Без лица. 21.by

Без лица

28.10.2009 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Без лица

Muse «Resistance» («Сопротивление»)

CD–обзор Ушами Сергея Пукста

Muse «Resistance» («Сопротивление»)

(11 треков)


Альбом Resistance является уже пятой работой, приобретшей в последнее время приставку «супер», группы Muse. Тематика песен стала рутинно антиутопичной для «неформальных» групп: США управляют миром, они (спецслужбы? государство?) не смогут нас контролировать. Термин «сопротивление» подразумевает непротивление злу насилием в духе Ганди. По словам лидера Muse Мэтта Беллами: «...Идея в том, что любовь может преодолевать границы между религиями и политическими взглядами... пока вы не осознаете, насколько ваши убеждения уводят вас от самих себя». Среди прочих источников вдохновения указываются роман Джорджа Оруэлла «1984» и книга писателя Карла Перкинса «Признания боевика от экономики» (The Confessions of an Economic Hitman). В книге показано, насколько крупные корпорации мощнее, чем правительства государств.


Попутно замечу, что музыкальных критиков есть за что не любить: только душа развернулась, а он тебе — нет, это не надо слушать, это безвкусно и вторично. Но что делать, когда нравится... В случае со мной и группой Muse ситуация скорее обратная — мне музыка группы кажется очевидным повторением пройденного, а вот авторитетнейшие издания вроде The Guardian и The New York Times ставят альбому «восемь» по десятибалльной шкале. Авторитетный сайт www.metacritic.com также отмечает в целом положительные рецензии (7,1 балла из 10) на основании 22 отзывов музыкальных журналистов.


Группу Muse, как правило, любят те, кто посетил их выступления. Даже на людей музыкально искушенных энергия их живых выступлений производит большое впечатление. Земфира, когда побывала на московском концерте музыкантов, была поражена, что в таком юном возрасте можно звучать настолько профессионально.


Но почему они звучат так неинтересно в аудиозаписи, я не знаю. Почему мы слышим смесь из Radiohead, Queen и чего–то в духе Mylene Farmer, причем все это происходит на протяжении одной только заглавной композиции Resistance. Напомню, кстати, что с группой в свое время отказывались иметь дело американские фирмы звукозаписи из–за сильного сходства с Radiohead, которые тогда были на пике популярности.


Понятно, что Мэтью Беллами прекрасно поет, выдает отточенные гитарные соло и демонстрирует неплохое владение фортепиано. Все это выше среднего, но не более того.


Композиция The United States of Eurasia (Соединенные Штаты Евразии) представляет довольно бесстыдное заимствование–цитирование группы Queen и завершается... ноктюрном Шопена. Понятно, что такая музыка нравится. Почему Шопен должен не нравиться? Даже сыгранная весьма приблизительно, в посредственной исполнительской интерпретации лидера группы, его музыка остается бессмертной. Но при чем здесь герои нашей статьи? Неизвестно.


Конечно, все можно объяснить. Сказать, что такой странный у группы постмодернизм. Сказать, что это игра со слушателем, в которую я в силу недостаточной продвинутости оказался не вхож. И в конце концов, клиент (слушатель) всегда прав, а нам, критиканам, только бы ругать игривых и ловких ребят.


Но это же просто слова, не имеющие ничего общего с музыкальным материалом, в котором нет ни одной «живой» незаимствованной ноты. Где обращение к классической музыке (в альбоме звучит еще ария из «Самсона и Далилы» Сен–Санса) происходит, возможно, в рамках какой–то концепции, но звучит словно жест творческой безысходности. Да, классические мелодии прекрасны, беда, что своих таких нет. Трехчастная симфония Exogenesis, которая в оркестровом сопровождении завершает альбом, от такого соседства вряд ли выигрывает.


Понимаю, что зритель стремится прежде всего не к пониманию, а к напоминанию. Вернее, ему так проще. И тут же находится масса нечистых на руку музыкантов, готовых подстелить соломки. Чтобы музыка навевала что–то из его подросткового периода. Поэтому и прослушивание радио превращается в некое психологическое кодирование. Но сейчас о другом.


Я действительно решил поискать какую–то зацепку–концепцию, которая все–таки объяснила бы сознательную вторичность материала. Вот мы видим комментарии Мэтта Беллами на вопросы о заимствованиях и использовании чужой музыки. Он заимствования из группы The Queen признает, но считает, что их объединяет то, что и The Queen, и Muse сближают рок с классической музыкой. Арию Сен–Санса он считает безусловным песенным шедевром. Ноктюрн Шопена — это все, что останется после разрушения этого безумного мира, и Шопен идеально подходил для данного трека.


Мне с концепцией все понятно.


Думаю, читатель сделает выводы сам.

Автор публикации: Сергей ПУКСТ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Без лицаMuse «Resistance» («Сопротивление»)CD–обзор Ушами Сергея ПукстаMuse «Resistance» («Сопротивление»)(11 треков)Альбом Resistance является уже пятой работой, приобретшей в последнее время приставку...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика