Ваше время истеклоСовершая внешнеэкономические операции, субъекты хозяйствования должны быть особенно внимательны. Ведь любое несоблюдение многочисленных требований законодательства чревато серьезными санкциями. Впрочем, ошибиться случается и таможенным органам. Такой случай рассматривался недавно в столичном хозяйственном суде. Белорусское предприятие (УП) заключило с московским ЗАО в ноябре 2006 г. договор аренды дорожной техники. На основании договора УП ввезло технику на таможенную территорию РБ и 5.01.2007 г. оформило его в таможенном режиме временного ввоза по ГТД. Срок временного ввоза был установлен до 3.02.2007 г., а в дальнейшем продлен до 30.04.2007 г. Но уже 8.05.2007 г. Минской региональной таможней в отношении УП был составлен акт о возникновении таможенной задолженности и задолженности по процентам. В нем было указано, что выявлен факт нарушения срока подачи ГТД после завершения установленного таможней срока использования товаров, помещенных под таможенный режим временного ввоза. По истечении установленного срока технику следовало заявить к помещению под какой-либо таможенный режим либо продлить сроки по выполнению обязательства. По мнению таможенников, УП были нарушены требования ст.ст. 31, 119, 171 Таможенного кодекса, что повлекло возникновение таможенной задолженности. Раз есть нарушение — есть и санкции: МРТ было принято решение о взыскании с УП 159 991 100 Br таможенных платежей и 391 089 Br пени. Позднее, руководствуясь постановлением Совмина от 2.04.2007 № 420 «О переносе рабочих дней в апреле 2007 г.» и постановлением ГТК от 26.01.2005 № 6 «О сроках подачи таможенной декларации, об условиях и порядке их продления», МРТ указала, что днем окончания срока использования товара в заявленном таможенном режиме считается 2.05.2007 г. В связи с этим был уточнен день возникновения таможенной задолженности (3.05.2007 г.), просрочка определена в 6 дней, а сумма пени — в 293 317 Br. ГТК оставил жалобу УП на решение МРТ без удовлетворения. Не согласившись с выводами таможенных органов, УП обратилось в суд. В судебном заседании представитель УП рассказал, что с целью продления срока временного ввоза 27 апреля были уплачены причитающиеся таможенные платежи, а 2 мая работник предприятия с соответствующим заявлением о продлении срока временного ввоза прибыл в таможенный орган. Но уехал ни с чем, прождав начальника ПТО до конца рабочего дня. Когда на следующий день 3 мая заявление с документами было вручено начальнику ПТО, он отказал в продлении срока временного ввоза техники в связи с пропуском срока. Заметим, что факт нахождения работника предприятия на ПТО 2 мая подтверждается постановлением МРТ о наложении административного взыскания от 19 июля. Заявитель также представил в суд декларацию, согласно которой срок временного ввоза указанной техники продлен до 26 августа. Представители МРТ требования не признали, указав, в частности, на то, что заявителем в установленный срок не были совершены действия, предусмотренные подп. 29.1 п. 29 Положения о таможенном режиме временного ввоза (вывоза) товаров, утв. постановлением ГТК от 8.04.2002 № 22 (далее — Положение № 22). Товары не были заявлены для помещения под иной таможенный режим или СВХ, срок их нахождения в режиме временного ввоза не был продлен. Сам факт подготовки предприятием 2 мая заявления о продлении срока временного ввоза товаров не свидетельствует о том, что этот срок продлен таможней. Совершение предприятием указанного действия не является достаточным для соблюдения требований законодательства в отношении временно ввезенных товаров. Проанализировав все представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. Принимая такое решение, суд исходил из следующего. Согласно ст.ст. 68, 71 ТК временный ввоз (вывоз) товаров — таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Республики Беларусь или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможенным органом исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза) и, как правило, не могут превышать 2 лет. При этом для отдельных категорий товаров ГТК может устанавливать более короткие или более продолжительные предельные сроки временного ввоза (вывоза). Продление сроков осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом ГТК. В силу п.п. 8, 9 Положения № 22 продление срока временного ввоза производится путем внесения уполномоченным должностным лицом таможни в графу «С» оригинала разрешения-обязательства и дубликата 3 разрешения-обязательства соответствующей записи на основании полученного письменного разрешения начальника структурного подразделения таможни (в виде резолюции на письменном заявлении заявителя таможенного режима). В соответствии со ст. 72 ТК случаи полного освобождения временно ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин и налогов определяются Правительством. В иных случаях, а также при несоблюдении лицом, перемещающим товары через таможенную границу РБ, условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов может применяться частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в порядке, определяемом ГТК по согласованию с Минфином. При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный месяц уплачивается три процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. Общая сумма таможенных пошлин и налогов, взимаемых при временном ввозе (вывозе) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, не должна превышать суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза (вывоза), если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. В случае, если указанные суммы станут равными, товар считается выпущенным для свободного обращения или вывезенным в соответствии с таможенным режимом экспорта при условии, что в отношении этого товара не применяются меры экономической политики. В материалах дела имелись доказательства того, что УП в пределах установленного срока предпринял предусмотренные Положением № 22 действия по продлению временного ввоза техники. Предусмотренных п. 13 Положения № 22 оснований для отказа в продлении установленного срока временного ввоза 2 мая не имелось. Но в этот день какая-либо резолюция начальника ПТО (с разрешением или с отказом) на заявлении УП не была получена последним по не зависящим от него причинам. Дальнейший отказ от продления срока временного ввоза был связан с тем, что должностные лица таможенного органа ошибочно считали последним днем срока 30.04.2007 г. Таким образом, УП выполнило предусмотренные Положением № 22 требования по продлению срока временного ввоза техники. А потому начисление по оспариваемому решению подлежащих уплате таможенных платежей в соответствии с условиями выпуска товара в свободное обращение суд счел неправомерным. Кроме того, в дальнейшем таможенный режим временного ввоза техники продлен до 26.08.2007 г. с определением сумм подлежащих уплате периодических платежей. Поскольку в отношении техники заявителя таможенный орган счел возможным продлить режим временного ввоза с иным порядком и размером уплаты таможенных платежей, нежели в режиме выпуска в свободное обращение, соответственно у заявителя отсутствует обязанность по уплате таможенных платежей по оспоренному решению. Ведь при ином обстоятельстве были бы нарушены указанные выше нормы ст. 72 ТК. Поэтому суд признал решение МРТ недействительным. Андрей БОБКОВ,судья хозяйственного суда г. МинскаЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Судебная практика
|
|