Будут стимулы, будет и производствоПочему невелика доля малого производственного бизнеса в отечественной экономике и какие меры могли бы стимулировать его развитие? Эти вопросы сегодня планируется рассмотреть на очередном заседании Совета по развитию предпринимательства. Ожидается, что предложения экспертов Совета будут направлены на рассмотрение правительства. Изучением состояния производственного предпринимательства и тех проблем, которые мешают его развитию, эксперты Совета занялись по поручению правительства. Кроме того, это исследование стало частью проекта Программы развития ООН по формированию благоприятных условий для развития бизнеса. Изучая тему «на местах», эксперты Совета встречались с предпринимателями-производственниками в различных регионах страны (см. «ЭГ» №№ 26,33,43). «Квартирный вопрос» Одна из главных проблем производственного бизнеса — «крыша над головой». Действующая процедура отчуждения объектов госсобственности бюрократически сложна и не всегда прозрачна, отмечают эксперты. Подготовка пакета документов занимает 8-10 месяцев. К тому же согласование на уровне государственных органов еще не гарантирует совершение сделки. Прежде всего это касается объектов стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин. Выставляя объект на продажу, государство сопровождает его массой условий, которые ограничивают инвесторов. К тому же цена этих объектов в большинстве случаев неадекватна их техническому состоянию и неподъемна начинающим предпринимателям, отмечали бизнесмены-производственники. По их оценкам, строительство аналогичного нового здания или сооружения обошлось бы гораздо дешевле, чем приведение в «рабочее состояние» продаваемого. В итоге государство остается со своими неиспользуемыми площадями, а бизнес вынужден арендовать помещения для организации своей деятельности. Здесь его поджидают новые проблемы: высокие ставки арендной платы и нестабильность во взаимоотношениях с арендодателем. Доля арендной платы в издержках малых предприятий, даже с учетом предоставляемых льгот, колеблется от 8 до 25%, подсчитали эксперты. По их мнению, «потянуть» такую ношу способны легкие на подъем предприятия, которым не нужно вкладывать большие средства в развитие. Производственники к числу таковых не относятся. По мнению экспертов Совета, решить «квартирный вопрос» можно, если упростить порядок приватизации имущества субъектами малого предпринимательства. Особенно это касается тех субъектов, которые уже арендуют государственные «площади» в течение длительного срока. Эксперты предлагают «не держаться» за цену объекта, а продавать его за ту сумму, которую реально готовы дать. Вплоть до безвозмездной передачи, если речь идет о том, что за долгие годы никому не понадобилось. Заметно облегчило бы участь арендаторов установление ставки арендной платы в белорусских рублях. «Гигиена» для бизнеса Предусмотренные законодательством процедуры по освоению новой продукции многочисленны и необоснованно длинны, считают производители. Так, постановка на производство новой продукции включает, как минимум, шесть стадий: разработка и утверждение технических условий; разработка технологической документации; сертификация и гигиеническая регистрация сырья, упаковочных материалов; гигиеническая регистрация оборудования; получение разрешения на производство трех опытных партий продукции и, после испытания продукции, разрешение на серийное производство; сертификация продукции. При этом зачастую сроки проведения сертификации затягиваются либо в приеме продукции на сертификацию отказывают, особенно малым частным предприятиям. В результате процесс постановки продукции на производство с оформлением технических условий (ТУ) и гигиенической регистрацией оборудования занимает в среднем около 4 месяцев, освоение новой продукции на имеющемся оборудовании и без оформления ТУ — приблизительно 2-2,5 месяца. Ежегодная процедура получения сертификата продукции собственного производства, выдаваемого БелТПП, занимает до 30 дней и стоит в среднем 200-250 USD. Эксперты Совета предлагают принять нормативный акт, определяющий перечень продукции (веществ, сырья), подлежащих обязательной сертификации, а также регламентирующий процесс сертификации. В документе необходимо «прописать» исчерпывающий перечень процедур, необходимых видов сертификатов по каждому виду продукции, представляемых документов, сроки проведения сертификации, стоимость услуг, а также ответственность должностных лиц. Кроме того, следовало бы требовать сертификат продукции собственного производства только на ее новые виды, полагают эксперты. В течение первого года работы малого предприятия можно было бы выдавать ему такой сертификат бесплатно, полагают они. Защититься от таможни Большое количество нареканий со стороны субъектов хозяйствования вызывают таможенные процедуры. Так, при таможенном оформлении товара решающее слово в его классификации остается за таможенным органом. Однако нередки случаи, когда классификация товара, принятая таможенными органами при его таможенном оформлении, впоследствии может быть ими же признана неверной. Проблемы возникают при подтверждении таможенной стоимости товаров. Меры ответственности за нарушение процедур формального характера не соответствуют размерам ущерба. Штраф за нарушение сроков представления статистической декларации может составить до 10% стоимости импортированных товаров. Непредставление же статистической декларации классифицируется как нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций и чревато применением санкций в размере до 100% стоимости импортированных товаров, а также штрафом должностных лиц в размере от 20 до 30 БВ. Эксперты Совета предлагают снизить размеры экономических и административных санкций за незначительные таможенные правонарушения, сделать более доступным статус «Добросовестный участник ВЭД». Цены и НДС По мнению экспертов, для малого бизнеса можно было бы не устанавливать ограничения по росту цен и избавить его от необходимости их регистрировать, поскольку процедура эта сложная и трудоемкая. К тому же занимает она, как минимум, 10 дней, и малые производственные предприятия, работающие, как правило, «с колес», вынуждены нести убытки даже при наличии высокого спроса на производимые товары или услуги. Тем более, что доля «малых» в общем объеме производства не так уж велика — 6-7%, аргументируют эксперты свою точку зрения. Для подтверждения экспорта товаров в РФ производители предлагали дополнительно к документальным сведениям об уплате косвенных налогов использовать отметку таможенных органов России. Такая отметка, несмотря на отсутствие таможенной границы между двумя странами, ставится. По их мнению, это значительно упростило бы применение нулевой ставки НДС малыми предприятиями-экспортерами, поскольку влиять на налоговые органы России и требовать от них электронные подтверждения они не в состоянии. Если эти и другие предложенные меры будут выполнены, предприниматели стали бы гораздо активнее заниматься производством и тем самым смогли бы увеличить экспортный потенциал страны, считают эксперты Совета. Дмитрий ЕРМАК Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
считают представители малого бизнеса
|
|