21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Последняя карта

25.08.2009 22:17 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Последняя карта

Военный аргумент, судя по всему, сыграл важную роль в споре за цены на энергоносители
Поручая правительству любым способом компенсировать ущерб от введения Россией вывозных пошлин на нефть, Александр Лукашенко упомянул и о предъявлении счета Москве за услуги в военной области. Тем самым было подтверждено, что военная составляющая имеет не последнее значение в выстраивании отношений заклятых союзников.
Александр АЛЕСИН
В 1996 г. Российский институт стратегических исследований (РИСИ) подготовил обширный доклад по Беларуси. Он содержал не только развернутую характеристику молодого независимого государства (включая описание его военного потенциала и основных направлений оборонной политики), но и рекомендации для высшего руководства РФ по взаимодействию с Минском как самостоятельным субъектом международного права.

В докладе, в частности, говорилось, что, учитывая важную роль Беларуси в обеспечении стратегических интересов России на западном направлении, наиболее приоритетными сферами сотрудничества двух стран являются оборона и национальная безопасность. Развитие российско-белорусских контактов в военной сфере имеет целью укрепить границы со странами Балтии и Польшей, а также обеспечить нормальное функционирование группировки российских войск в Калининградском особом районе.

К приоритетным задачам военно-политического сотрудничества РФ и РБ были отнесены: подготовка на самых льготных условиях (или вообще бесплатно) белорусских офицеров в российских военных академиях; проведение совместных научных исследований в военной сфере за счет средств, выделяемых Россией; налаживание тесных контактов в военно-технической сфере (включая взаимные поставки вооружения и военной техники, военного имущества, комплектующих и запчастей, а также обмен лицензиями на производство различных видов продукции военного назначения); совместное использование имеющихся военных объектов и строительство новых в интересах обеих сторон.

Далее, правда, следовала оговорка о том, что РФ следует увязать оказание военно-технической помощи РБ с отказом последней от несогласованного экспорта вооружения советского производства.

Укрепление союзнических отношений между Москвой и Минском уже тогда имело столь важное значение для России, что авторы доклада рекомендовали своему правительству положительно решить вопрос о выплате белорусской стороне компенсации за вывезенное с территории РБ российское ядерное оружие. На этом, напомним, настаивал тогдашний министр иностранных дел Беларуси Петр Кравченко.

Более того, Кремлю предлагалось максимально внимательно отнестись к претензиям руководства РБ о выплате средств на содержание российских военных объектов, которые озвучил белорусский премьер Михаил Чигирь.

В своем окончательно резюме аналитики РИСИ сформулировали положение о том, что в политике Москвы по отношению к Минску должны превалировать государственные интересы, а не сиюминутная экономическая выгода. Сотрудничество двух стран (в военной сфере особенно) не должно определяться рациональной коммерческой арифметикой. Ибо "развитие и укрепление российско-белорусских связей, прямая интеграция с Беларусью совпадают с интересами России, служат укреплению ее национальной безопасности".

В последующем, если следовать логике авторов доклада, значение западного форпоста (в качестве которого Беларусь всегда рассматривали кремлевские стратеги) для России продолжало возрастать. Это касается не только расположенного недалеко от Барановичей объекта "Волга", полученные от которого данные в случае необходимости могут быть использованы для отражения ракетной атаки на Москву и Центральный промышленный район.

После вхождения в состав Североатлантического альянса Польши и стран Балтии произошло расширение зоны досягаемости объектов на территории России для тактической авиации НАТО более чем на 400 км к Востоку. Возможным стало даже применение авиационных крылатых ракет против шахтных пусковых установок российских МБР в Ивановской области РФ, а в перспективе — и против подвижных ракетных комплексов типа "Тополь".

О том, что подобная возможность перестала быть гипотетической, говорит и поступление на вооружение польских ВВС ударных самолетов американского производства F-16. В 2008 г. в строю будет уже 16 таких машин, к 2012 г. их численность увеличится до 48.

Ответным шагом стало форсирование процесса оформления Единой региональной белорусско-российской системы ПВО и усиление ее зенитно-ракетными системами С-300. Для защиты безопасности союзников в данном регионе от наземной агрессии несколько раньше была создана объединенная группировка сухопутных войск РБ и РФ.

На протяжении без малого десяти лет высшее руководство России исправно следовало рекомендациям, выработанным в середине 90-х гг., считая военный союз с Беларусью непреходящей ценностью.

"Облом" наметился только в последние годы, когда путинская администрация решила пересмотреть свои отношения с Минском, руководствуясь в первую очередь именно коммерческой выгодой. Апогеем этой политики стала предновогодняя "битва" за газ. Для победы в ней Москва не постеснялась пустить в ход, если можно так сказать, "неконвенциальное оружие" в виде вывозных пошлин на нефть. На этом фоне ответный ход белорусской стороны с транзитными пошлинами выглядел откровенно слабым.

И хотя детальный анализ столь радикальных перемен еще впереди, некоторые эксперты уже успели высказаться на этот счет. Абстрагируясь от несущественных деталей, их мнения можно свести в две группы.

Сторонники первой точки зрения считают, что видимое невооруженным глазом взаимное охлаждение Москвы и Минска вызвано ослаблением непосредственной военной угрозы России со стороны НАТО. Даже несмотря на приближение Североатлантического альянса к западным подступам РФ.

Как следствие, для обитателей Кремля существенно уменьшилась ценность военного потенциала Беларуси. Они посчитали нецелесообразным дальнейшее расходование в прежнем объеме энергетических ресурсов (столь дефицитных на мировом рынке) на его поддержание. Тем более что из-за своей антидемократической внутренней политики официальный Минск, похоже, напрочь лишен возможности "уйти" на Запад.

Другие видят причину смены курса Москвы по отношению к Беларуси в значительном укреплении позиций самой России. Последняя якобы настолько окрепла в экономическом, политическом и военном отношениях, что ее нынешнее руководство не видит необходимости в целях достижения своих интересов (в том числе в геополитической и военно-стратегической областях) ласково обхаживать партнеров по СНГ. У Москвы есть возможность, используя в качестве средства давления энергетическую мощь, значительно быстрее, а главное — менее затратно, достигнуть нужного результата. И Минск в этом плане ничуть не лучше Украины или Молдовы.

Однако, как полагает автор, военно-стратегический фактор еще не полностью исчерпал себя во взаимоотношениях двух стран. В политическом классе России существует влиятельное лобби, которое придерживается концепции "ближнего зарубежья" и выступает за сохранение российского военного присутствия в наиболее важных для Кремля регионах на постсоветском пространстве.

Косвенно эту гипотезу подтверждает факт возврата Москвы за стол переговоров с Минском, где пытаются урегулировать не только нефтяную, но и ряд других болезненных экономических проблем, накопившихся во взаимоотношениях между союзниками. Многие считают, что это произошло после предъявления Александром Лукашенко Владимиру Путину в том числе и "счетов" за оборону, следствием чего могло стать прекращение российского военного присутствия на территории РБ.

Именно чрезвычайно высокая цена геополитических и военных ставок для России оставляет возможность для достижения сторонами компромисса по спорным экономическим вопросам и сейчас, и впредь. Столетиями Москва стремилась сохранять если не прямой контроль, то преобладающее влияние на белорусских землях. И пока в российской правящей элите сохраняются имперские настроения, идея послушного западного бастиона будет сидеть в головах обитателей Кремля.





Генерал-полковник Л. ИВАШОВ,
вице-президент Академии геополитических проблем











"Что сегодня означает Республика Беларусь для России в плане безопасности?

1. Военно-стратегический плацдарм, отодвигающий средства силового воздействия НАТО по российской территории на смоленско-московском направлении.

2. Передовое прикрытие российской группировки войск на западном стратегическом направлении.

3. Систему информации о воздушной и наземной обстановке и дислокации вынесенных российских военных объектов (РЛС в Барановичах).

4. Составную часть объединенного оборонно-промышленного комплекса.

5. Духовное пограничье между православием — с одной стороны, католицизмом и протестантизмом — с другой.

6. Дружеское плечо для Калининградской области, Балтийского флота и рычаг политического воздействия на Литву.

Нам надо отдавать себе полный отчет в том, что вовлечение Республики Беларусь в орбиту НАТО приведет к крайне негативным для России последствиям, а именно:

- утрате надежного союзника и переходу его потенциала к противнику;

- сокращению подлетного времени натовской авиации для ударов по Москве до 20 минут;

- необходимости создавать новую оборонительную группировку сил и средств на смоленско-московском направлении и дополнительные оборонительные системы вокруг Москвы;

- затратному строительству объектов системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) на российской территории (поскольку будут выдавлены наши объекты с территории Украины — Мукачево, Севастополь; Азербайджана — Габала; Беларуси — Барановичи) или необходимости отказаться от системы, что приведет к "ослеплению" РВСН и невозможности планировать ответно-встречный удар (то есть налицо девальвация стратегических ядерных сил);

- разрыву экономических связей в оборонно-промышленном комплексе и утрате части комплектующих для военных систем...

...Ситуация, как видим, в высшей степени опасная и чреватая еще большими катастрофическими последствиями для национальной безопасности как братского народа Беларуси, так и России.

Что следует предпринять для блокирования планов США и НАТО, чтобы затормозить, а то и повернуть события вспять?

В первую очередь форсировать создание российско-белорусского Союзного государства, отодвинув на второй план все финансово-экономические разногласия и поставив во главу угла стратегические задачи обеспечения безопасности. Кому не ясно, что в случае увода Беларуси из зоны российского влияния мы понесем неизмеримо более высокие затраты".
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Поручая правительству любым способом компенсировать ущерб от введения Россией вывозных пошлин на нефть, Александр Лукашенко упомянул и о предъявлении
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика