ЕБРР ХОЧЕТ, А РБ НЕТ
ЕБРР хочет, а РБ нет
Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20070604.22/040150241 В конце мая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), которым владеют правительства 61 стран и две межправительственные организации, опубликовал доклад о своей деятельности в 2006г. На фоне беспрецедентно высоких темпов роста стран Восточной Европы (6,2% ВВП) и притока около $50 млрд. прямых иностранных инвестиций Банк проявил большую активность едва ли не во всех секторах экономики. В 2006г. Банк получил 2,4 млрд. евро чистой прибыли - на 57% больше, чем годом раньше. ВЫГОДЫ - МИМО В 2006г. ЕБРР выделил 4,9 млрд. евро в 301 проект в 29 переходных странах - это рекордный уровень инвестиций, на 0,6 млрд. евро больше, чем в 2005г. В прошлом году Беларусь получила 10 млн. евро (пивзавод «Оливария») и 13,7 млн. евро на программу по поддержке региональной торговли. Таким образом, наша доля в общем объеме финансирования составила 0,5% (с 1991г. по 2005 гг. - 0,65%). ЕБРР делает акцент на работу с малым и средним бизнесом. В 2006г. выросла доля проектов менее чем на 5 млн. евро, превысившая одну треть от общего количества проектов. Поскольку ЕБРР делает ставку на работу только с переходными странами, до 2010г. он планирует прекратить работу с восемью государствами, которые уже вышли из этой категории, вступив в ЕС и создав полноценные рыночные экономики. Количество потенциальных реципиентов сокращается, но Беларусь пока не готова к получению качественных инвестиций и созданию репутации надежного делового партнера. В 2006г. страны Юго-Восточной Европы, Центральной Азии и западной части экс-СССР получили 2,4 млрд. евро (48% от объема общего финансирования). Российские предприятия получили 1,9 млрд. евро (38%) - на 26% больше, чем в 2005г. Динамичный частный сектор нашего восточного соседа стал важнейшим партнером ЕБРР, а Беларусь, оставаясь заповедником госсобственности, до сих пор не может представить конкурентные бизнес-планы. В 2006г. 81% проектов банка получили оценку «хорошо» и «отлично» с т.з. влияния на ход рыночных реформ. На каждый евро своих собственных денег, вложенных в проекты, ЕБРР привлек 1,7 евро из других источников. Если бы Беларусь стала полноценным партнером банка, она только в 2006г. могла бы получить в 15 раз больше прямых иностранных инвестиций, причем в совершенно разные сектора экономики. Литовцы даже на модернизацию троллейбусов получили 15 млн. евро. Все больше популярности в ЕБРР набирают программы по поддержке региональной торговли. В 2006г. их объем составил 707 млн. евро. Доля Беларуси в этих программах 1,8% - один из самых плохих показателей среди 29 стран. Деятельность Банка распространялась на самые разные сектора: 45% ресурсов шло на финансовый сектор. В 2006г. сюда было вложено 2,2 млрд. евро (на 55% больше, чем годом раньше). Впервые портфель инвестиций Банка в данный сектор превысил 6 млрд. евро. В прошлом году наша страна из этих денег вообще ничего не получила (программа микрокредитования не в счет). Очевидно, инвестиционные и имущественные риски все еще остаются слишком высокими. Нацбанк из года в год говорит о необходимости приватизации банковской сферы, но когда доходит до дела, все заканчивается подковерной продажей отдельных банков избранным внешним инвесторам. СПРАВКА «БелГазеты». ЕБРР владеет акциями в 49 банках в 23 странах более чем на 900 млн. евро. Работая внутри банковской системы, эксперты банка осуществляют трансферт управленческих ноу-хау, поднимают корпоративную культуру и делают операции более прозрачными. В 2006г. банки в 18 странах получили новые кредиты на 568 млн. евро. РЕСТРУКТУРИЗАТОРЫ В 2006г. инвестиции банка в устойчивые источники энергии составили 750 млн. евро. Банк продолжает активно поддерживать реструктуризацию энергетического сектора в РФ. Поддержка осуществлялась в форме кредитов, покупки акций компаний, гарантий по кредитам. Впервые в России ЕБРР привлек синдицированный кредит в российских рублях от девяти коммерческих банков на сумму, эквивалентную 120 млн. евро. Остальные 30% ресурсов ЕБРР в 2006г. вложены в агробизнес, промышленность, недвижимость и туризм, телеком и новые СМИ. Банк поощряет развитие совместных предприятий, которые увеличивают объем внешней торговли. Например, 10 млн. евро получила кондитерская фабрика из Сербии Soko Љtark с самым крупным акционером из Словении. В телекоммуникационный сектор и новые СМИ заинвестировано 149 млн. евро. Синдицированные кредиты увеличили объем финансирования еще на 50 млн. евро. Самый большой кредит в 2006г. получил российский МТС - 85 млн. евро на расширение сети в регионах и соседних странах; 10 млн. евро - болгарский Telelink. Российская Gallery Group получила кредит на развитие инфраструктуры внешней рекламы, в первую очередь в регионах. Банк также поддержал проект развития спутникового ТВ в Восточной Европе (50 млн. евро для компании Capital Media, вещающей в т.ч. на Украине). Безусловным инвестиционным успехом является покупка банком 3,67% акций в акционерном обществе из российского ЗеленоградаSitronics. Объем продаж этой компании в 2005г. составил 725 млн. евро. 63 млн. евро от ЕБРР были потрачены перед размещением акций на фондовом рынке на технологическую модернизацию. Еще 152 млн. евро вложила российская компания «Система» - мотор «Кремниевой долины» России в Зеленограде. Очередной успешный проект ЕБРР - программа по финансированию микро- и малого бизнеса. В 19 странах предприниматели получают кредиты через 76 местных банков. В прошлом году малый бизнес получил от банка 945 тыс. кредитов на 4,9 млрд. евро. С начала реализации программы выдано 2,5 млн. кредитов более чем на 12,7 млрд. евро. Более 99% выданных кредитов полностью выплачивается клиентами. СПРАВКА «БелГазеты». К концу 2006г. ЕБРР открыл более ста линий для 39 банков, 37 лизинговых компаний в 11 странах на 1,1млрд. евро. Средний размер кредита - 22,8 тыс. евро, лизинга - 18,5 тыс. евро. Данные программы поддерживает ЕС, предоставив гранты на 181 млн. евро. Таблица ДЕМОКРАТИЯ В ОБМЕН НА ДЕНЬГИ ЕБРР делает особый акцент не только на стимулирование свободной торговли, но и прежде всего на «продвижение демократии, улучшение инвестиционного климата, борьбу с коррупцией, установление качественных практик в управлении и обеспечение прозрачности ». В Беларуси и Туркменистане ЕБРР «нашел мало доказательств приверженности властей принципам, изложенным в ст. 1. Ни одна из этих стран не добилась достаточного прогресса в достижении параметров, установленных предыдущими стратегиями банка… Следовательно, ЕБРР исключает финансирование любых госпроектов и делает акцент исключительно на проектах частного сектора. Их поддержка осуществляется, если можно доказать, что государственные служащие лично не получат выгоду от их реализации. Тем не менее ЕБРР стремится поддерживать диалог с правительством и неправительственными организациями во имя улучшения инвестиционного климата для частных предпринимателей с надежной поощрения политической и экономической реформы». Если политика официального Минска изменится, «ЕБРР расширит свою деятельность » в нашей стране. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В конце мая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), которым владеют правительства 61 стран и две межправительственные организации, опубликов
|
|