21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

В Беларуси надо формировать положительный образ бизнесмена

19.09.2009 13:54 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

22 июля 2009 Экономика и бизнес
Андрей Коровайко, TUT.BY С каждым годом в Беларуси растет количество индивидуальных предпринимателей. Правда, эту положительную тенденцию омрачает информация по разорению некогда процветающих предприятий. Почему всего лишь 20% компаний доживает до своего десятилетия и только 4% дотягивает до пятнадцатилетия? Легко ли начать свой бизнес в Беларуси и что для этого необходимо? Какой он, белорусский предприниматель? На эти и другие вопросы Радио TUT.BY отвечал представитель консалтинговой компании "Здесь и Сейчас" Александр Паньков.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя. (function (eid) { if(!(typeof(swfobject)=="object" && swfobject!=null)) return; var flashvars={ file: "http://img.tut.by/n/08/3/uploader.tut.by_2009_07_21_02.mp3" }; var params={ play: "true", loop: "false", quality: "high", wmode: "transparent", allowfullscreen: "true", allowscriptaccess: "always" }; var attributes={}; swfobject.embedSWF("http://www.tut.by/jw/player.swf",eid,"250","60","9.0.0","http://www.tut.by/jw/expressInstall.swf",flashvars,params,attributes); })("swf1248194571687");

- Как можно определить основную проблему белорусского предпринимательства?

- Одна из проблем заключается в следующем: СМИ вместе с государством должны формировать положительный образ героя, который владеет малым бизнесом. Я помню таких людей в сфере оперы, балета, театра, кино, политики и спорта, а вот передовиков малого и среднего бизнеса, к сожалению, совсем нет на слуху. Конечно, хорошо, что журнал "Дело" раз в год выставляет 12 номинаций, по которым награждает бизнесменов. Но там, скорее, можно говорить о крупном и среднем бизнесе, а не о малом. В Беларуси нет образа бизнесмена как важного для государства субъекта хозяйствования. Хотя, как показывает мировая практика, успех любого государства зависит на 80% от малого и среднего бизнеса. Многие успешные страны начинали с создания благоприятных условий для их развития. Именно им нужно помогать, а не крупному бизнесу, который сам разберется. Ведь это основа основ!

- А почему же тогда складывается обратный стереотип?

- Честно сказать, ситуация начинает меняться: либерализация экономики все-таки происходит, и на сегодняшний день сделано очень много позитивного. Не зря же Беларусь в мировом рейтинге по привлекательности бизнеса передвинулась со 115 на 85 позицию. Я думаю, что готовящийся проект об отмене лицензий даст возможность Беларуси еще дальше продвинуться в экономической сфере.

- Вы хотите сказать, что либерализация белорусской экономики - это не пустые разговоры?

- Безусловно, это не просто разговоры! Мы говорим с вами о зарубежных рейтингах, которые показывают позитивное движение Беларуси. Многие инвесторы уже рассматривают нашу страну как перспективную в вопросах ведения бизнеса. Большую роль играют дальнейшие действия. Обращаю ваше внимание на то, что Азербайджан за три года с 97 места передвинулся на 33! Сейчас это государство - абсолютный лидер по движению в мировом рейтинге с точки зрения благоприятных условий ведения бизнеса. Это произошло благодаря серьезным изменениям налогового законодательства в сфере малого и среднего бизнеса. У нас тоже это происходит, но одним махом, безусловно, коренные изменения не придут.

Недавно мы открывали одно предприятие, и за счет изменений в законодательстве смогли в течение одного дня без проблем справиться с поставленной задачей. Много времени уходит на сбор документов по юридическому сопровождению, но сама подача заявлений на регистрацию сегодня очень упростилась. Если вы расторопный, то за один день сможете стать счастливым обладателем юридического лица.

- Ожидается ли в связи с этим наплыв желающих зарегистрировать свое дело?

- Думаю, он однозначно будет. Уже сейчас есть цифры, по которым мы можем говорить об улучшении ситуации, но катастрофической популярности не будет из-за отсутствия позитивного образа предпринимателя.

- А если удастся создать позитивный образ предпринимателя и все начнут регистрировать себе юридическое лицо, чем это чревато?

- На самом деле это чревато всего лишь тем, что ряд наших жителей попробуют себя в роле предпринимателей. Ничего страшного в этом нет. Правда, статистика печальная: всего лишь 20% компаний доживает до своего десятилетия и только 4% дотягивает до пятнадцатилетия. Регистрация бизнеса - это только начало.

- Что же следует за регистрацией физического лица?

- Здесь возникает много вопросов: во-первых, нужно выбрать сферу деятельности, в которой вы хотите работать. Во-вторых, нужно понять, с какой продукцией либо услугой вы будете туда выходить и почему клиент выберет ваш продукт или услугу. В-третьих, нужно знать ваших конкурентов и цены на их продукцию. Я часто встречаюсь с нашими предпринимателями, и многие из них через месяц-другой начинают понимать, что не все так просто в бизнесе, как казалось первоначально. На самом деле, сегодня много пустых мест и недоразвитых отраслей, в которые может пойти предприниматель. С другой стороны, зачастую встает проблема сбора информации. Например, в России есть государственный комитет по статистике и бесплатный сервис, который вывешивает множество информации в интернет. Конечно, лучше обратиться к специализированным компаниям, которые помогут вам разобраться в этих вопросах, но это стоит денег.

- Есть ли в Беларуси какие-то обучающие курсы для тех, кто хочет начать бизнес? Ведь не все делается на интуиции молодого бизнесмена?

- Конечно, интуиция - это хорошо, но в условиях жесткой конкуренции она начинает подводить. Поэтому существуют бизнес-инкубаторы, специализированные курсы, на которые человек может пойти и получить необходимые знания. Для того, чтобы стартовать, нужно посчитать, сколько нужно денег на первый этап, где взять средства, как привлечь инвесторов и кредиторов. Даже в наше сложное время это возможно. Есть курсы при союзе предпринимателей, а также тренинговые и консалтинговые семинары. Выпущено много литературы, от которой можно оттолкнуться.

Как сказал мне один предприниматель: "Моя задача очень простая: я всегда хожу с широко раскрытыми глазами и прислушиваюсь к потребностям ближайших людей. А когда вижу, что что-то не так, обычно начинаю копать и тем самым выясняю новые потребности, которые пока не удовлетворены, или опережаю те потребности, которые должны вот-вот появиться".

- Можно ли с этого начинать, а не в развитии переходить к потребностям, которые еще никто не удовлетворяет?

- Безусловно! В первую очередь необходимо посмотреть широко раскрытыми глазами на то, какие потребности не удовлетворены. К примеру, можно выехать из Минска в Витебск и посмотреть, чего не хватает там. Конечно, есть направления с очень высокой конкуренцией. В сфере услуг, общепита и туризма много свободных ниш, в направлении которых можно двигаться. Когда вы начинаете бизнес, нужно задать себе главный вопрос: чего я хочу? Бизнес может быть разным, например, семейным, в котором мне хватит заработанных средств на себя любимого, и я не захочу высовываться. Есть еще один вариант, при котором человек хочет ставить себе все более высокие планки - тогда в поиске нужно уже исходить из этого. В любом случае, вы должны понимать, что ни одна компания-конкурент просто так вас на рынок не пустит. Нужно думать, как себя продвигать.

- Кого нужно бояться больше: государство или конкурентов?

- Я все-таки верю в то, что государство сейчас будет много делать для того, чтобы его перестали бояться. Судя по нашим реформам, мы очень похожи в этом плане на Нидерланды и Норвегию. Конечно, государство не всегда делает правильные ходы, и зачастую телега едет впереди коня, но позитивное движение уже есть. Поэтому я надеюсь, что когда-нибудь звания "Лучший скрипач" и "Лучший бизнесмен" с точки зрения престижности будут стоять на одном уровне. Неслучайно такая специальность Белорусского государственного университета, как "Бизнес-администрирование", очень востребована.

- Один из наших слушателей пишет: "Мы с другом уже давно вынашиваем идею открытия в столице хорошего пивного паба среднего размера. Проблема в том, что никто из нас до этого не имел собственных серьезных бизнес-проектов. И, даже имея юридическое и экономическое образование, начинать свое дело в наших экономических условиях страшновато. Как вы оцениваете риск такой затеи и какой стартовый капитал рекомендуют для такого проекта в столице? Может быть, вы назовете основные проблемы и сложности подобного бизнеса в столице, помимо дорогой аренды и выбора помещения?".

- Во-первых, есть позитивная новость: в сентябре-октябре планируют отменить лицензию на общепит, что упростит открытие подобных заведений. Удовлетворенность подобных заведений на белорусском рынке крайне низкая. Потребность в пивных пабах есть, но нужно понимать, что в условиях кризиса их становится еще меньше, потому что кризис как раз бьет по общепиту. Народ старается меньше ходить в такие заведения и устраивает пивные вечера у себя дома. Поэтому в условиях кризиса - это достаточно рискованное предприятие, но не безнадежное. Важна идея, которую нужно серьезно проработать и обязательно ответить на те ключевые вопросы, о которых я уже говорил. Поскольку такие заведения зарабатывают на постоянных посетителях, у вас должна быть своя идея, изюминка. Здесь очень многое зависит от антуража, кухни и других моментов. Необходимо определиться с размером и с местоположением заведения. По сути дела, перед открытием я бы сделал серьезную маркетинговую разведку. Исходя из этого, вы узнаете всю необходимую информацию.

- Наверное, какую-то особую идею будет сложнее реализовать?

- Существует классическое заблуждение, что особые идеи всегда дорогие. Практика показывает обратное: есть много достаточно простых креативных идей, которые можно воплотить в жизнь. Приведу классический пример, правда, не белорусский. Простой житель европейской страны пришел на встречу с японцами в японский ресторан, в котором нужно было снять обувь, а у него на носке была дырка. Он со стыдом высидел два часа, после чего вышел с гениальной идеей: было бы неплохо заказывать носки через интернет, а не ехать в гипермаркет. Человек быстро оформил идею, открыл бизнес, и на сегодняшний момент годовой оборот средств его фирмы составляет около 8 миллионов долларов. Таким образом, он рассылает носки упаковками по всей Европе через интернет раз в квартал или в полгода. А ведь мимо этой проблемы проходили миллионы людей, и только он загорелся идеей и сделал на этом бизнес.

Чтобы определить стартовый капитал, нужно составить грамотный бизнес-план. Мне вспоминается еще один пример. Сколько стоит открытие гипермаркета? Нормальные маркетологи назовут вам внушительную сумму. Один из маркетологов московского гипермаркета сделал очень просто: он пригласил представителей СМИ на фуршет, посвященный открытию заведения. В момент проведения этого мероприятия с крыши гипермаркета была рассыпана тысяча долларов в долларовых банкнотах. К концу дня во всех СМИ говорили о том, что там было чуть ли не полмиллиона долларов. Конечно, простым гражданам захотелось посмотреть на этот гипермаркет. Таким образом маркетолог привлек первоначальный поток граждан практически бесплатно.

- Какие люди идут в белорусский бизнес?

- Здесь главная необходимая черта - это предпринимательская жилка. Прежде всего, такие люди готовы создавать что-то новое и идти на риск. Есть много хороших администраторов, умеющих поддерживать бизнес, а не развивать его. Часто предприниматели имеют минимальные знания в области экономики, менеджмента и бизнеса в целом. Есть те, кто со временем становится акционером бизнеса и больше не занимается самостоятельно его развитием. С другой стороны, есть немало бизнесменов, которые специально получают образование и постепенно становятся элитой.

- Стоит ли начинать учить бизнесу со школьной скамьи?

- Обязательно! Необходимо еще в школе создавать образ предпринимателя как положительного и нужного в стране человека. Поэтому нужно вводить предметы, которые помогут зародить в детях навыки предпринимательства. Дальше это должно переходить в институты, в СМИ, и только тогда бизнесмены будут стоять в одном ряду с нашими известными актерами и спортсменами. Бизнес - это искусство и тяжелейший труд, требующий должного уважения.


 
Теги: Новости, Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
22 июля 2009 Экономика и бизнес Андрей Коровайко, TUT.BY С каждым годом в Беларуси растет количество индивидуальных предпринимателей.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика