КОМУ СЛУЖИТ ЧИНОВНИК?Комментируя недавно процесс дебюрократизации и работу учреждений по принципу «одного окна», Президент А. Лукашенко отметил, что выполнение решений по этим вопросам его не удовлетворяет. Что такое дебюрократизация? Это, вероятно, такой стиль работы государственных и других органов, который предполагает доступность власти для народа, наличие минимальных административных барьеров, быстрое и четкое решение всех проблем, с которыми обращаются граждане, в соединении с уважительным к ним отношением. Что касается законодательных решений, то здесь довольно четкое следование объявленной программе дебюрократизации. К примеру, Указ Президента от 13.09.2005 № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях» зафиксировал порядок организации работы с гражданами в госорганах, иных госорганизациях, включающий рассмотрение письменных и устных заявлений граждан, исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых гражданами в государственный орган, сроки выдачи и действия справок, размер платы за их выдачу. Что касается местных органов (уровень областей и г. Минска), Указ ограничил так называемое подзаконное нормотворчество. Указом от 16.03.2006 № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов» утвержден перечень административных процедур, выполняемых госорганами и иными госорганизациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов. Уже само по себе издание такого исчерпывающего перечня, на наш взгляд, является прогрессом, поскольку они систематизированы в одном акте и, более того, Национальному центру правовой информации поручено издать его. Таким образом, любой желающий сможет с ним ознакомиться. Вместе с тем вряд ли можно сегодня утверждать, что названные указы и принятые в их развитие акты правительства и других органов принесли ожидаемый эффект. Например, в отношении Указа № 152 складывается впечатление, что перечисленные в нем процедуры — лишь закрепление сложившегося положения дел без детального анализа необходимости тех либо иных справок или процедур. И такое впечатление подтверждается прежде всего объемом перечня: более 220 страниц и 414 административных процедур. При этом по каждой процедуре необходимо представить в среднем 4-5 документов либо сведений. Вот где «поле творчества» для чиновника! И его, к сожалению, определил и закрепил Указ. Сегодня, по нашим сведениям, готовится еще один указ, который будет направлен на регулирование системы разрешений в предпринимательской деятельности. Это также страшная проблема для развития бизнеса. Согласно сведениям, собранным по республике, сегодня для предпринимателей существует свыше 1 тысячи разрешений! При этом они введены актами органов самого различного уровня, а часть из них чиновники применяют вообще «исходя из сложившейся практики». К тому же невозможно найти исчерпывающий перечень этих процедур, поэтому предприниматель абсолютно зависит от воли чиновника. Так вот, снова есть опасность того, что мы в очередном документе просто получим очередное закрепление «статус-кво». Поэтому нужен детальный мониторинг системы разрешений и согласований и принятие, в конечном счете, специального рамочного закона с жестким порядком введения разрешений, критериями их введения, требованиями к ним, общим порядком их выдачи и т. д. Исходя из степени опасности и других критериев «разрешаемой» деятельности пора для отдельных разрешений ввести уведомительный принцип, что значительно облегчило бы жизнь предпринимателей и повысило их доверие к государству и его органам. Однако недостаточно принять «красивые» акты. А. Лукашенко прав, когда говорит, что « чиновники опять послушали, с испугу что-то там сделали, и все это пошло самотеком». Так вот, нужно менять психологию и граждан, и чиновников, и, кроме того, структуру отношений внутри власти. Пока чиновник будет служить вышестоящему начальнику, а не народу, ничего не изменится. С другой стороны, пока граждане будут чувствовать полную зависимость от «прихоти» чиновника, мы не получим никакой дебюрократизации. Вот пример почти из личного опыта. Моя супруга обратилась по делу в РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру». Первый день она безрезультатно простояла в очереди пять часов. На второй день после пятичасовой очереди вопрос удалось-таки решить. Но ее возмутила волокита, которую не выдерживали пожилые люди, отсутствие туалетов, отношение к людям. В Книгу предложений она все это написала. На днях пришел ответ за подписью и.о. директора этого РУП. Формально вовремя и даже «по существу». Но именно формально: очередь была объяснена «отсутствием необходимого штата» и чьей-то болезнью; туалеты объявлены служебными и рекомендовано «ходить» в платный за несколько сот метров от учреждения. Кроме того, рекомендовано не стоять в очереди, а использовать «одно окно» (очередь в которое не меньше, а сроки гораздо длиннее). И это — дебюрократизация? Сегодня принято проводить экспертизу проектов нормативных актов на их соответствие различным критериям. Почему бы не ввести экспертизу на предмет соответствия их критерию дебюрократизации? А всех чиновников тестировать насчет их отношения к людям? Может, тогда мы решим проблему не на словах, а на деле? Валерий ФАДЕЕВ, заслуженный юрист Республики Беларусь Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Комментируя недавно процесс дебюрократизации и работу учреждений по принципу «одного окна», Президент А. Лукашенко отметил, что выполнение решений по
|
|