17 мая этого года произошло более чем долгожданное для белорусских автошкол событие. Правительство Беларуси постановлением N616 внесло изменения в свое же постановление N34 от 12 января 2006 года "Об установлении размеров платы за обучение управлению механическим транспортным средством...", повысив стоимость обучения в автошколах.
Существенное новшество - теперь стоимость топлива курсанты будут оплачивать отдельно (ранее оно было включено в общую стоимость). Так, если ранее стоимость обучения на категорию "В" в любой из белорусских автошкол не могла превышать 589.690 рублей, то после повышения - 599. 080 рублей. Однако, к последним цифрам необходимо прибавить еще и стоимость топлива (для категории "В" его требуется на 40 часов практического вождения). Порядок оплаты и учета расхода топлива утверждается Министерством транспорта. На момент написания статьи в понедельник, 29 мая, стоимость топлива по каждой из категории еще не была согласована между различными министерствами.
Тем курсантам, которые уже записались на обучение в автошколу, ничего доплачивать не придется. Как говорится в документе, "постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и не распространяется на договора, заключенные до его вступления в силу".
Если для будущих курсантов новые тарифы не назовешь приятной новостью (кому хочется платить больше?), то для автошкол это спасательный круг. Ведь единые тарифы обучения, установленные тем же постановлением Совета Министров в январе 2006-го, поставили многие из них на грань выживания. Затраты у всех автошкол разные, разные налоги, арендная плата и т.д., а работать они вынуждены по единым тарифам - ситуация усугублялась чуть ли не каждый месяц. Некоторые автошколы из-за убытков приостановили набор групп, что способствовало ажиотажу, который сохраняется и сегодня - запись ведется на три месяца вперед.
Как учебные организации восприняли новость?
- То, что хотели, мы не получили, - сказали в одной из минских автошкол. - К примеру, для практического обучения сегодня нужны иномарки, но даже новый тариф не покроет расходов на их приобретение. Мы работали, но прибыль у нас была минимальная. Не могли повысить зарплату, которая никого не устраивает. Единственный плюс в том, что теперь не будем зависеть от "прыжков" стоимости топлива.
В другой автошколе сказали следующее:
- Повышения тарифов мы ждали еще с апреля прошлого года. Бензин дорожал регулярно, усугубляя наши убытки. Автошколы накопили столько долгов, что даже новая цена не даст возможности сработать в ноль, что уж тут говорить о прибыли?! А если еще и коммунальные платежи будут дорожать... Из-за низкой зарплаты у нас уволились многие специалисты.
Зачем понадобилось устанавливать единый тариф для всех автошкол? Это ведь услуга, которую никак не отнесешь к социальным. Когда цены были свободными, их никогда нельзя было назвать запредельными. Все имели прибыль в 10-15 процентов, которая позволяла нормально жить. Тогда стоимость услуги регулировалась рынком и включала наши расходы - арендную плату, зарплату, запчасти, амортизационные расходы. Все и так регулировалось. Мы не могли платить зарплату выше определенных ставок, не могли купить запчасть дороже, чем в магазине, - все в накладной было отражено.
В нашей автошколе из-за убытков с января нет набора - доучиваем старые группы. Когда Минтранс подготовит таблицу со стоимостью топлива, тогда и планируем возобновить набор.
Как итог, мнение сотрудников еще одной автошколы:
- Да, мы теряем кадры, не располагаем средствами, чтобы обновить подвижной состав. А ведь это влияет на качество обучения! Все в плачевном состоянии, убытки колоссальные, и новая цена их не покроет. Еще год надо работать, чтобы выйти в ноль. Цены нужно отпустить. Реальная стоимость обучения, чтобы выжить, совершенствовать материальную базу, должна составлять для категории "В" 840 тысяч рублей плюс стоимость топлива. Тогда автошколы более-менее поднимутся.
И еще один нюанс. Этим же постановлением Совмина исключено приложение, устанавливающее плату за сдачу квалификационных экзаменов (теоретического и практического) на право управления механическим транспортным средством в ГАИ. Теперь, видимо, стоимость сдачи экзаменов будет устанавливать не правительство, а МВД.
Предельная стоимость обучения в автошколах (с НДС)
Категория А В С В-С с В на С с В на Д с С на Д Е
Старая цена (включая стоимость топлива), руб. 232.850 589.690 1.436.910 1.600.570 480.170 1.024.190 744.640 406.410
Новая цена (без стоимости топлива), руб. 222.740 599.080 1.086.100 1.232.020 364.310 760.190 523.780 296.280
Марина АЖГИРЕЙ.