Преодоление последствий Чернобыля является одной из превалирующих задач государственной значимости Беларуси. Опыт других пострадавших стран показывает, что пренебрежение защитными мерами в силу сокращения финансирования или других причин приводит к повышению загрязнения, в том числе пищевых продуктов. Сегодня на вопросы www.interfax.by отвечает начальник управления реабилитации пострадавших территорий Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС кандидат технических наук Геннадий Анципов.
- Как проходит реабилитация пострадавших территорий Беларуси? Что сделано, а что еще предстоит сделать?
Хочу отметить, что радиационная реабилитация пострадавших территорий имела место в течение всего времени преодоления последствий катастрофы в нашей стране. В качестве точки отсчета можно привести обоснование и принятие непростых в обстановке того времени решений о реабилитации наиболее загрязненных районных центров - Брагина, Наровли, Чечерска, Ветки, Кормы - в 1991 году. Принятие решений о возможности проживания населения в них сохранило не только эти населенные пункты, несмотря на ощутимые потери, но сохранило и соответствующую административную и производственную инфраструктуру этих регионов, что позволило избежать огромных проблем.
В дальнейшем, по мере уточнения и улучшения радиационной обстановки, в течение 1992-1997 годов были обоснованы и приняты решения правительства о реабилитации еще 35 населенных пунктов Гомельской и Могилевской областей, относившихся к зоне последующего отселения. Данные решения обеспечили возможность направления в эти населенные пункты инвестиций для создания условий проживания. Жизнь подтвердила правильность этих решений.
Необходимо иметь в виду, что с точки зрения радиационной реабилитации пострадавших территорий важен не только фактор улучшения радиационной обстановки вследствие как процесса радиоактивного распада изотопов, так и осуществления защитных мер, но и нормативно правовое его оформление. В строгом соответствии с требованием законодательства в Беларуси трижды (в 1996, 1999, 2004 годах) уточнялся Перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения. В результате значительное количество населенных пунктов сменило радиационный статус на менее жесткий, а также вышло из зон радиоактивного загрязнения.
Процесс принятия этих решений был достаточно болезненным, поскольку при этом происходило уменьшение социальных льгот.
Однако этот процесс необходим, если мы хотим быть последовательными как в отношении закона, так и в отношении заявленной цели реабилитации. Очередной Перечень населенных пунктов должен быть принят к 2010 году. И наша общая задача разъяснять людям, что последствия катастрофы там, где в настоящее время проживают люди, пусть долговременны, но объективно не вечны.
Для ориентирования органов управления и населения Департаментом в прошлом году была поставлена задача и вместе с Республиканским центром радиационного контроля и мониторинга подготовлен и издан Прогноз изменения радиационной обстановки в населенных пунктах, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения. Он направлен во все обл-райисполкомы, сельские советы. В нем представлены данные в разрезе населенных пунктов о времени, когда плотность загрязнения почв цезием-137 и стронцием- 90 станет меньше значений, установленных для зон радиоактивного загрязнения, а также о времени, когда зонирование будут определять изотопы плутония.
- Какой комплекс мер разработан для реабилитации загрязненных территорий и населения?
На радиационную реабилитацию пострадавших территорий ориентирован последовательно реализуемый в течение всего времени комплекс мер радиационной защиты населения, причем не только проживающего на загрязненных территориях. Этот комплекс включает реализацию защитных мер в сельском и лесном хозяйстве, дезактивацию и захоронение загрязненных радионуклидами объектов, содержание системы захоронений отходов дезактивации, содержание территории белорусского сектора зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и отселенных территорий, обеспечение функционирования республиканской системы радиационного контроля и мониторинга.
В 2007 году затраты на решение этих задач составили Br110 млрд. Все кислые почвы с плотностью загрязнения цезием-137 более 5 Ки/кв.км или стронцием-90 более 0,3 Ки/кв.км известкуются за счет средств Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В прошлом году это было 29,1 тысяч гектаров.
В 2007 году в загрязненные хозяйства поставлены 24,3 тысяч тонн действующего вещества фосфорных и 83,9 тысяч тонн д. в.
калийных удобрений. При этом для наглядности скажу, что этим на пашне обеспечивается внесение фосфорных удобрений в зависимости от условий до 90 кг д.в. на гектар, калийных - до 250 кг д.в.
Выполняются такие меры как поставка гербицидов для снижения доли ручного труда при обработке посевов свеклы, ремонтно- эксплуатационные работы на внутрихозяйственных мелиоративных сетях (2007 год - 1 638 км).
Отмечу, что комплекс защитных мер в течение всего времени реализовывался последовательно. Результаты его в республике налицо. В торговую сеть и сеть общественного питания многие годы не поступают пищевые продукты с содержанием радионуклидов, превышающим допустимые уровни. И это несмотря на регулярное и значительное их ужесточение. Гарантии здесь обеспечиваются надежной, разветвленной системой радиационного контроля.
С 2002 года по инициативе президента Беларуси была начата переспециализация наиболее пострадавших хозяйств, целью которой является обеспечение гарантированного получения нормативно чистой по содержанию радионуклидов продукции, повышение экономической эффективности. Речь идет о внедрении в этих хозяйствах технологий, адаптированных к условиям радиоактивного загрязнения угодий, их плодородия, возможностям кормовой базы, кадровому потенциалу. Это развитие специализированного мясного скотоводства, производство семенного материала зерновых, картофеля, многолетних трав, создание непосредственно в регионе возможностей переработки на спирт непригодного на продовольственные цели зерна и др. К настоящему времени эта работа завершена для 46 хозяйств, в 11 она продолжается. А это ведь ни много ни мало, а 10% всех загрязненных хозяйств. Чтобы пояснить критерии отбора, отмечу лишь, что эта работа проведена во всех хозяйствах Брагинского, Хойникского и Наровлянского районов. Результат - и радиологический, и экономический - налицо.
Практически решена задача дезактивации социально значимых объектов. Завершается дезактивация промышленного оборудования. В соответствии с регламентами содержится система захоронений, которые приведены в порядок, поскольку в основном создавались в экстремальных условиях, когда было не до соблюдения всех требований.
На реабилитацию населенных пунктов направлены работы по повышению уровня санитарного состояния населенных пунктов, по которым принимались в разное время решения об эвакуации или отселении, в которых в настоящее время санкционировано проживание населения. Здесь много непригодных для дальнейшего использования покинутых подворий и производственных объектов.
Наведение порядка в этих населенных пунктах согласуется и с программами возрождения и развития села, наведения порядка на земле. В настоящее время необходимо снести еще около 2000 подворий в таких населенных пунктах, в основном в Гомельской области. В Могилевской области отселение людей было произведено в более полном объеме.
Рассматривая проблему реабилитации загрязненных территорий, нельзя обойти земли, с которых было эвакуировано и отселено население. В их отношении также необходимо формировать правильное общественное мнение, что это не бесполезные территории, что при правильном отношении они уже в настоящее время дают разноплановую отдачу.
Какие же здесь направления использования, а значит и реабилитации? Действует механизм возврата земель в сельхозпользование, на основе которого уже возвращено около 16 тыс. гектаров. На отселенной территории функционируют лесхозы.
Оттуда идет древесина. Качество ее гарантируется особо жесткой системой контроля древесины.
На самой загрязненной территории создан и эффективно функционирует Полесский государственный радиационно- экологический заповедник (ПГРЭЗ).
- Будет ли эта зона возвращена?
А надо ли ставить задачу возврата этой территории в активный хозяйственный оборот, как до аварии? Ведь здесь лежит практически весь выпавший на территорию Беларуси плутоний. А период полураспада плутония-239 - 24 100 лет. Однако это не мешает решению здесь задачи, не побоюсь сказать, планетарного масштаба - задачи сохранения биологического разнообразия. Эта проблема на слуху у всего мира. И если везде говорят о деградации биоразнообразия, то в ПГРЭЗ идет обратный процесс.
Условия здесь для этого практически идеальные - огромная территория, особенно если учесть, что и украинская зона отчуждения составляет 250 тыс. гектаров. Здесь нет населения.
- Бывают ли браконьеры в этих местах?
Браконьеров, хотя они и есть, отпугивает зона высокого радиоактивного загрязнения. Здесь установлен особо жесткий режим охраны. Природоохранный результат налицо. Отмечу лишь, что здесь появились медведи, которых не было там уже десятки лет. В прошлом году появились три особи лошади Пржевальского. Не говорю уже о появлении благородного оленя, рыси, других редчайших животных. Такого обилия животного мира в Белоруссии больше нет.
И прирастать это обилие, в том числе за счет исчезающих видов, будет, в первую очередь, нашим заповедником. И это объективно вытекает из режима его содержания. Например, кто может похвастаться тем, что в настоящее время видел краснокнижника - болотную черепаху. А в заповеднике она уже встречается на каждом шагу. Вполне можно ожидать, что со временем эта территория останется единственным убежищем для некоторых редких представителей животного мира нашего региона. Или такой пример.
Именно здесь зарегистрировано (после 1970 года) единственное местонахождение молодила русского, растения, имеющего самую высокую I категорию охраны как вида, находящегося на грани исчезновения. Это позволило включить его в последнюю редакцию Красной книги Беларуси. Можно было бы ставить задачу создания резерватов-заказников различного уровня - областного, районного на других территориях в зонах отселения. Они бы сыграли свою природоохранную роль до появления возможности активного хозяйственного использования их территорий. Ведь смысла охотиться здесь нет, все мясо диких животных имеет высокие уровни загрязнения.
Достаточно благополучная ситуация в Беларуси - это следствие государственного и последовательного внимания к проблеме, профессионализм людей, которые занимаются этим делом.
Однако успокаиваться нельзя, и я хотел бы, чтобы это понимали не только работники системы радиационного контроля, но и представители органов управления, в том числе на местах. Как только забывают о проблеме, она тут же дает о себе знать.
Например, есть технологии кормления животных, контроль загрязнения рационов с тем, чтобы не допускать возврата скота с мясокомбинатов по результатам прижизненного радиационного контроля. Там, где этими технологиями пренебрегают, такой возврат имеет место (в 2007 году - 141 голова КРС). И это при том, что везде в районах имеются приборы прижизненного контроля, то есть его можно провести до отправки скота на мясокомбинат.
Необоснованное радиологическое сокращение или прекращение защитных мер приводит к повышению доз облучения населения, уровней загрязнения продуктов питания. Этот вывод подтверждается и данными специалистов Украины и России.
Работы еще очень много. Поэтому в настоящее время поставлен вопрос о разработке очередной - на 2011-2015 годы - государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Преодоление последствий Чернобыля является одной из превалирующих задач государственной значимости Беларуси.