Лукашенко отказался подписывать соглашение о взимании косвенных налогов по стране назначения (которое в итоге было подписано в Астане в сентябре 2004 года).

Интересно, что накануне — 8-10 апреля 2002 года — с белорусским президентом встретились руководители крупнейших российских компаний — “ЛУКОЙЛа”, “Итеры”, “Сургутнефтегаза”, “Славнефти”, “СИБУРа” и “Балтики”. Речь, конечно же, шла об участии в приватизации белорусских предприятий — “Нафтана”, “Полимира”, “Азота”, “Белшины”, могилевского “Химволокна” и светлогорского “Химволокна”, ну и, конечно, “Крынiцы”. По сообщениям прессы, российские олигархи вышли от президента воодушевленными. Вот такой был фон у подписанных соглашений, которые потом долго не могли вступить в действие.

Через год с небольшим наступило время “Ч” — 1 июля 2003 года: к этой дате по уже действующему на тот момент второму соглашению должно было быть создано СП на базе “Белтрансгаза”. Но всем стало ясно, что СП создано не будет.

В конце августа того же года российский президент пишет белорусскому президенту письмо, в котором настоятельно предлагает подписать соглашение по введению российского рубля на территории Беларуси, которое уже парафировано главами нацбанков двух стран (кстати, предварительные соглашения по единой валюте также ратифицированы Беларусью и имеют в РБ статус закона).

В ответ белорусский президент 2 сентября тоже пишет письмо, в котором косвенно отказывается от предложения Путина, намекая на то, что документ не прошел широкого обсуждения и должен быть подписан на ВГС.

А 4 сентября уже руководитель “Газпрома” Алексей Миллер пишет письмо гендиректору “Белтрансгаза”, в котором сообщает, что переговоры по созданию газотранспортного СП с Беларусью зашли в тупик и разногласия носят непреодолимый характер. Также “Газпром” сообщает, что направил в правительство предложение о выходе из межгосударственного соглашения.

Уже 12 сентября 2003 года М. Касьянов подписывает новое распоряжение, которым с 1 января 2004 года отменяет пункт с рекомендациями “Газпрому” поставлять газ для Беларуси по цене пятого пояса. На следующий день А. Лукашенко во время общения с народом призывает всех утеплять окна.

А 15 сентября президенты двух стран встречаются в Сочи. Снова пятичасовая беседа, после которой звучат заявления. Путин: “Чтобы специалисты и эксперты энергетики не морочили голову всякими льготами, мы переходим на рыночные отношения”. Лукашенко: “И с 1 января 2005 года реально собираемся вводить (единую. — Прим. И. К.) валюту”, “У нас нет никаких сомнений и никакой настороженности в плане суверенитета”.

Однако документы по валюте не подписываются, и 1 января 2004 года Беларусь остается без контракта с “Газпромом” на поставку газа в Беларусь. Так началась первая газовая война в Союзном государстве.

Неужели теперь мы стоим на пороге второй? По крайней мере, этот уже начавший забываться опыт “сотрудничества” Беларуси и России в газовой сфере дает основания полагать, что появившаяся на прошлой неделе утечка информации из российских дипкругов — это неспроста. Возможно, уже в скором времени мы получим со стороны России новые “интеграционные инициативы”.

Причем, судя по недавней встрече двух президентов опять же в Сочи, у России все более жесткая позиция — похоже, там решили, что пришла пора отдавать обещанное, а у белорусской стороны остается все меньше аргументов, так как просто обещаниям уже никто не верит, как не поверят, судя по всему, и подписанным соглашениям.

И совершенно очевидно, что торг идет не только и не столько за “Белтрансгаз”. Россия ищет схему, которая позволит беспрепятственно и в долгосрочном периоде реализовывать на белорусском пространстве любые экономические и политические интересы. А это уже совсем другой уровень ставок.
 
Теги: Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На прошлой неделе информагентства сообщили, что Россия может выйти из межправительственного соглашения с Беларусью о создании равных условий в област
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика